Версия для печати 390 Материалы по теме
С учетом всех рисков

Пандемия и вызванный ею спад экономики оказали влияние на все сферы нашей жизни. И конечно, все эти изменения не могли не отразиться на бюджетной системе нашей страны.

Ольга Юрьевна СУЛИМА, министр финансов Нижегородской области

В2020 году Нижегородская область, как и другие регионы РФ, столкнулась с проблемой снижения поступлений налоговых и неналоговых доходов. В течение всего года прогнозируемый объем падения доходов постоянно менялся: от 30 миллиардов рублей в апреле до 12 миллиардов рублей в декабре. Всего по итогам года снижение собственных доходов областного бюджета к первоначальному прогнозу составило 8,5 миллиарда рублей, к уровню 2019 года — 2,4 миллиарда рублей.

В целях обеспечения сбалансированности бюджета правительство области сразу же начало проводить мероприятия по пересмотру и оптимизации расходов, сохраняя при этом расходы на выполнение всех социальных обязательств и даже увеличивая их во исполнение январского Послания Президента РФ Федеральному собранию. Дополнительные 1,5 миллиарда рублей из бюджета обеспечили выплаты на детей от трех до семи лет и питание учащихся начальных классов.

Кроме того, 8 миллиардов рублей было направлено на столь важную в текущих условиях сверхплановую поддержку экономики, а также на борьбу с коронавирусной инфекцией. Эта сумма также включает прямую поддержку граждан, потерявших работу, самозанятых и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность была приостановлена (в части затрат на оплату труда работникам, возмещение затрат по коммунальным услугам), дополнительные выплаты работникам, которые не вошли в перечень тех, кому положены федеральные выплаты. Кроме того, Нижегородская область, один из немногих регионов, построила и ввела в эксплуатацию новый инфекционный корпус для лечения больных с коронавирусной инфекцией.

Выполняя все социальные обязательства, указы Президента РФ по повышению заработной платы бюджетникам, реализуя национальные проекты, а также январское (2020 года) Послание Президента РФ Федеральному собранию, мы смогли сохранить долговую нагрузку на экономически безопасном уровне (59,5%) и в рамках возможного превышения обязательств по соглашению с Минфином России. Сформированный в 2019 году запас прочности по долговой нагрузке (около 13 миллиардов рублей, или 8,9% в рамках соглашений с Минфином), своевременная поддержка федерального центра (6 миллиардов рублей на компенсацию выпадающих доходов), эффект от предпринятых мер по поддержке экономики, оперативные меры по оптимизации расходов — все это позволило бюджету региона выстоять в непростой 2020 год. Проанализировав ситуацию с исполнением бюджета 2020 года, при подготовке бюджета 2021 года мы учли все возможные риски по поступлению доходов, применили «фронтальную оптимизацию» ко всем расходам, а также взяли за основу взвешенный подход к увеличению долговой нагрузки.

Доходы, расходы

Собственные доходы областного бюджета в 2021 году остаются на уровне первоначального бюджета 2020 года (152,3 миллиарда рублей). При этом минимально необходимый объем расходов значительно увеличивается. Эта вынужденная мера увеличит дефицит бюджета и долговую нагрузку на бюджет, но позволит сохранить его социальную направленность, обеспечить реализацию всех социальных обязательств.

Бюджет 2021 года является прежде всего социальным. Расходы на 2021 год спрогнозированы в объеме 217 миллиардов рублей, что составляет 111,5% к первоначальному бюджету 2020 года. Приоритеты бюджета следующие:

  • реализация майских указов Президента РФ в части повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы;
  • реализация Послания Президента РФ Федеральному собранию, в том числе в части предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет и обеспечения горячим питанием учеников начальных классов;
  • реализация мер социальной поддержки населения с учетом индексации всех социальных выплат, а также критерия нуждаемости;
  • поддержка органов местного самоуправления.

Программные расходы областного бюджета составят 206,8 миллиарда рублей, или 95,3% от всех расходов. Средства распределяются по госпрограммам следующим образом:

  • «Развитие образования» — 49,4 миллиарда рублей, рост к 2020 году — 115%;
  • «Социальная поддержка граждан» — 39 миллиардов рублей, рост к 2020 году —112,5%;
  • «Развитие здравоохранения» — 31,9 миллиарда рублей, рост к 2020 году — 109,8%;
  • «Развитие транспортной системы» — 26,8 миллиарда рублей, рост к 2020 году —114,4%.

