№ 2 февраль 2021 — 11 февраля 2021

Новые реалии — новый бюджет

Версия для печати 1181 Материалы по теме
Новые реалии — новый бюджет

Первоочередная задача Министерства финансов Ростовской области — это, безусловно, сформировать бюджет, сбалансировать доходы и расходы, чтобы в новом году обеспечить финансирование всех его составляющих, выполнить взятые обязательства. Как изменились подходы к планированию расходов и доходов в регионе, межбюджетные отношения и долговая политика, рассказано в статье.

Лилия Вадимовна ФЕДОТОВА, заместитель губернатора Ростовской области — министр финансов

Бюджет Ростовской области еще в 2018 году перешагнул отметку 200 миллиардов рублей и в соответствии с оперативными данными за 2020 год входит в десятку крупнейших бюджетов субъектов РФ. Две трети расходов бюджета Ростовской области приходится на отрасли социальной сферы. В приоритете бюджетной политики региона — безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и достижение национальных целей развития, определенных Президентом РФ. В зоне постоянного внимания — и задачи по социально-экономическому развитию Ростовской области, поставленные губернатором региона В. Ю. Голубевым.

Итоги сложного года

Прошедший 2020 год был сложным для экономики, и Ростовская область здесь не исключение. Влияние пандемии отразилось на многих сферах нашей жизни. Снижение поступлений доходов потребовало быстрого реагирования и переформатирования бюджета. Для решения первоочередных задач и сохранения сбалансированности бюджета мы приоритизировали свои расходы с учетом их оптимизации в объеме более 13 миллиардов рублей.

1. Были приняты беспрецедентные меры по поддержке бизнеса и граждан. Из федерального бюджета выделены значительные средства на борьбу с коронавирусной инфекцией, выплату пособий гражданам, оставшимся без работы, на поддержку семей с детьми.

2. В прошлом году мы зарезервировали 3,8 миллиарда рублей на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. Благодаря этому была обеспечена в сложившихся условиях работа медицинских учреждений, приобретены автомобили для дезинфекции улиц, специальные костюмы и средства индивидуальной защиты. Была оказана дополнительная поддержка отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам и работникам учреждений социального обслуживания населения, малому и среднему бизнесу, автотранспортным предприятиям, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки, и региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами. Во всех учреждениях образования области созданы условия для соблюдения мер по санитарно-противоэпидемическим и профилактическим мероприятиям, а также начато строительство новой областной инфекционной больницы в Ростове-на-Дону. В целом с учетом федеральных средств на эти цели направлено более 15 миллиардов рублей.

Сохранены приоритеты

При формировании бюджета на 2021–2023 годы сохранены приоритеты прошлого года — социальная поддержка особо нуждающихся граждан, семей с детьми, людей пожилого возраста, предусмотрены средства на медицинское обеспечение, создание и развитие комфортной среды для проживания и многое другое. В областном бюджете предусмотрен рост его основных параметров в сравнении с первоначально утвержденными на 2020 год. Доходы ожидаются с увеличением на 7,7%, расходы — на 6,4%. С учетом принятых бюджетов муниципальных образований консолидированный бюджет увеличится на 6,6%.

Что касается налоговой политики, то в регионе сохранены ранее установленные льготы организациям-инвесторам по налогу на прибыль и налогу на имущество, инвестиционный налоговый вычет организациям приоритетных для региона отраслей. Вычет получат предприятия мясо-молочной промышленности, участники национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», а также организации, осуществляющие пожертвования учреждениям культуры. Для субъектов малого и среднего предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, сохранена пониженная с 15 до 10% ставка в случае, если они выбрали схему «доходы минус расходы». Продлены до 2024 года налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. С 1 января 2020 года в регионе введен налог на профессиональный доход для самозанятых, что позволило более 40 тысячам жителей Ростовской области достойно выйти из тени и стать участниками гражданских правоотношений. Принятые меры способствуют поддержке предпринимательской активности и привлечению новых инвестиций в экономику области.

