№ 3 март 2021 — 10 марта 2021

Основной курс бюджетной политики — формирование бюджета развития

Версия для печати 1105 Материалы по теме
Основной курс бюджетной политики — формирование бюджета развития

Бюджет развития, сформированный в Вологодской области на 2021–2023 годы, оценивается в 46 миллиардов рублей. Как регион сумел выбраться из долговой ямы, в которую попал после кризиса 2008 года, и начать активные инвестиции в будущее, рассказала заместитель губернатора Вологодской области, начальник департамента финансов Валентина Николаевна АРТАМОНОВА.

— Валентина Николаевна, даже в сегодняшних непростых условиях Вологодская область формирует бюджет развития. Как удается изыскивать ресурсы, за счет каких источников осуществляете инвестиции в будущее?

— К формированию бюджета развития Вологодская область шла достаточно продолжительное время. Период восстановления доходной базы регионального бюджета после финансово-экономического кризиса 2008 года затянулся на шесть лет. Недостаток доходов мы были вынуждены компенсировать за счет привлечения заемных средств. В 2013 году государственный долг региона достиг критического уровня.

Сокращение государственного долга стало одной из основных задач. Ведь именно непомерная долговая нагрузка препятствовала дальнейшему развитию. Мы просто не могли допустить, чтобы область под грузом долгов оказалась финансово несостоятельной.

Для вывода региона из долговой ямы в 2012 году был запущен механизм оздоровления государственных финансов. В первую очередь встал вопрос по укреплению и увеличению доходной базы бюджета. Перспективы экономики области мы связывали с поступательным использованием потенциала системных отраслей и ускоренной траекторией развития малого и среднего бизнеса. Проведены масштабные мероприятия по привлечению на региональную площадку инвесторов, пересмотру приоритетов предоставления льготной поддержки, приведению налоговой нагрузки в соответствие с показателями социально-экономического развития, повышению экономической самостоятельности муниципальных образований.

Особое внимание мы уделяли организации межведомственного взаимодействия по вопросам вывода экономики из тени, сокращения налоговой задолженности, повышения эффективности использования региональной и муниципальной собственности. Расходы регионального бюджета строго контролировались. В результате на протяжении нескольких лет общий объем расходов оставался практически на одном уровне. При этом за счет оптимизации непервоочередных расходов, четкой приоритизации необходимых трат требования указа Президента России по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы были реализованы в полном объеме.

Принимаемые меры, а также поддержка со стороны федерального центра позволили переломить создавшуюся ситуацию. Начиная с 2016 года на протяжении четырех лет областной бюджет исполнялся с профицитом, что позволило сформировать существенный финансовый резерв для обеспечения сбалансированности бюджета в предстоящих периодах.

С 2018 года основным курсом бюджетной политики Правительства Вологодской области стало формирование бюджета развития, направленного на строительство, реконструкцию и ремонт социальных, инфраструктурных и дорожных объектов.

— Как при этом были оптимизированы расходы бюджета?

— Как я уже сказала, работу по повышению эффективности бюджетных расходов правительство области проводило с 2012 года. До 2016 года первоочередной задачей было выявить неэффективные расходы бюджета и переориентировать их на решение социально значимых вопросов. Она была решена.

Оптимизационные мероприятия коснулись всех сфер. Оптимизирована структура органов исполнительной власти, в том числе путем ликвидации, реорганизации некоторых из них, а также сокращения штатной численности ОИВ. Сокращено количество учреждений образования, культуры и социальной политики и, соответственно, штатная численность работающих в этих отраслях.

Также в эти годы отменен ряд мер социальной поддержки населения либо ее предоставление было приостановлено. Соответствующие законодательные изменения приняты региональным правительством в 2012 году.

С 2014 года в регионе проводится взвешенная долговая политики. Область выполняет все условия соглашений с Министерством финансов по предоставлению и реструктуризации бюджетных кредитов. В 2019 году досрочно погашены банковские кредиты, в результате существенно сокращены расходы на обслуживание государственного долга. В 2019–2020 годах областной бюджет исполнялся без привлечения коммерческих кредитов.

— Давайте вернемся к бюджету развития. Финансирование каких мероприятий предусмотрено в его рамках?

