Версия для печати 1603 Материалы по теме

В 2020 году российская экономика развивалась в условиях уникального по своей природе экономического кризиса, причиной которого стали карантинные меры, приведшие почти к двухмесячному глобальному локдауну, и рекордное падение цен на нефть в апреле. Счетная палата подготовила аналитическую записку о ходе исполнения федерального бюджета и консолидированных бюджетов регионов за прошедший год. С ней можно ознакомиться на сайте ведомства. В статье представлены основные выводы.

7.jpg

Светлана Юрьевна ОРЛОВА, аудитор Счетной палаты Российской Федерации

8.jpg

Вадим Вадимович ДУБИНКИН, директор Сводного департамента аудита федерального бюджета Счетной палаты Российской Федерации


Федеральный бюджет

9.jpg

Исполнение федерального бюджета в 2020 году осуществлялось с учетом законодательно установленных особенностей, предусматривающих расширение права Правительства РФ без внесения изменений в закон о бюджете осуществлять заимствования и предоставлять гарантии с превышением верхних пределов долга, программ заимствований и гарантий. Кроме того, Правительство РФ могло использовать средства ФНБ на покрытие дефицита в соответствии с бюджетным правилом, увеличивать расходы с превышением общего объема расходов, перераспределять расходы и (или) направлять их в резервный фонд Правительства РФ по решениям Комиссии Федерального собрания РФ по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде, предусмотрен и ряд других мер.

Поступление доходов — 18,7 триллиона рублей — сложилось ниже как прогнозируемого объема на 2020 год на 1,9 триллиона рублей (на 9,1%), так и фактического объема доходов 2019 года на 1,5 триллиона рублей (на 7,3%). Объем сводной бюджетной росписи с изменениями составил 23,84 триллиона рублей, что на 4,18 триллиона рублей (или на 21,2%) больше расходов, утвержденных Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 380‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», а объем положительных изменений сводной бюджетной росписи составил почти 50% кассовых расходов. Это самый высокий объем перераспределения бюджетных ассигнований за последние десять лет.

Объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 1,02 триллиона рублей, что сопоставимо с объемом неисполненных ассигнований за 2019 год (1,12 триллиона рублей). Таким образом, предоставленная большая гибкость в исполнении федерального бюджета не повлияла на объем неисполнения расходов. Уровень исполнения расходов составил 95,7% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями. За последние десять лет уровень исполнения расходов был ниже в 2018 году — 95,6% и в 2019 году — 94,2%. На протяжении ряда лет увеличивается объем неисполненных бюджетных ассигнований. Так, по сравнению с 2016 годом объем неисполненных расходов увеличился в 4,6 раза.

Дефицит федерального бюджета составил 4,1 триллиона рублей (3,8% ВВП) — максимальный показатель за последние десять лет. Финансирование дефицита в основном обеспечено за счет размещения государственных ценных бумаг. Привлечение государственных внутренних заимствований составило 5,2 триллиона рублей, что в 2,5 раза больше привлечения в 2019 году и является максимальным объемом более чем за 15 лет.

Как уже отмечалось, отличительной особенностью исполнения бюджета в 2020 году была возможность перераспределять бюджетные средства по предложениям министерств и ведомств через резервный фонд Правительства РФ. В том числе перераспределять средства можно было на решение вопросов финансового обеспечения мероприятий по предотвращению влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, на профилактику и устранение последствий распространения коронавирусной инфекции.

Федеральным законом о бюджете утвержден размер резервного фонда Правительства РФ на прошлый год в объеме 14,8 миллиарда рублей. В 2020 году были приняты решения, предусматривающие его увеличение на 4,46 триллиона рублей, что в 15 раз превышает объем увеличения фонда в 2019 году. При этом расходы средств фонда в 2020 году были на уровне поступлений в него — они составили 4,06 триллиона рублей, и в 21 раз превысили объем выплат в 2019 году.

По состоянию на 1 января 2021 года нераспределенный остаток бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ составил 410,55 миллиарда рублей, что на 241,1 миллиарда рублей, или в 2,4 раза, больше, чем на начало 2020 года. По экспертной оценке Счетной палаты, более 70% средств было направлено на решение вопросов финансового обеспечения мероприятий по предотвращению влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, на профилактику и устранение последствий распространения коронавирусной инфекции.

