Отсчет истории финансовой системы Тверской области ведется с XVIII века. 28 января 1776 года на основании законодательного акта Екатерины II была образована Тверская казенная палата, ставшая основным финансовым и хозяйственным ведомством губернии. О том, чем живет и куда движется преемник екатерининской казенной палаты — Министерство финансов Тверской области, рассказывает Марина Ивановна ПОДТИХОВА, заместитель председателя Правительства Тверской области — министр финансов.
История финансовой системы Тверского региона неразрывно связана с историей России. На разных исторических этапах происходила корректировка задач и полномочий, отдельные направления преобразовывались, становясь самостоятельными ведомствами. И сегодня финансовая система, заложенная Екатериной II, продолжает совершенствоваться, успешно справляется с поставленными задачами, отвечает на современные вызовы. Основой этой системы на протяжении всего времени являются кадры — высококвалифицированные специалисты, посвятившие себя развитию Верхневолжья.
Минфин Тверской области сегодня
Сегодня в Министерстве финансов Тверской области работают сотрудники разных возрастов, все они обладают высоким уровнем профессионализма и личной ответственности. Но мы отчетливо осознаем, что в современных условиях важным элементом эффективной работы является развитие института наставничества. Именно в интеграции знаний опытных специалистов и современных механизмов обеспечения потребностей бюджетной сферы состоит залог успеха развития финансовой системы. Для привлечения молодежи министерство активно взаимодействует с высшими учебными заведениями. Мы предоставляем студентам площадку для практического применения полученных в университете знаний. Молодые специалисты, проявившие ответственность, инициативность, заинтересованность в развитии финансовой системы Верхневолжья, после прохождения практики получают приглашение на работу.
Сегодня перед финансистами стоит широкий круг задач. Это и традиционные функции — проведение единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики, повышение эффективности использования бюджетных средств, совершенствование межбюджетных отношений, проведение мероприятий по увеличению доходной базы бюджета. И относительно новые проекты, среди которых программа поддержки местных инициатив, региональная Программа по повышению уровня финансовой грамотности населения, проект по централизации бухгалтерского и кадрового учета.
Совершенствование межбюджетных отношений
По поручению губернатора Тверской области И. М. Рудени Министерство финансов Тверской области на регулярной основе проводит работу по совершенствованию подходов к распределению выравнивающих и стимулирующих трансфертов местным бюджетам. Начиная с 2020 года распределение ключевой дотации — на выравнивание бюджетной обеспеченности районов и округов — осуществляется на основе принципа модельного бюджета.
В целях определения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности и индекса бюджетных расходов необходимый объем средств определяется на основании модельных расходов. Они определены по 13 группам полномочий на основе данных реестров расходных обязательств и корректировки с учетом особенностей территорий (различия в структуре населения, численности потребителей бюджетных услуг и др.).
Также губернатором региона была поставлена задача по повышению заинтересованности муниципальных образований к наращиванию налогового потенциала. С этой целью в методике при его определении частично сохраняется превышение темпа роста по НДФЛ над средним темпом роста по области. Для стимулирования к участию в инвестиционных и региональных проектах, обеспечивающих достижение целей и показателей национальных проектов, при расчете дотации учитывается передача муниципалитетам дополнительных доходов областного бюджета по налогу на имущество организаций по вновь построенным объектам социальной сферы.
При распределении дотации на сбалансированность ежегодно учитывается эффективность работы органов МСУ, развитие экономического и налогового потенциала территории. В том числе уровень инвестиционного развития, оценка развития розничной торговли, сельского хозяйства, объем жилищного строительства, показатели средней заработной платы в экономике, занятости населения. В результате муниципальные образования, которые эффективно занимаются развитием экономики и осуществляют ответственную бюджетную политику, получают дополнительные средства в форме стимулирующих трансфертов. Суммарный объем стимулирующего компонента в рамках дотации на сбалансированность составляет более 50%.
Программа поддержки местных инициатив
Мы учли высокий интерес жителей нашей области к практикам вовлечения населения в определение приоритетов бюджетных расходов на местном уровне и внедрили механизм инициативного бюджетирования. С 2013 года на территории региона реализуется программа поддержки местных инициатив. Это перспективная как с финансовой, так и с социальной точки зрения практика, действенный механизм решения актуальных проблем на местах. В реализации программы на сегодняшний день задействованы все муниципалитеты Тверской области, за исключением ЗАТО. Ежегодно программа совершенствуется, в том числе расширяется типология проектов.
Для представителей муниципальных образований Минфин Тверской области проводит Школу ППМИ. Здесь мы обсуждаем новации в законодательстве по инициативному бюджетированию, даем рекомендации по реализации проектов. За период с 2013 по 2020 год по инициативе жителей и при их непосредственном участии отремонтировано или вновь создано более 1,5 тысячи социально важных объектов общественной инфраструктуры.
Централизация типовых обеспечивающих функций
Масштабный проект по централизации бухгалтерского, кадрового учета и расчета заработной платы в Тверской области реализуется с 2019 года. Началом стало создание единой информационной системы бухгалтерского (бюджетного) и кадрового учета (ИС БКУ) и дальнейший перевод на работу в системе первой пилотной группы учреждений.
Централизация полномочий позволит установить единые правовые и методологические основы ведения учета путем внедрения единых принципов, типовых операций и документов, регламентов и нормативов работы сотрудников, ускорения получения отчетности. Даст возможность внедрить юридически значимый ЭДО. Обеспечит единое хранение документов, исключит повторный ввод данных.
За
В текущем году планируем завершить этап технологической централизации государственных учреждений и перевести на работу в ИС БКУ оставшиеся 277 учреждений (казенных, бюджетных и автономных). После завершения данного этапа мы планируем перейти к этапу функциональной централизации, на котором будет производиться передача полномочий. С 2021 года запланирован поэтапный перевод на работу в ИС БКУ и муниципальных образований Тверской области.
Также мы ведем работу по созданию межведомственного центра учета, который будет осуществлять переданные полномочия ИОГВ Тверской области и подведомственных им казенных учреждений по ведению учета и начислению заработной платы. Создание такого учреждения позволит централизованно реализовывать единообразные бухгалтерские функции. Например, по начислению заработной платы, связанных с ней обязательных платежей и их перечислению; ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений области, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, представлению отчетности в соответствующие органы.
Одним из основных механизмов повышения эффективности и результативности работы в современных условиях является цифровизация. Важным шагом в этом направлении станет полная интеграция имеющихся информационных систем по составлению и исполнению бюджета, осуществлению региональных закупок, ведомственных систем по администрированию доходов с бухгалтерскими подсистемами. Для удобства информационного взаимодействия работников и работодателей с бухгалтерскими и кадровыми службами мы планируем внедрить личные кабинеты сотрудников.