За январь — ноябрь 2020 года индекс промышленного производства Ростовской области, характеризующий изменения производственных процессов, составил 100,9%, по объему отгруженных товаров и выполненных работ за этот период мы находимся на 19-м месте среди субъектов РФ. Ростовская область — традиционный лидер по экспорту продукции агропромышленного комплекса. Его объем превышает 5 миллиардов долларов США. Для понимания масштаба: это пятая часть всего российского продовольственного экспорта.

Бюджет развития

Ключевая задача региона, которую определил губернатор области, — обеспечить устойчивый рост экономики и приток инвестиций. Региональные меры поддержки бизнеса в 2020 году составили более 10 миллиардов рублей. С их помощью действующие донские предприятия модернизируют производства, обновляют основные фонды и тем самым вносят основной вклад в региональный портфель инвестиций — более 80%. В числе новых инвестиционных проектов — проекты в ветроэнергетике. Принципиальное значение для нас имеет реализация крупных инфраструктурных проектов в строительной и транспортной отраслях.

На 2021 год бюджет развития запланирован в сумме 47,9 миллиарда рублей, или 19% общих расходов. По сравнению с первоначальным бюджетом 2020 года объем средств на развитие донского региона увеличен на 2,2 миллиарда рублей. За счет бюджетных средств будет спроектировано, построено и отремонтировано порядка 320 объектов областной и муниципальной собственности, включая автомобильные дороги. На эти цели мы планируем потратить свыше 30 миллиардов рублей. Дорожный фонд на трехлетний период составит 64,7 миллиарда рублей.

Новым приоритетным направлением в сельском хозяйстве стала программа по охране плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. В составе расходов областного бюджета на три года создан дополнительный резерв в объеме 1,1 миллиарда рублей на реализацию комплекса мероприятий по повышению плодородия почв. Ассигнования будут разрезервированы после проведения мониторинга сельхозтоваропроизводителей, осуществивших агрохимическое обследование почв и получивших научно обоснованные рекомендации по внесению фосфоросодержащих удобрений.

На 2021 год бюджет развития Ростовской области запланирован в сумме 47,9 миллиарда рублей, или 19% общих расходов

Объем налоговых льгот, предоставляемых для развития бизнеса, прогнозируется в сумме 6 миллиардов рублей. За счет средств бюджета на 2021–2023 годы предусмотрено более 3 миллиардов рублей субсидий, в том числе различным региональным институтам поддержки. Это Агентство поддержки предпринимательства, Гарантийный фонд, Региональная лизинговая компания, Агентство инноваций, Центр экспорта. За счет выделенных средств эти организации окажут поддержку донским предпринимателям, а также самозанятым гражданам, применяющим специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход».

Социальные расходы

Для достижения национальных целей развития в Ростовской области утверждено 49 региональных проектов, по 35 из них потребуется финансовое обеспечение. 95,4% проектных расходов сконцентрировано на региональных проектах, входящих в национальные проекты «Демография», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Здравоохранение» и «Образование».

В расходах на здравоохранение с 2021 года появилось новое направление — региональная программа «Модернизации первичного звена здравоохранения». Программа рассчитана на пять лет и предусматривает за этот период дополнительно профинансировать отрасль на сумму свыше 17 миллиардов рублей. Планируется замена и приобретение нового оборудования — более 12 тысяч единиц, обеспечение районных больниц автотранспортом — 290 автомобилей. В соответствии с программой за период 2021–2023 годов будет проведен капитальный ремонт 45 объектов здравоохранения. Это отдельные врачебные амбулатории и поликлиники (34 объекта) и комплексный ремонт районных и городских больниц (11 объектов). Предусмотрены расходы на оснащение новой областной инфекционной больницы в Ростове-на-Дону и строительство областного детского хирургического центра инновационных технологий.