Уровень исполнения расходов на реализацию госпрограмм составил 95,6% (в открытой части) и превысил уровень 2019 года на 1,4 процентного пункта (94,2%). Однако расходы по 42 из 43 госпрограмм исполнены не в полном объеме. Например, менее чем на 90% исполнены расходы по восьми госпрограммам — управление госфинансами, космическая деятельность, фармацевтическая промышленность, электронная промышленность, авиационная промышленность, национальная политика, образование, развитие Северного Кавказа. Из них по четырем — управление госфинансами, электронная промышленность, авиационная промышленность, развитие Северного Кавказа — исполнение по расходам сложилось ниже уровня 2019 года.

На низком уровне осуществлялись расходы по госпрограммам отдельными ответственными исполнителями, соисполнителями и участниками. Анализ причин недостаточного уровня исполнения расходов, в том числе на реализацию госпрограмм, является одним из вопросов проверки Счетной палатой отчета об исполнении федерального бюджета.

Несмотря на улучшение по сравнению с 2019 годом на 5,9 процентного пункта уровня исполнения расходов по нацпроектам, ни по одному из них исполнение не достигло 100%. На низком уровне исполнены расходы по четырем нацпроектам (программам) — «Образование» (86,4%), «Здравоохранение» (96,1%), «Цифровая экономика Российской Федерации» (96,9%), «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (96,9%).

Из 65 главных распорядителей, задействованных в исполнении нацпроектов, в полном объеме их исполнили только 29. Основными причинами низкого кассового исполнения являются длительность проведения конкурсных процедур, строительных и ремонтных работ, а также ситуация, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции, и другие.

При реализации нацпроектов отмечаются недостатки, связанные не только с низким уровнем исполнения расходов на их реализацию, но и с нарушением сроков и (или) недостижением результатов и показателей. При этом дать корректную оценку достижения запланированных показателей в настоящий период достаточно проблематично. Срок предоставления официальной статистической информации по показателям нацпроектов определен периодом с 31 марта по 1 сентября года, следующего за отчетным.

На фоне принятых в 2019–2020 годах мер по повышению эффективности реализации федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) уровень исполнения расходов на данную программу вырос по сравнению с 2019 годом, но все же является недостаточно высоким — лишь 88,3%. Уровень ввода в эксплуатацию объектов ФАИП продолжает оставаться низким, по предварительным данным Росстата — лишь 51,2%. Основными причинами низкого уровня исполнения ФАИП, как и в предыдущие годы, являются включение в программу объектов без утвержденной проектной документации, пообъектной детализации, необходимых нормативных правовых актов, недостаточный контроль за выполнением работ подрядными организациями. На показатели реализации ФАИП повлияла также сложная экономическая ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции.

В 2020 году консолидированные бюджеты субъектов РФ были исполнены с дефицитом 676,5 миллиарда рублей. 88% дефицита пришлось на регионы с сырьевой направленностью, а также на Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области

Консолидированные бюджеты регионов

В 2020 году консолидированные бюджеты субъектов РФ (КБС) были исполнены с дефицитом 676,5 миллиарда рублей. При этом в 28 регионах сложился суммарный профицит на 53,3 миллиарда рублей, а в 57 регионах — суммарный дефицит на 729,8 миллиарда рублей. Можно сказать, что ситуация значительно изменилась по сравнению с 2019 годом. Тогда КБС были исполнены с профицитом 4,7 миллиарда рублей: суммарный профицит 50 регионов составлял 237,1 миллиарда рублей, а суммарный дефицит 35 регионов — 232,9 миллиарда рублей. Анализ данных также показал, что более 640 миллиардов рублей (или 88%) дефицита пришлось на регионы с сырьевой направленностью, а также на Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области.

Доходы

Сравнивая 2019 и 2020 годы, можно отметить, что доходы КБС увеличились на 9,8% и были равны 14,9 триллиона рублей. Это на 2% выше прогноза. Рост доходов наблюдался в 80 субъектах РФ, наибольший был отмечен в следующих: городе Севастополе — на 54,5%, Республике Тыва — на 43,2%, Еврейской автономной области — на 40,2% и Кабардино-Балкарской Республике — на 35,2%.

