№ 2 февраль 2021 — 11 февраля 2021

Анализ Счетной палаты: системные недочеты информационных систем

Версия для печати 1227 Материалы по теме
Анализ Счетной палаты:  системные недочеты информационных систем

В декабре прошедшего года Счетная палата РФ завершила проведение анализа государственных информационных систем (ГИС) в сфере экологии. Проверка выявила недочеты действующих систем ряда федеральных министерств и позволила оценить возникающие как следствие бюджетные потери. Также аудиторы сформулировали риски, которые есть опасность повторить при создании новых ГИС. Подробнее об всем этом рассказал Сергей Владимирович НЕРОЕВ, директор Департамента аудита природопользования и АПК Счетной палаты Российской Федерации.

— Сергей Владимирович, в конце прошлого года Счетная палата выпустила бюллетень, ставший итогом проверки государственных информационных систем в сфере экологии. В документе отражена эффективность работы ГИС Минприроды, Росприроднадзора и Росгидромета. К каким выводам пришла Счетная палата по итогам аудита систем этих министерств? И иллюстрируйте, пожалуйста, цифрами — каковы потери бюджета?

— По итогам проведенной работы мы пришли к выводу, что ГИС этих ведомств не являются эффективным механизмом достижения цели Стратегии экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года. Так, информационная система Минприроды России «Наша природа», предназначенная для общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования, до сих пор не функционирует. Хотя государство начало создавать ее в 2013 году. С 2013 по 2020 год расходы за счет средств федерального бюджета на создание, эксплуатацию и модернизацию ФГИС «Наша природа» составили 119,7 миллиона рублей, а количество обращений граждан в данную систему за этот период — 192. Таким образом, стоимость обработки одного сообщения в ФГИС «Наша природа» составила 623,4 тысячи рублей. В связи с этим и с учетом того, что Минцифры России разработало проект федерального закона, предусматривающий единую процедуру приема обращений граждан в электронной форме с помощью федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», дальнейшая разработка и эксплуатация ФГИС «Наша природа» представляются нецелесообразными.

Анализ также выявил, что в информационной системе Росприроднадзора — единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ) — нет полной и достоверной информации о плательщиках экологического сбора. Это связано с отсутствием межведомственного электронного обмена информацией между ФТС России, Росстатом и Росприроднадзором.

Отсутствие такой информации не позволяет в полной мере выполнить Росприроднадзором задачу по повышению эффективности администрирования доходов от уплаты экологического сбора. В результате доходы федерального бюджета от экологического сбора не превышают 3 миллиардов рублей. Хотя при вводе данного сбора в 2015 году ожидалось, что объемы поступлений в федеральный бюджет будут в десять раз выше.

Кроме того, проведенный анализ расходов на эксплуатацию информационных систем показал, что стоимость работ по технической поддержке ГИС устанавливается без учета объема и периода выполненных работ. Стоимость одного дня технической поддержки ЕГИС УОИТ и ПТО УОНВОС[1], оператором которых является Росприроднадзор, согласно заключенным контрактам в 2017 году превышала стоимость аналогичной работы, проведенной в 2018 году, в 2,7 раза. При этом в технических заданиях отсутствует конкретное описание объекта технической поддержки (количество и размер документов от пользователей, планируемое количество пользователей, вычислительные мощности), в связи с чем определить рыночную стоимость выполненных работ не представляется возможным, что создает риски неэффективного использования средств федерального бюджета.

Говоря о модернизации ЕГИС УОИТ, необходимо отметить, что она осуществляется Росприроднадзором с 2019 года без согласования с Минцифры России, а расходы составят 566 миллионов рублей. При этом модернизация системы приведет не к улучшению качества администрирования экологического сбора, а к дублированию создаваемой Минприроды России государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов (ГИС УТКО).

Единая государственная система информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО), координацию деятельности которой осуществляет Росгидромет, не обновляется с 2013 года. Это снижает ее возможности, ограничивает привлекательность и потребительский интерес, а также повышает риски возникновения аварийных ситуаций и угроз информационной безопасности.

— У вас есть решение, что необходимо предпринять для устранения выявленных недостатков и для повышения эффективности использования этих систем?