— Безусловно, формирование бюджета развития стало возможным в первую очередь благодаря установлению национальных целей развития и финансированию из федерального бюджета мероприятий, направленных на их достижение. Так, в 2018 году бюджет развития составлял 10 миллиардов рублей, в 2019 году, когда уже началась реализация национальных проектов, 20 миллиардов рублей, в 2020 году — 27,2 миллиарда рублей. На развитие социальной, коммунальной и дорожной инфраструктуры направлен беспрецедентный объем бюджетных средств.

За 2018–2020 годы в Вологодской области открыто пять школ. Построено 14 новых детских садов. Значительный объем средств (более 1 миллиарда рублей) потрачен на ремонты более чем в 160 государственных и муниципальных образовательных учреждениях. 9 миллиардов рублей израсходовано на укрепление материально-технической базы и оснащение учреждений здравоохранения, в том числе сделана пристройка к акушерскому корпусу Вологодской областной больницы.

19.jpg

За три года на строительство, реконструкцию и капитальные ремонты объектов физкультуры и спорта направлено более 2 миллиардов рублей. Построен физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном в Вытегре, ФОК для игровых видов спорта и бассейн — в Вологде. В 2020 году в областном центре начали строительство катка с искусственным льдом.

На развитие транспортной инфраструктуры направлено 25,8 миллиарда рублей, в том числе муниципальным образованиям оказана финансовая поддержка в объеме 4,5 миллиарда рублей на поддержание в надлежащем состоянии автомобильных дорог местного значения.

20.jpg

Сформированный на 2021–2023 годы региональный бюджет развития мы оцениваем в объеме 46 миллиардов рублей. Более половины этой суммы планируется направить на развитие транспортной инфраструктуры — 24 миллиарда рублей. На развитие здравоохранения — 5,1 миллиарда рублей, коммунальной инфраструктуры — 4,8 миллиарда рублей, образования — 3,6 миллиарда рублей, физической культуры и спорта — 1,8 миллиарда рублей. На обеспечение граждан доступным жильем будет направлено 3 миллиарда рублей, на благоустройство территорий — 1,4 миллиарда рублей. Всего в ближайшие три года в регионе планируется провести различных работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту более чем на 500 объектах.

В 2021–2023 годах планируется завершение таких крупных инфраструктурных проектов, как строительство самого протяженного моста через реку Шексну в Череповце, реконструкция взлетно-посадочной полосы в Великом Устюге.

С 1998 года на территории Вологодской области реализуется уникальный туристский проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Это самый популярный бренд Вологодской области и один из наиболее узнаваемых национальных брендов России. Ежегодно Великий Устюг посещают порядка 380 тысяч человек. Удлинение взлетно-посадочной полосы позволит принимать среднемагистральные самолеты. В результате ожидается увеличение туристического потока на родину Деда Мороза в два раза.

21.jpg

— Валентина Николаевна, как сказалась пандемия на областном бюджете и на планах по развитию региона?

— Безусловно, 2020 год был непростым. В условиях дестабилизации экономической ситуации в связи с пандемией Вологодская область, как и большинство регионов, столкнулась с сокращением собственной доходной базы. По итогам года сокращение налоговых и неналоговых доходов бюджета Вологодской области составило 6,1 процента.

По сравнению с 2019 годом снизились поступления налогов в бюджет области от отраслей экономики, которые в докризисный период перечисляли значительные объемы налога на прибыль — металлургии, агрохимии, газовой промышленности и финансового сектора. Это общероссийская тенденция.

Именно налоговая и бюджетная политика стала основным инструментарием для смягчения экономических последствий от введения ограничительных мер по сдерживанию роста заболевания. Так, благодаря оперативно принятым в сложных условиях эпидемиологической обстановки мерам налоговой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства сохранен потенциал сфер, отнесенных на федеральном уровне к наиболее пострадавшим от коронавируса. Данный факт подтверждает положительная динамика налоговых поступлений от них в бюджет, прирост к уровню 2019 года составил 103,4 процента.

В целом в 2020 году, несмотря на пандемию, доходы бюджета Вологодской области составили 114,8 миллиарда рублей, что на 9,5 миллиарда рублей выше уровня 2019 года. Это стало возможным благодаря реализации антикризисных мероприятий, направленных прежде всего на поддержку экономики, малого и среднего бизнеса, поддержание доходов населения, а также беспрецедентной помощи федерального центра.