Увеличение доходов можно объяснить дополнительной поддержкой регионов за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы. Счетная палата отмечает, что она по сравнению с 2019 годом увеличилась на 53,9%. Из федерального бюджета в рамках таких перечислений было предусмотрено 3,8 триллиона рублей, при этом кассовое исполнение составило 3,7 триллиона рублей, или 97,2%.

Из федерального бюджета на реализацию нацпроектов направлено 2,15 триллиона рублей, в том числе межбюджетные трансферты регионам — около 815 миллиардов рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года перечисления выросли на 34%. Регионы, в свою очередь, на реализацию нацпроектов направили порядка 1,49 триллиона рублей (92% предусмотренных на эти цели средств). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года субъекты увеличили свои расходы на нацпроекты на 25%. Местные бюджеты перечислили 469 миллиардов рублей (90% предусмотренных средств), что на 24% больше, чем в прошлом году.

Наибольший объем средств направлен бюджетами субъектов на нацпроекты «Демография» — 429 миллиардов рублей, «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — 321 миллиард рублей, «Здравоохранение» — 209 миллиардов рублей, «Жилье и городская среда» — 191 миллиард рублей, «Образование» — 160 миллиардов рублей.

Счетная палата также отмечает, что доходы семи субъектов РФ на 1 января текущего года более чем на 70% были сформированы за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы, и, таким образом, это наиболее зависимые от федеральной помощи регионы:

1) Республика Ингушетия — 86,3%;

2) Чеченская Республика — 83,7%;

3) Республика Тыва — 82,7%;

4) Республика Дагестан — 74,2%;

5) Карачаево-Черкесская Республика — 73,6%;

6) Республика Крым — 72,5%;

7) город Севастополь — 72,2%.

Кроме того, можно отметить, что в результате роста безвозмездных поступлений их удельный вес в структуре доходов всех регионов РФ увеличился с 18,1 до 25,3%, а вот налоговых и неналоговых доходов, напротив, снизился с 81 до 72,5%.

Говоря о налоговых и неналоговых доходах, хотелось бы обратить внимание на их снижение в 37 регионах в целом на 1,8%. Данные показывают: уменьшение связано с отрицательной динамикой по налогу на прибыль организаций. Более того, снижение по этому виду налога отмечалось в 63 регионах и в общем составило 431,2 миллиарда рублей, или 12,8%. Счетная палата выделяет шесть регионов с наибольшим снижением по этому виду поступлений:

1) Республика Тыва — на 57,8%;

2) Ненецкий автономный округ — на 51,6%;

3) Республика Коми — на 48,8%;

4) Ямало-Ненецкий автономный округ — на 45,7%;

5) Астраханская область — на 45,2%;

6) Республика Хакасия — на 44,7%.

При этом в 2020 году более чем на 90% за счет налоговых и неналоговых поступлений сформировали свои доходы пять регионов:

1) город Санкт-Петербург — 92%;

2) Ямало-Ненецкий автономный округ — 91,7%;

3) Тюменская область — 90,7%;

4) Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — 90,6%;

5) Сахалинская область — 90,5%.

Отмечено два периода, когда происходило наибольшее снижение данного налога (по сравнению с аналогичным показателем прошлого года), а именно на 17,5% в июле и на 17,9% в августе. А вот положительную динамику по сравнению с 2019 годом можно отметить по НДФЛ (рост на 7,5%), акцизам (рост на 5,6%) и по группе налогов на имущество (0,5%).

Снижение доходной части консолидированных бюджетов субъектов РФ наблюдалось в следующих пяти регионах:

1) в Тюменской области — на 20,3%, что связано со снижением налога на прибыль организаций на 34,6%;

2) в Ямало-Ненецком автономном округе — на 11,9%, что связано со снижением налога на прибыль организаций на 45,7%;

3) в Сахалинской области — на 10,4%. Это можно объяснить снижением поступлений доходов в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции на 38,1%, а также падением безвозмездных поступлений на 28,1%;

4) в Чукотском автономном округе — на 4,1%, что связано с падением безвозмездных поступлений на 27,8%;

5) в Ненецком автономном округе — на 2,1%. Это произошло из-за снижения на 51,6% налога на прибыль организаций.

