Выживание и работа в условиях пандемии, а значит, неопределенности, ограничительных мер и экономического кризиса — это то, через что в прошлом году прошлось пройти всем. Статья посвящена тому, с какими проблемами столкнулись финансово-экономические службы Хабаровска в период пандемии, и особенностям формирования и исполнения бюджета в сложившейся ситуации.
Елена Викторовна ГАВРИНА, заместитель начальника управления экономического развития Администрации города Хабаровска
Падение и рост
Экономика Хабаровска, как и всех других городов, в 2020 году формировалась в условиях экономического кризиса, обусловленного пандемией коронавируса. К концу года негативное влияние кризисных явлений на экономику города не только сохранилось, но и усугубилось второй волной пандемии. В силу сложившейся социально-экономической ситуации имели место как рост, так и падение макроэкономических показателей.
25% оборота потерял бизнес Хабаровска в первую волну пандемии
Оборот организаций по итогам 2020 года к уровню 2019 года показал положительную динамику — 103,6% (570 миллиардов рублей). Произошло это в основном за счет оптовой и розничной торговли, транспортировки и хранения. Их доля в общем объеме оборота составляет 60%. Рост объемов в промышленном производстве сложился на уровне 109,2% (100 миллиардов рублей). Надо отметить, что 90% промышленных предприятий уже в начале мая 2020 года смогли вернуться к обычному режиму работы после снятия ограничительных мер, а некоторым даже удалось нарастить объемы производства. Рост объемов в пищевой промышленности составил 131%. Сформировался он в основном за счет рыбоперерабатывающих предприятий. На потребительском рынке оборот розничной торговли увеличился до 120,8% к уровню 2019 года, в общественном питании — до 129%. Объем инвестиций в основной капитал составил 86 миллиардов рублей, что на 0,7% выше уровня позапрошлого года.
А вот в строительной отрасли кризис не позволил достичь запланированных результатов. Оборот строительных организаций по итогам 2020 года составил 90% к уровню 2019 года. Ввод объектов жилищного строительства — 77,5%, на 2021 год перенесены сроки ввода десяти объектов общей площадью 50,4 тысячи квадратных метров.
Занятость и численность населения
Достаточно сложная ситуация сложилась на рынке труда, который мгновенно отреагировал на пандемию. Пик ухудшений пришелся на начало мая 2020 года — резко возросло количество обращений в центр занятости населения. Если в апреле число безработных было более одной тысячи человек, то в мае их число перевалило за две тысячи. Далее до 1 октября шел рост, когда зафиксировали более десяти тысяч безработных. Уровень безработицы в этот период достиг максимального значения — 3,19% от экономически активного населения, против 0,29% на начало 2020 года.
К концу года ситуация с безработицей в Хабаровске постепенно начала исправляться. По состоянию на 1 января 2021 года уровень регистрируемой безработицы составил 1,6% от экономически активного населения. Это снижение связано как с окончанием с 1 октября прошлого года выплат повышенного пособия (постановление Правительства РФ от 10 июня 2020 года № 844), так и с увеличением количества трудоустроенных из числа безработных. На начало 2021 года зарегистрировано более пяти тысяч безработных, а количество вакансий, предлагаемых центром занятости населения, превышает девять тысяч.
Пандемия коронавируса повлияла и на численность населения. По данным на конец прошлого года, население города уменьшилось на 6,5 тысячи человек, в основном за счет миграционного оттока (минус 4,2 тысячи человека).
Что касается тенденции демографического развития города, то ситуация тут аналогична ситуации в Хабаровском крае и в целом в России. Снижение рождаемости вызвано кардинальными изменениями в возрастной структуре населения. А именно вступлением в репродуктивный возраст малочисленного поколения, рожденного в
К концу 2020 года численность населения города Хабаровска составила 610 тысяч человек. По оценке, естественная убыль населения немного превысила две тысячи человек, миграционный отток составил более четырех тысяч человек. Новорожденных в 2020 году по сравнению с 2019 годом в Хабаровске было меньше на 13% (5731 человек). А вот количество умерших увеличилось на 5,5% (7954 человека).
