Версия для печати 1309 Материалы по теме
Сверхважные задачи делают людей сверхсильными

Департамент правового регулирования бюджетных отношений Минфина России был создан в мае 2016 года. За сравнительно небольшой срок бюджетная система страны в полной мере оценила огромную работу, которую делает департамент. Ежегодно департамент готовит проекты актов, которые станут законами, постановлениями, приказами. О правовом регулировании бюджетной сферы вообще и в частности о значимых документах, принятых в 2020 году, мы поговорили с директором Департамента правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов РФ Татьяной Васильевной СААКЯН.

— Заместитель министра финансов Алексей Михайлович Лавров в интервью журналу «Бюджет» сказал, что в 2020 году можно было бы отметить двадцатилетие реформы государственных и муниципальных услуг. Татьяна Васильевна, если подвести итог этой реформы, что бы вы выделили в первую очередь?

— Главный итог пройденного этапа реформы в сфере оказания государственных и муниципальных (бюджетных) услуг в том, что он позволил пересмотреть подходы к управлению социальной политикой. Мы перешли от управления затратами к управлению результатами. Проведена масштабная реорганизация учреждений с расширением финансовой самостоятельности бюджетных и автономных учреждений, унифицированы все государственные и муниципальные услуги, введено нормирование стоимости таких услуг по единым правилам, обеспечено повышение объективности и прозрачности бюджетного планирования и деятельности учреждений. В результате проделанной работы мы имеем возможность сопоставлять социальные гарантии, предоставляемые гражданам в разных регионах, стандартизировать финасово-экономические процессы в организациях, оказывающих услуги.

Но хотелось бы подчеркнуть, что о завершении реформы говорить еще рано. За прошедшие этапы преобразований мы сформировали систему управления не отдельными элементами, например имуществом, или денежными средствами, или человеческими ресурсами, а всей системой организации предоставления государственных услуг в социальной сфере в целом. Однако впереди у нас масштабные планы по развитию подхода, позволяющего изменить качество жизни на конкретных территориях, обеспечить ожидаемое качество и доступность государственных услуг.

В 2020 году Департамент правового регулирования бюджетных отношений стал разработчиком проектов 14 федеральных законов, 36 постановлений Правительства РФ, 47 приказов Минфина России

— Какие достижения 2020 года в нормотворческом процессе департамента вы могли бы особо отметить?

— Прошедший год для нас был плодотворным. Департамент стал разработчиком проектов 14 федеральных законов, 36 постановлений Правительства РФ, 47 приказов Минфина России. Но, наверное, самым значимым достижением стало принятие пакета федеральных законов о социальном заказе (состав пакета дан в Справке. — Прим. ред.). Над законом о социальном заказе мы работали несколько лет — задача была сложной, но вместе с тем очень интересной и важной.

— Какие перспективы вы связываете с этим законом?

— Принятие в июле 2020 года Федерального закона № 189‑ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» — это начало большого пути. Предстоит объемная работа по апробации механизмов, предусмотренных Законом № 189‑ФЗ, которые обеспечат усиление конкуренции при выборе негосударственных исполнителей социальных услуг и тем самым будут способствовать повышению качества оказанных услуг и росту удовлетворенности граждан полученными услугами. В результате ожидается создание механизмов независимой оценки качества оказания государственных услуг, развитие на территориях регионов социально ориентированных некоммерческих организаций и социальных предпринимателей.

— Подготовка к реализации пакета законов о социальном контракте начата в 2020 году в 16 регионах. Почему планируется поэтапное внедрение новаций, предусмотренных Законом № 189‑ФЗ?

— Внедрение механизмов, предусмотренных Законом № 189‑ФЗ, требует пересмотра «бизнес-процессов» организации оказания государственных услуг и внедрения модели работы государственного и негосударственного секторов на основе горизонтального распределения полномочий между участниками с вовлечением общественности, в том числе объединений НКО, а также граждан — потребителей услуг. В этой связи очевидно, что одномоментное вступление закона в силу на территории всей страны было бы затруднительно.

5.jpg

Внедрение механизмов Закона 189‑ФЗ будет осуществляться поэтапно в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ, с учетом региональных особенностей при методологической поддержке отраслевых федеральных органов исполнительной власти и Минфина России. Все это позволит сформировать лучшие практики реализации Закона № 189‑ФЗ к 2024 году и распространить его действие в полной мере на все регионы и определенные им отрасли. При этом перечень регионов-пилотов не является закрытым, уже сейчас мы получили более 20 заявок от регионов, которые готовы начать апробацию с 2022 года.