Таким образом, можно отметить, что в структуре доходов прослеживались значительные изменения в удельном весе:

  • доля налога на прибыль организаций снизилась на 5,1% и составила 19,6%;
  • доля НДФЛ снизилась на 0,7% и составила 28,5%;
  • доля по группе налогов на имущество снизилась на 0,9% и составила 9,1%;
  • доля безвозмездных поступлений, напротив, выросла на 8,5% и составила 27,5%.

Расходы

Рост расходов отмечается в 83 регионах, при этом в 72 субъектах РФ расходы выросли на 10% и более, из них наибольшие показатели роста сложились в:

  • Республике Тыва — 42,7%;
  • Республике Ингушетия — 39%;
  • городе Севастополе — 38,9%;
  • Кабардино-Балкарской Республике — 38,8%;
  • Республике Дагестан — 38,6%;
  • Еврейской автономной области — 34,9%;
  • Республике Марий Эл — 34,7%;
  • Республике Хакасия — 34,3%;
  • Республике Калмыкия — 33,6%;
  • Амурской области — 31,9%;
  • Республике Карелия — 30,3%.

В структуре расходов наибольшая доля приходится на такие разделы, как «Образование» — 22,8%, «Социальная политика» — 21,3%, «Национальная экономика» — 20,5%, «Здравоохранение» — 12,9% и «Жилищно-коммунальное хозяйство» — 8,5%. Основная причина роста расходов социальной направленности связана с реализацией мероприятий по недопущению распространения COVID-19.

Государственный долг

Если сравнить объем госдолга субъектов РФ с предыдущим годом, то можно увидеть, что он вырос на 383 миллиарда рублей, или на 18,1%, и составил на 1 января 2021 года 2,5 триллиона рублей. Это максимальное значение за последние десять лет. По наблюдению Счетной палаты рост госдолга произошел в 48 субъектах, но наиболее значительный отмечен в следующих:

  • в городе Санкт-Петербурге — в 2,8 раза;
  • в Пермском крае — в 2,3 раза;
  • в Кемеровской области — в 1,9 раза;
  • в Камчатском крае и Иркутской области — в 1,7 раза;
  • в Челябинской области — в 1,6 раза.

Хотелось бы отметить, что при этом в 25 регионах госдолг снизился, в 11 регионах — остался на уровне начала 2020 года. Не имеет долговых обязательств город Севастополь.

Счетная палата РФ обращает внимание на то, что отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам субъектов РФ составило в 2020 году 27,3%. Превышение госдолга более чем на 70% отмечается в 17 регионах, а 100% — в трех субъектах:

1) Республике Мордовия — 195,2%;

2) Республике Хакасия — 137,5%;

3) Удмуртской Республике — 130%.

На 1 января 2021 года задолженность по кредитам от кредитных организаций снизилась по сравнению с началом 2020 года на 7,7 миллиарда рублей (на 1,3%) и составила 568,1 миллиарда рублей, по госгарантиям субъектов РФ снизилась на 7 миллиардов рублей (на 12,6%) и составила 48,4 миллиарда рублей. Задолженность же по кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, напротив, выросла на 216,7 миллиарда рублей, или на 24,5%, и составила 1,1 триллиона рублей, по государственным ценным бумагам субъектов РФ выросла на 181,4 миллиарда рублей (на 30,8%) и составила 769,9 миллиарда рублей.

В структуре долговых обязательств доля бюджетных кредитов, привлеченных в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, увеличилась на 2,3 процентного пункта и составила 44,2%. Доля кредитов, полученных субъектами РФ от кредитных организаций, уменьшилась на 4,4 процентного пункта и составила 22,8%.

Объем долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 января 2021 года вырос по сравнению с началом 2020 года на 7,2 миллиарда рублей, или на 1,9%, и составил 387,4 миллиарда рублей. В структуре долга муниципальных образований наибольший удельный вес занимают кредиты от кредитных организаций (68,2%) и бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (23,5%).

Подводя итог, хотелось бы отметить основные риски исполнения консолидированных бюджетов регионов на 2021 год. Это сокращение финансовой помощи Федерации, в том числе нецелевой в виде дотаций на сбалансированность бюджетов регионов, и, как следствие, увеличение госдолга регионов для покрытия первоочередных расходов.

Поделиться