...примут оптимизационный пакет поправок в Закон № 44‑ФЗ? Этот документ Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство и ФАС России начали готовить еще осенью 2019 года. Законопроект[1] прошел беспрецедентное (30) количество согласований с органами власти, ведомствами, экспертным сообществом, выдержал не одно изменение и не одну критику. В январе текущего года документ одобрен Правительством РФ и сегодня находится на рассмотрении в Государственной думе.
О главных новациях, которые ждут контрактную систему в ближайшем будущем при условии принятия оптимизационного пакета, в ходе онлайн-конференции, прошедшей в МИА «Россия сегодня», рассказали заместитель министра финансов А. М. Лавров и директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов РФ Т. П. Демидова.
От электронного оборота до жалоб в ЕИС
Согласно исследованию Всемирного банка Россия входит в топ-20 стран по качеству регулирования госзакупок. «Это исследование проводилось сравнительно давно — в 2017 году, и с тех пор контрактная система прошла довольно большой путь, — отметил Лавров. — На наш взгляд, решены самые острые вопросы и расшиты узкие места. Закупки переведены в электронный формат и сегодня проводятся на восьми электронных торговых площадках».
Также замминистра напомнил, что в
Итак, если законопроект примут, система госзакупок сильно изменится. Прежде всего сократится количество способов определения поставщика с 11 до трех наиболее распространенных и применяемых — аукцион, конкурс, запрос котировок. Будет введен полный электронный документооборот, стандартизированы требования к участникам, сокращены объемы и количество документации, повысятся требования к квалификации участников, появится возможность подачи жалоб через ЕИС.
По словам спикера, в оптимизационном пакете сделана попытка описать одинаковыми терминами, в единой логике все закупочные процедуры, создать стройную систему. В связи с этим в Законе № 44‑ФЗ будет сокращено 36 статей. При этом Лавров подчеркнул, что сокращение не механическое, за этим стоит большой смысл и большая работа.
Обсудить закупку на этапе планирования
Что касается сокращения способов закупок, то, по мнению Лаврова, оставшиеся три способа вполне покроют потребности заказчиков. Исключаются двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений, которые носят избыточный характер и частично дублируют процедуру проведения открытого конкурса. При этом действующие дополнительные требования к участникам закупок при проведении конкурсов с ограниченным участием предполагается распространить на случаи проведения открытых конкурсов. Одновременно законопроект предусматривает возможность для заказчика обсудить объект закупки с потенциальными поставщиками на этапе планирования (до размещения извещения). В связи с этим в статью 46 Закона № 44‑ФЗ вносятся соответствующие изменения. В связи с предлагаемым исключением запросов предложений законопроект предусматривает перечень случаев для проведения срочных закупок через запрос котировок без ограничения по объему и цене контракта.
Сокращению объемов и количества документации обрадуются и заказчики, и поставщики. В законопроекте предлагается установить единые требования к содержанию извещения о закупке и документации о закупке всеми конкурентными способами определения поставщиков, к срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.
Популяризация типовых контрактов
Повысить требования к квалификации участников предлагается через введение нового инструмента — универсальной стоимостной предквалификации. «Это не означает, что мы отказываемся от специальной предквалификации, — пояснил Лавров. — Она сохраняет свою роль, и никаких ограничений в отношении ее не вводится».
Законопроект предлагает завершить полный перевод всего цикла закупки в электронный формат. То есть будут введены электронный контракт и акт приемки товаров, работ, услуг.
Также в документе реализована подвижка в сторону типизации закупок. «Мы предлагаем наделить Правительство РФ полномочиями по установлению типовых условий контрактов и таким образом расширить сферу их применения», — рассказал Лавров. Он признал, что пока типовые контракты не стали массовым и широко распространенным инструментом реализации закупок.
Совершенствование механизма предоставления независимых гарантий в качестве обеспечения заявок на участие в закупках, обеспечение исполнения контракта, гарантийных обязательств — это следующая новация, предлагаемая оптимизационным пакетом. Вводится возможность предоставления банковских гарантий, выданных государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ», региональными гарантийными организациями. В связи с этим термин «банковская гарантия» в тексте Закона № 44‑ФЗ предлагается заменить на термин «независимая гарантия». Также предусматривается информирование участника закупки о причинах несоответствия независимой гарантии установленным требованиям. Все причины должны быть указаны непосредственно в протоколах, которые составляются при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Банки под контроль
Как отметила Демидова, данный законопроект направлен и на совершенствование контроля в сфере закупок, процедуры обжалования в сфере закупок. Так, в перечень субъектов контроля включены банки, государственная корпорация «ВЭБ.РФ», региональные гарантийные организации в случае «осуществления ими действий, предусмотренных законом о контрактной системе». То есть в случае выдачи названными структурами банковской гарантии поставщикам — участникам государственных закупок.
Для систематизации контрольных мероприятий часть 15 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ дополнена основанием для проведения внеплановой проверки при получении обращения о включении участника закупки, поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Определение референтных цен не подлежит автоматизации?
Оптимизационный пакет предлагает решения многих острых проблем. Вместе с тем осталось еще немало вопросов, требующих проработки. Например, совершенствование механизма определения референтных цен. Журналисты поинтересовались у директора департамента возможностью автоматизации таких функций в рамках развития ЕИС. Демидова отметила, что для этого нужно понимать, какой объем автоматизации в целом мы ожидаем и какие процессы на него влияют. «Во-первых, это работа по накоплению информации о закупках, осуществляемых в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг; во-вторых, это совершенствование закупочного процесса, предусмотренное оптимизационным пакетом, — отметила спикер. — Стандартные предметы закупки и стандартные условия исполнения контрактов позволяют вывести так называемую среднюю ориентировочную цену». Однако, по словам Демидовой, вопрос обязательности применения референтной цены и недопустимости отклонений от нее является очень сложным. Например, закупки одного и того же вида транспорта для ЦФО и для Дальнего Востока требуют разных ценовых подходов. Важно учитывать особые требования к проходимости, к работе в экстремальных условиях и т. п. При покупке аналогичного товара также возникают вопросы логистики. Таким образом, по мнению спикера, автоматизация определения цены контракта через ЕИС маловероятна. В то же время она добавила: «Может быть, однажды мы к этому придем. В настоящее время речь идет только о формировании средней цены, которая будет в открытом доступе. Участник сможет сориентироваться, какая цена складывается на его продукцию, используя полученные данные при формировании Н(М)ЦК. Это позволит контролерам в финансовой сфере поинтересоваться, почему цена заказчика отличается от средней ориентировочной».
О. В. ИЗУТОВА
[1] Законопроект №