Справка

В пакет законов о социальном заказе вошли:

  • Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 189‑ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
  • Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 190‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере“»;
  • Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 191‑ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере“»;
  • Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 192‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере“».

В развитие норм Закона № 189-ФЗ должно быть принято 26 подзаконных актов. Внесено в Правительство РФ 16 документов, из них принято 11. Мы планируем завершить работу над подзаконными актами к маю текущего года. Помимо этого, департамент оказывает всестороннюю методологическую поддержку пилотным регионам, в рамках которой рассмотрено 38 актов регионального и муниципального уровней, необходимых для реализации Закона № 189‑ФЗ на территории соответствующих субъектов РФ.

— Какие другие важные направления находятся в вашем поле зрения?

— Важнейшее направление, по которому департамент работает уже не первый год, — это создание условий для публичности предоставления субсидий из бюджета юридическим лицам. Бюджетный кодекс устанавливает, что для предоставления любой субсидии из бюджета необходимо принять акт высшего исполнительного органа, тем не менее эти бюджетные расходы часто остаются в теневой зоне, особенно в части выбора получателя субсидии. В течение нескольких лет Правительство РФ планомерно выстраивало правовое регулирование в целях планирования и исполнения этих обязательств на публичной и справедливой основе, устанавливая общие требования к вышеуказанным актам. Результатом такой работы стало несколько постановлений Правительства РФ (№ 847, 322, 541). Данные документы стали основой для принятия постановления от 18 сентября 2020 года № 1492. Постановление не только систематизировало работу по предоставлению указанных субсидий, но и реализовало требование о публичности их предоставления, установив требование об определении в акте о предоставлении субсидии процедуры отбора претендентов на получение господдержки и способы отбора. Кроме того, введены требования к определению конечных и измеримых результатов предоставления средств, порядку расчета размера субсидии и отчетности за достижение результата. Тем самым определена основа для создания системы мониторинга достижения результата, установленного при предоставлении средств из бюджета.

Следующий шаг в этом направлении — создание единых правил отбора получателей субсидий, обеспечивающих прозрачность и объективность их распределения с достижением максимально возможных измеримых результатов для экономики и граждан при минимальных издержках и рисках для тех, кто предоставляет и кто получает целевые средства.

Департамент оказывает всестороннюю методологическую поддержку пилотным регионам. Рассмотрено 38 актов регионального и муниципального уровней, необходимых для реализации Закона № 189‑ФЗ на территории соответствующих субъектов РФ

К числу других важных направлений работы, положительно повлиявших на бюджетный процесс, безусловно, относится правовое регулирование бюджетных инвестиций. Было принято несколько постановлений и приказов Минфина России, предусматривающих: присвоение каждому объекту капитальных вложений действующего на всем протяжении его создания уникального кода; уточнение сроков распределения лимитов бюджетных обязательств на осуществление капитальных вложений; упрощение порядка «переноса» бюджетных ассигнований на указанные цели. Также введен инструмент «комплексный запрос» для создания условий опережающего строительства одних объектов за счет отдаления сроков строительства других, по которым существуют риски образования остатков ассигнований по итогам финансового года.

Кроме того, существенно переработаны акты, регулирующие порядок доведения бюджетных данных, постановки на учет бюджетных обязательств, санкционирования денежных обязательств получателя бюджетных средств.

В рамках реализации мероприятий общенационального плана восстановления экономики созданы правовые основания для возмещения расходов регионов на опережающее строительство, осуществление которого софинансируется из федерального бюджета не только в текущем году, но и в предшествующие финансовые годы. Внесены изменения в Бюджетный кодекс и в положение по обеспечению исполнения федерального бюджета, уточнены положения приказа Минфина России от 13 декабря 2017 года № 231н.

С начала 2021 года вступили в силу поправки, подводящие итог длительной совместной работе Минфина России и Федерального казначейства, а именно введены единый казначейский счет и система казначейских платежей. Внедрение данных инструментов позволит: сократить срок зачисления доходов в бюджеты, срок перевода денежных средств в бюджеты и из бюджетов; повысить оперативность управления ликвидностью единого казначейского счета; использовать современные банковские технологии при проведении казначейских платежей.

Для реализации этой революционной задачи подготовлены проекты пяти постановлений Правительства РФ, 20 приказов Минфина России, пяти приказов Казначейства России.

— В свете такой многозадачности не ушла ли на второй план работа по развитию правового регулирования деятельности бюджетных и автономных учреждений, начало которой было положено Федеральным законом № 83‑ФЗ? На какие новые документы, касающиеся деятельности названных учреждений, необходимо обратить внимание наших читателей?