Значительная доля расходов приходится на сеть государственных и муниципальных учреждений образования. Школьники по-прежнему будут обеспечены горячим питанием, так как предполагаемое финансирование сферы образования определено с учетом дополнительных средств на его организацию. Запланированы строительство и реконструкция 16 школ и 33 детских садов.

42.jpg

В Ростовской области более трети граждан нуждаются в поддержке и особой заботе государства. На реализацию социальной политики предусмотрено почти 74 миллиарда рублей ежегодно. Учтена ежегодная индексация данных расходов на уровень инфляции в соответствии с законодательно установленным требованием.

Продолжится финансирование работы по обеспечению граждан жильем. Средства предусмотрены на переселение из аварийного и ветхого жилищного фонда, создание инфраструктуры на земельных участках, подлежащих передаче многодетным семьям, оказание помощи пострадавшим участникам долевого строительства.

В целях развития туристического бизнеса на Дону реализуются проекты по благоустройству исторических территорий Донского казачества. Возобновлены круизные морские перевозки, запланированы масштабные проекты по комплексному развитию города Таганрога как туристического центра с сохранением уникальной культурно-исторической среды города, основанного Петром I. Для увековечения памяти о героях, защищавших донскую землю, на территории Ростовской области создан народный военно-исторический музейный комплекс «Самбекские высоты».

В трехлетнем бюджете на решение задач по созданию комфортной городской среды предусмотрено 4,9 миллиарда рублей. Вкладывая средства в обустройство территорий, мы надеемся на ответный рост экономики городов и районов. Кроме того, на инициативные проекты граждан, направленные на решение приоритетных вопросов развития территорий, в бюджете предусмотрено ежегодно по 300 миллионов рублей. В 2020 году реализовано 153 таких проекта, на 2021 год запланирован 191 проект.

В 2021 году, как и в 2020 году, созданы резерв на обеспечение непредвиденных расходов бюджета и резерв на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. Обеспечены и условия для оперативного пополнения этих резервов.

Межбюджетные отношения

В сфере межбюджетных отношений с муниципальными образованиями в 2021 году реализован ряд новаций. Так, дополнительно к действующим нормативам отчислений от областных налогов (НДФЛ — 15%, транспортный налог — 100%, государственная пошлина, взимаемая в случае подачи документов в МФЦ, — 45%) местным бюджетам установлены единые нормативы отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — 15% и платы за негативное воздействие на окружающую среду — 40%. Прогнозируется, что поступления по этим доходным источникам в 2021 году составят более 1,9 миллиарда рублей. Полномочия по расчету и предоставлению дотаций сельским и городским поселениям теперь передаются муниципальным районам. Это сделано в целях повышения ответственности глав администраций муниципальных районов за выполнение полномочий, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления.

Контроль и долговая политика

Исполнение бюджета не может осуществляться без контроля за расходованием бюджетных средств. Министерство финансов Ростовской области осуществляет полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю. Правительство РФ в 2020 году утвердило единые федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. В настоящее время контроль за исполнением бюджета Ростовской области осуществляется в соответствии с подходами, определенными на федеральном уровне.

То обстоятельство, что полномочия по контролю осуществляет финансовый орган, позволяет выстраивать систему контроля, охватывающую все этапы бюджетного процесса: планирование бюджетных расходов, размещение госзаказа, фактическое его исполнение. Дефицит областного бюджета не превышает 10% общего объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений и обеспечен источниками покрытия. Взвешенная долговая политика предусматривает привлечение средств под потребность и соблюдение всех обязательств по ранее привлеченным бюджетным кредитам.

Работа финансового блока Правительства Ростовской области в 2021 году также будет направлена на мониторинг обеспеченности бюджета доходами, своевременности заключения контрактов, договоров для освоения бюджетных ассигнований, возможности экономного расходования средств и на обеспечение контроля за исполнением бюджета.

Поделиться