На реализацию мероприятий в рамках 11 национальных проектов в 2021 году в областном бюджете предусмотрено 29 миллиардов рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 17,4 миллиарда рублей, областного бюджета — 11,6 миллиарда рублей.

Основной объем средств будет направлен на реализацию мероприятий в рамках следующих национальных проектов:

  • «Здравоохранение» (1,5 миллиарда рублей);
  • «Образование» (2,9 миллиарда рублей);
  • «Демография» (6,2 миллиарда рублей);
  • «Жилье и городская среда» (5 миллиардов рублей);
  • «Экология» (3,5 миллиарда рублей);
  • «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (8,8 миллиарда рублей).

2021 год в Нижегородской области особенный. Мы отмечаем важную дату — 800-летие Нижнего Новгорода. На подготовку и проведение юбилея в проекте бюджета предусмотрено 10,1 миллиарда рублей, в том числе 5,2 миллиарда рублей за счет федеральных средств и 4,9 миллиарда рублей за счет регионального бюджета. Средства будут направлены на реставрационно-восстановительные работы объектов культурного наследия, в том числе Нижегородского кремля, комплексное благоустройство парка «Приокский», строительство современного образовательного комплекса на 4,5 тысячи мест, транспортной развязки на улице Циолковского в Сормовском районе, благоустройство территорий и проведение мероприятий.

Снижение долговой нагрузки отсрочено

Политика Правительства Нижегородской области в области управления государственным долгом в 2021–2023 годах будет направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного исполнения областного бюджета и нацелена на сохранение безопасного уровня долговой нагрузки. Конечно, мы ставим во главу угла и безусловное выполнение принятых долговых обязательств Нижегородской области, что будет способствовать повышению кредитного рейтинга региона и снижению стоимости заимствований.

Первоначально областной бюджет на 2020 год был сформирован без дефицита. Но сложившаяся экономическая ситуация внесла свои коррективы, в результате областной бюджет по итогам 2020 года исполнен с дефицитом. Объем государственного долга при этом увеличился на 10,8 миллиарда рублей и составил 85,5 миллиарда рублей. Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета — 59,5% (на экономически безопасном уровне). При этом отношение рыночного долга к налоговым и неналоговым доходам с учетом предоставления в декабре 2020 года бюджетных кредитов из УФК составляет 39% при установленном в соглашении с Минфином РФ уровне 45%.

Бюджет 2021 года дефицитный, поэтому долговая нагрузка в 2021 году пока будет увеличиваться. Мы планируем начать ее снижение с 2022 года. Обеспечение поступления всех запланированных доходов в 2021–2023 годах и исполнение бюджета в режиме «фронтальной оптимизации» позволят сформировать бездефицитный бюджет уже в 2023 году и выйти к 2024 году на докризисный уровень.

44.jpg

Муниципалитетам — дополнительный норматив отчисления от УСН

Межбюджетные отношения с федеральным центром на 2021 год сформированы по ранее действующим правилам. В региональном бюджете предусмотрены безвозмездные поступления из федерального бюджета в сумме 49,7 миллиарда рублей с ростом к первоначальному бюджету 2020 года на 7,3 миллиарда рублей. При этом в 2020 году из федерального бюджета региону была оказана значительная финансовая поддержка в размере 11,6 миллиарда рублей на мероприятия по устранению последствий распространения коронавирусной инфекции, которая позволила оказывать эффективную помощь больным, осуществить стимулирующие выплаты медицинским и социальным работникам, социальные выплаты безработным гражданам.

Что касается межбюджетных отношений с муниципалитетами региона, то объем финансовой поддержки муниципалитетам сохранен на уровне 2020 года. При этом в налоговых и неналоговых доходах местных бюджетов предусмотрена передача дополнительно 10% норматива отчислений от УСН на местный уровень, что позволит компенсировать отмену ЕНВД с 2021 года. В целом финансовые возможности местных бюджетов сохраняются на уровне первоначального прогноза 2020 года.

Поделиться