— В России традиционно для оказания государственных услуг действуют государственные учреждения, и правовое регулирование их деятельности по-прежнему занимает центральное место в нашей работе. Очередные значимые поправки в 2020 году внесены в положение о порядке формирования государственного задания (постановление от 16 июля 2020 года № 1052). Новые нормы обязывают орган-учредитель при формировании государственных заданий федеральным учреждениям на 2022 год утвердить порядки по определению и применению коэффициентов выравнивания, допустимых (возможных) отклонений. Применение органом-учредителем данного инструмента, безусловно, повысит прозрачность и реалистичность государственного задания и расчета субсидии на его выполнение. Кроме того, с 2021 года при определении правил осуществления контроля за выполнением государственного задания должны быть установлены документы, применяемые федеральным учреждением для подтверждения объема оказываемых услуг (выполняемых работ), а также определены формы аналитической отчетности и периодичность ее формирования.

6.jpg

Поправки, внесенные в постановление Правительства РФ от 30 августа 2017 года № 1043, несмотря на их кажущуюся техничность, наверное, нужно отнести к числу самых сложных для многих федеральных учреждений (постановление от 4 августа 2020 года № 1173). Уточнения коснулись нормативных актов — оснований для формирования федеральных перечней работ, при отсутствии которых работы не могут быть включены в соответствующий федеральный перечень, и, следовательно, на такие работы не может быть сформировано государственное задание.

В прошедшем году разработан порядок составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений, утвержденный приказом Минфина России от 17 августа 2020 года № 168н. В соответствии с новым порядком федеральные бюджетные и автономные учреждения формировали ПФХД на 2021 год в информационной системе «Электронный бюджет» в форме электронных документов в форматах единых обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат. Благодаря принятию этого документа созданы условия для планирования финансово-хозяйственной деятельности с использованием цифровых технологий.

К документам, носящим глобальный характер, устанавливающим нормы, обязательные для применения широким кругом субъектов правоотношений, относится постановление Правительства РФ от 22 февраля 2020 года № 203. Данный документ определяет требования к актам о порядке предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели. Это постановление направлено на достижение принципиально важной задачи — унификацию порядков предоставления целевых субсидий на территории всей страны посредством простой и понятной структуры акта.

— Очень впечатляет то количество нормативных правовых актов, которые разрабатывает ваш департамент ежегодно. Расскажите, как удается столь эффективно построить работу?

— Мое глубокое убеждение, что наша сила в команде. Даже самый талантливый человек не в состоянии сделать то, что сможет сделать команда. Не просто коллектив, а именно действующая как одно целое команда — когда каждый человек на своем месте и делает то, что он умеет делать лучше любого другого.

Мне кажется, что такая команда состоялась и прошла проверку на устойчивость в условиях локдауна прошлого года, когда основная часть работников была переведена на удаленку. Более того, 2020 год стал самым урожайным на количество актов, принятых на основании проектов, подготовленных департаментом, — социальный заказ; единый казначейский счет и система казначейских платежей; публичность государственной поддержки, предоставляемой юридическим лицам из бюджета, мониторинг достижения результатов предоставления целевых средств; изменение подходов к финансированию капитальных вложений и т. д.

Конечно, мы работали вместе с коллегами из других подразделений Минфина России, федеральных органов власти. По моему мнению, вся финансовая система показала свою прочность и работоспособность в условиях пандемии. Так, для дополнительной настройки бюджетного процесса и минимизации рисков влияния на экономическую ситуацию, проведения мероприятий по профилактике и устранения последствий пандемии только в апреле и мае 2020 года было подготовлено три пакета антикризисных изменений в Бюджетный кодекс. Некоторые из них сохраняют актуальность и в текущем году. Действительно, сверхважные задачи делают людей сверхсильными!

— Татьяна Васильевна, а у вас как у руководителя есть уникальный рецепт того, как создать в коллективе ту обстановку, которая помогает достичь таких результатов?

— Рецепт простой — разбить большую задачу на промежуточные этапы. Во главе каждого этапа поставить правильного человека, не сковывать его подробными инструкциями, но постоянно контролировать результат. Ценить и искренне любить каждого, особенно тех, кто остается рядом с тобой. И, наконец, наверное, надо научиться радоваться, когда твои сотрудники уходят на повышение, потому что они стали такими востребованными в том числе благодаря твоему руководству.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

Поделиться