— Для этого необходимо обеспечить, во-первых, межведомственный электронный обмен информацией в ЕГИС УОИТ. Во-вторых, модернизировать и перевести ЕСИМО на современные цифровые технологии. В-третьих, рассмотреть вопрос о выводе из эксплуатации ФГИС «Наша природа».

— Какие из выявленных при проверке действующих систем рисков могут повториться и отрицательно повлиять на функционирование систем, которые еще только создаются? Аудиторы разобрались с тем, как устранить или минимизировать эти риски при создании новых ГИС?

— Начну с первой части вопроса. Среди выявленных рисков, опасных для новых ГИС, одним из типичных является затягивание сроков создания системы. Например, создание информационной системы — государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) было предусмотрено статьей 63.2 Закона «Об охране окружающей среды» еще в 2011 году. Следующим и единственным реализованным шагом было утверждение положения о системе в 2013 году. На этом все, системы до сих пор нет. Затягивание сроков создания систем может привести как к их удорожанию, так и к возникновению новых экологических проблем. По данным Минприроды России, на данный момент стоимость создания этой системы оценивается в 1 миллиард рублей.

Основным риском для вновь создаваемых систем, по нашему мнению, является отсутствие полной и достоверной информации. Например, одним из источников информации для двух создаваемых систем — государственного фонда данных и комплексной информационной системы мониторинга состояния окружающей среды — является наблюдательная сеть Росгидромета. Но уровень ее технического оснащения не отвечает современным и международным стандартам и требованиям. Из 1117 городов нашей страны наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха ведутся только в 221. А с 2012 по 2020 год количество гидрологических постов сократилось на 279 единиц — с 3360 до 3081 поста. Из действующих в настоящее время автоматизировано только 30 процентов.

Таким образом, создание указанных выше систем без изменения текущего состояния наблюдательной сети может привести к их неэффективному использованию. Счетная палата предложила Правительству Российской Федерации разработать комплекс мер, направленных на увеличение плотности и модернизации наблюдательной сети Росгидромета.

— Как определила Счетная палата, проблема отсутствия достоверной информации о плательщиках экологического сбора стоит остро, федеральный бюджет недополучает потенциальный доход. Плательщиками сбора являются фирмы и ИП, производящие либо импортирующие изделия, которые по факту утери потребительских качеств подлежат утилизации. А это все бизнес, который очень пострадал от коронавируса, многие компании вовсе закрылись. В связи с этим вопрос: отладка ГИС, касающихся экосбора, — это работа на перспективу или есть планы получения существенного дохода в бюджет сразу по исправлению систем? О каком объеме средств речь и в какие сроки?

— Основная проблема собираемости доходов от уплаты экологического сбора — это несовершенство механизма «расширенной ответственности производителей товаров». Данный механизм, созданный в целях стимулирования бизнеса к утилизации товаров и их упаковки после использования, реализуется с 2014 года. Компании включают в отчетность данные о выполнении нормативов утилизации, не соответствующие фактическим данным о выполнении указанных нормативов, или не сдают отчетность о выполнении указанных нормативов. В результате отходы, из которых можно произвести вторсырье и запустить его в оборот, идут на свалки.

В настоящее время Минприроды проводит большую работу по повышению эффективности данного механизма. А доработанная ЕГИС УОИТ позволит контролировать правильность и полноту начисления указанного сбора.

При этом на данный момент уже потрачено: на создание ЕГИС УОИТ 113 миллионов рублей, на модернизацию — 566 миллионов рублей, на эксплуатацию (2017–2019 годы) — 70 миллионов рублей.

В завершение я хочу отметить, что мы рассчитываем, что подробный анализ ГИС, а также наши предложения и мнения ведущих экспертов в сфере экологической безопасности и информационных технологий, представленные в нашем бюллетене, повлияют на ситуацию. Что они будут полезны органам госвласти в дальнейшей работе по созданию и эксплуатации ГИС, помогут им минимизировать имеющиеся риски и повысить качество принимаемых управленческих решений в сфере охраны окружающей среды.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА



[1] ПТО УОНВОС — публичный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду.


Поделиться