Как удалось сохранить МСП
Положительная динамика основных макроэкономических показателей обусловлена тем, что органы статистики не учитывают оборот субъектов малого и среднего предпринимательства, которые наиболее сильно пострадали от введения ограничительных мер. В первую волну пандемии бизнес города в среднем потерял 25% своего оборота. В период карантина в таких отраслях, как туризм, гостиничный бизнес, торговля непродовольственными товарами, выручка упала практически до нуля, аналогичная ситуация сложилась и в общественном питании — многие заведения были закрыты, отдельные работали навынос и на заказ.
Для исправления сложившейся ситуации в конце марта 2020 года в администрации города был создан ситуационный центр по мониторингу экономической ситуации в бизнесе (рисунок 1). В центр на паритетных началах вошли представители региональных деловых объединений и структурных подразделений администрации. Благодаря созданию этого инструмента мы смогли организовать мониторинг состояния бизнеса и выбрать оптимальные решения для поддержки, обеспечить информирование и обратную связь.
В результате на муниципальном уровне в прошлом году было реализовано 15 мер, направленных на поддержку местных предпринимателей. В их числе: имущественные, финансовые, налоговые меры поддержки; мораторий на проведение муниципального контроля; введение упрощенного порядка предоставления веранд для размещения летних пунктов общественного питания; размещение в открытом доступе списка свободных вакансий в муниципальных учреждениях и на предприятиях города.
К примеру, налоговая поддержка — а это снижение коэффициента К2 по ЕНВД на 35% и снижение земельного налога на 50% для субъектов МСП, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших отраслях, — обошлась бюджету города в 128 миллионов рублей. Принятые меры поддержки позволили малому бизнесу Хабаровска оптимизировать свои расходы на сумму более 565 миллионов рублей. Реальную помощь получил каждый четвертый предприниматель.
Забегая вперед, скажу, что с идеями по поддержке бизнеса в условиях кризиса мы участвовали в форуме «Сильные идеи для нового времени», который в ноябре прошлого года проводили в Москве АСИ и Фонд Росконгресс. На платформе этого форума было размещено около 15 тысяч идей, и наша вошла в топ-1000. Интерес к ней проявили более 6,5 тысячи человек из 62 регионов.
В июле 2020 года были подведены итоги работы ситуационного центра, и мы перешли на другие форматы взаимодействия с бизнесом, откорректировав деятельность центра под изменившуюся ситуацию. Ко второй волне кризиса малый и средний бизнес не успел восстановиться в полном объеме, хотя темпы потерь снизились до 10%. Поэтому в 2021 году ситуационный центр продолжил свою работу.
Сегодня у Хабаровска нет возможности предложить бизнесу масштабные меры муниципальной поддержки. Во-первых, из-за сложности исполнения бюджета города 2021 года, во-вторых, из-за отсутствия на федеральном уровне необходимого нормативного обеспечения, которое имело место в период первой волны. Тем не менее в городе сформированы локальные меры поддержки предпринимателей в сфере туризма, общественного питания, розничной торговли.
Хочу отметить, что успешная работа по поддержке МСП во многом обусловлена применением в условиях дефицита времени и ресурсов эффективного инструмента — проектного управления. Весной 2020 года в администрации города был создан муниципальный проектный офис. К концу года на реализации с применением проектного метода находилось уже восемь проектов, в их числе и ситуационный центр по поддержке бизнеса в кризис (рисунок 2). По данным на декабрь 2020 года, в структуре городской экономики с учетом физлиц, зарегистрированных в статусе самозанятых, осуществляли деятельность 35 тысяч субъектов МСП. Это 106% к началу того же года. То есть нам удалось сохранить малый и средний бизнес города.