В период экономического спада в 2020 году, конечно, мы были вынуждены провести приоритизацию расходов, отказавшись от части расходов капитального характера. Но мы исключили финансирование в основном тех объектов, по которым не была готова проектно-сметная документация либо отсутствовало положительное заключение экспертизы.

— Каким образом развивают свою инфраструктуру муниципальные образования. Есть ли у них свои бюджеты развития? Как регион помогает муниципальным образованиям в решении инфраструктурных вопросов?

— Следует отметить, что большая часть инфраструктурных объектов в регионе в соответствии с разграниченными полномочиями находится в ведении муниципалитетов. Это объекты таких сфер, как образование, культура, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство, улично-дорожная сеть и освещение населенных пунктов. Безусловно, строительство, реконструкция и ремонт объектов в данных сферах требуют значительных бюджетных затрат. Справиться самостоятельно с такими объемами муниципальным образованиям сложно как в части финансового обеспечения мероприятий, так и в части сроков их реализации.

В этой связи губернатор области О. А. Кувшинников принял решение о софинансировании из областного бюджета капитального строительства и ремонта значимых для муниципальных образований объектов. Уровень софинансирования из областного бюджета таких объектов нормативно закреплен правительством области и в случае с муниципальными районами зависит от расчетной бюджетной обеспеченности конкретного муниципального образования. Для муниципальных районов доля участия области составляет от 95 до 99 процентов, для городских округов — 90 процентов. Так как подготовка проектно-сметной документации на капитальные мероприятия очень затратная, муниципалитетам предоставляется дополнительная финансовая помощь из областного бюджета.

— В Вологодской области получили распространение так называемые градостроительные советы, в ходе которых и определяются насущные проблемы муниципалитета. Расскажите, пожалуйста, об этом более подробно.

— Градостроительные советы как раз и стали основным инструментом формирования бюджетов развития в муниципальных образованиях. В том числе и на них принимаются решения о строительстве и ремонте инфраструктурных объектов. Идея создания выездных градостроительных советов возникла при общении губернатора области Кувшинникова с жителями региона. Именно общаясь с населением, губернатор области понял, что главы районов, органы местного самоуправления и граждане имеют разные приоритеты. Для принятия решений по развитию инфраструктуры муниципалитета, которые в том числе будут поддержаны населением, и необходимы открытые выездные градостроительные советы, в которых принимают участие представители региональной власти, органов местного самоуправления и общественности.

На первом этапе подготовки заседания градсовета сопоставляются данные проведенных социологических исследований на территории муниципалитета, обращения граждан в региональные органы власти и предложения местных органов власти по решению имеющихся проблем. По результатам определяются необходимые для решения проблем мероприятия, проводится экспертная оценка стоимости и сроков их реализации.

На основе полученных данных органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления совместно формируют дорожную карту с перечнем мероприятий, сроками, объемом финансового обеспечения и указанием ответственных исполнителей.

Далее идет подготовка непосредственно заседания градсовета. Планируются объекты, которые должны будут посетить представители региональных органов власти, их встречи с общественностью, повестка заседания. Само заседание имеет форму открытого диалога, участвовать в котором могут все присутствующие. По отдельным позициям, по которым имеются различные мнения, назначается прямое голосование. Все решения, принятые на градостроительном совете протоколируются и оформляются конкретными поручениями с указанием сроков и ответственных исполнителей.

За период 2018–2019 годов градостроительные советы прошли во всех муниципальных районах и городских округах области. С конца 2019 года началась «вторая волна». На этих встречах уже подводятся итоги выполнения решений предыдущих заседаний, принимаются новые решения о строительстве, реконструкции и ремонте объектов.

В 2019 году по решениям градостроительных советов были проведены работы по строительству, реконструкции и ремонту на 399 объектах государственной и муниципальной транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры на сумму 14,6 миллиарда рублей. В 2020 году — на 273 объектах на сумму 13,3 миллиарда рублей. В областном бюджете на 2021–2023 годы запланированы средства на строительство, реконструкцию и ремонт 199 объектов на сумму 21,6 миллиарда рублей.

Необходимо отметить, что ряд работ выполняется в рамках мероприятий национальных проектов и иных направлений, софинансируемых из федерального бюджета.

22.jpg

Подготовила Е. П. БЕСПАЛОВА

Поделиться