Нацпроекты: плюсы и минусы участия
Очевидно, что только силами муниципального бюджета восстановить экономику города невозможно. Поэтому Хабаровск принимает активное участие в реализации национальных проектов. В 2020 году город был задействован в пяти нацпроектах: «Образование», «Демография», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Культура». Благодаря этому из вышестоящих бюджетов в город привлечено более 2,3 миллиарда рублей. В 2021 году город участвует в трех нацпроектах: «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Образование», «Жилье и городская среда». Ведется работа с региональными властями по участию в других нацпроектах («Экология», «Культура», «Демография»).
Одной из ключевых проблем межбюджетных отношений сегодня является размер софинансирования участия в национальных проектах и государственных программах. В соответствии с нормативными документами предельный показатель софинансирования расходных обязательств для города Хабаровска составляет не менее 2%. На деле же значение этого показателя значительно выше. Зачастую оно по некоторым видам субсидий достигает 13, 29 и даже 50%, как, например, это запланировано в 2021 году при осуществлении мероприятий по переселению граждан из ветхого жилья.
Бюджет-2020
Нестабильная ситуация, связанная с распространением COVID-19, сказалась и на исполнении бюджета. В 2020 году бюджет города корректировался шесть раз. В итоге общий объем доходов составил 16,67 миллиарда рублей; общий объем расходов — 17,15 миллиарда рублей; дефицит бюджета — 480 миллионов рублей, или 5,6%. По отношению к первоначальному бюджету налоговые и неналоговые доходы сократились на 425,6 миллиона рублей. Это связано с реализацией мер поддержки бизнеса.
Исполнение бюджета в 2020 году проходило в условиях нестабильной экономической ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции и принятыми ограничительными мерами. В связи с этим многие мероприятия были отменены, ассигнования отраслей пересмотрены. Вместе с тем социально значимые выплаты, такие как заработная плата, стипендии, оплата коммунальных услуг, налогов, исполнение судебных актов, переселение граждан из ветхого жилья, организация транспортного обслуживания населения, оказание социальной поддержки, адресной помощи и другие, были выполнены полностью.
6 раз корректировался в 2020 году бюджет Хабаровска
В условиях снижения доходной базы бюджета мы принимали меры и по сокращению расходной части. Так, в апреле прошлого года распоряжением администрации города был установлен перечень первоочередных расходов и приостановлены закупки, не относящиеся к ним. Высвобожденные благодаря оптимизации расходов средства направляли на компенсацию выпадающих налоговых и неналоговых доходов и на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на устранение социально-экономических последствий коронавируса и обеспечение устойчивого развития экономики. Кроме того, в течение года город использовал заемные средства — как бюджетные кредиты Федерального казначейства, так и банковские. На начало 2021 года муниципальный долг по кредитам составил 820 миллионов рублей.
Бюджет-2021
Непростая ситуация складывается с бюджетом 2021 года. Существенное влияние на формирование доходов в текущем году оказало прекращение с 1 января действия ЕНВД, выпадающие доходы от отмены которого для бюджета Хабаровска оцениваются в сумме порядка 600 миллионов рублей. Наша задача здесь обеспечить переход налогоплательщиков с ЕНВД на патентную систему налогообложения. Для этого в региональном законодательстве необходимо установить дополнительные виды экономической деятельности, по которым можно применять патентную систему налогообложения.
Снижение доходов повлекло за собой снижение расходов. Первоочередные расходы (заработная плата, налоги, коммунальные платежи, расходы на софинансирование, в том числе по национальным проектам, капитальные вложения) запланированы, конечно, в полном объеме, а вот к прочим расходам применен корректирующий коэффициент 0,9. В процессе балансировки было сокращено порядка 482 миллионов рублей (ремонты, субсидии, гранты, мероприятия, приобретения, содержание и пр.). При этом прогнозируемый дефицит бюджета города на 2021 год составит 9,9%.
В нестабильной социально-экономической ситуации проблем у муниципальных образований много, в том числе и у их финансово-экономических служб. Поэтому обмен опытом и практиками, направленными на стабилизацию социально-экономической ситуации, на всех возможных площадках — конференциях, форумах, страницах профессиональных изданий — в это непростое время нам крайне необходим.