Версия для печати 1847 Материалы по теме
Республика Саха (Якутия): проблемы и вопросы законодательства о закупках

Система закупок Республики Саха (Якутия) основана на централизованном управлении размещением закупок практически по всем направлениям деятельности органов государственной власти региона. Это позволяет решать такие важные задачи, как обеспечение открытости, создание условий для развития конкурентной среды, противодействие коррупции при осуществлении закупок.

Алексей Юрьевич ПОПОВ, директор государственного казенного учреждения «Центр закупок Республики Саха (Якутия)»

В Республике Саха (Якутия) осуществлена полная централизация государственных закупок товаров, работ, услуг для нужд республики, которая позволяет проводить единую политику в данной сфере. Такой подход дает положительные результаты в части профилактики и устранения нарушений законодательства о контрактной системе и достижения экономии бюджетных средств.

C сентября 2018 года полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков республики возложены на новое подведомственное Министерству экономики Республики Саха (Якутия) государственное казенное учреждение «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» (далее — Центр закупок). В круг задач Центра закупок входит:

  • оказание методической, правовой и консультационной поддержки заказчикам республики по вопросам планирования и осуществления закупок;
  • разработка типовой документации о закупках;
  • обеспечение функционирования региональной информационной системы в сфере закупок Республики Саха (Якутия) «WEB-Торги-КС» (далее РИС «WEB-Торги-КС»), разработчиком которой является компания «Кейсистемс»;
  • методическая и техническая поддержка пользователей РИС «WEB-Торги-КС»;
  • обработка и анализ экономических, статистических и иных данных в области закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд республики;
  • разработка предложений по совершенствованию правовых актов Республики Саха (Якутия) в сфере закупок;
  • подготовка и издание аналитических сборников и информационно-аналитических материалов в сфере закупок Республики Саха (Якутия).

Работа в цифрах

В прошедшем году в Центр закупок поступило 22 218 заявок на общую сумму 89,7 миллиарда рублей. На доработку заказчикам отправлено 6706 заявок, или 30,2% от общего количества обработанных заявок, на сумму 22,5 миллиарда рублей. Отозвано 178 заявок. На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) Центр закупок разместил 15 224 извещения по 15 332 заявкам (по 16 извещениям по 124 заявкам проведены совместные торги) на сумму 65,3 миллиарда рублей для нужд государственных и муниципальных заказчиков. Условная экономия бюджетных средств по результатам закупок через уполномоченное учреждение составила 3 миллиарда рублей, в 2019 году экономия составляла 2,5 миллиарда рублей. Уровень конкуренции по республике составил 2,4 участника в одной процедуре, в 2019 году данный показатель равен 2,2 участника.

Анализ способов закупок, опубликованных через Центр закупок в 2019 и в 2020 годах, показал, что преобладающим конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) остается электронный аукцион. Его доля составила 91,7% от общего объема размещенных закупок.

Жалобы

В 2019 году в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило рекордное количество — 1389 — жалоб на действие/бездействие уполномоченного учреждения, комиссий, на положения документации (рисунок) Из них только 91 жалоба (0,45% от общего количества размещенных извещений) обоснована, 144 — частично обоснованы (0,71% от общего количества размещенных извещений). В 2020 году количество обращений составило 887, 60 жалоб — обоснованных (0,39%), 39 — частично обоснованных (0,26%). Такое количество жалоб мы связываем с увеличением количества извещений с высокой начальной (максимальной) ценой контрактов, которые стали предметом интереса так называемых профессиональных жалобщиков.

79,9.jpg

Полномочия расширяются

С каждым годом полномочия Центра закупок расширяются. Так, в январе 2019 года был принят указ главы Республики Саха (Якутия), в соответствии с которым централизованы муниципальные закупки, осуществляемые за счет межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Речь идет о закупках строительства (реконструкции) капитальных объектов в рамках общереспубликанского движения добрых дел «Моя Якутия в 21 веке»; предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Центр закупок также получил полномочия в отношении определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем запроса котировок в электронной форме, запроса предложений в электронной форме.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) расширены полномочия Центра закупок в части централизации муниципальных закупок, направленных на реализацию мероприятий в рамках национальных (региональных) проектов. В текущем году центр наделен полномочиями по согласованию государственных закупок у единственного поставщика в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ, заключаемых в целях принятия неотложных мер по борьбе с распространением вируса COVID-19. В настоящий момент прорабатывается возможность централизации закупок государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий, казенных предприятий Республики Саха (Якутия), осуществляемых в соответствии с Законом № 223‑ФЗ, и муниципальных закупок, направленных на реализацию мероприятий в рамках национальных (региональных) проектов, проводимых также в рамках Закона № 223‑ФЗ.

Автоматизация закупок

РИС «WEB-Торги-КС» была внедрена Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в 2011 году. Автоматизация закупок реализована в рамках Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов для обеспечения контроля на всех этапах планирования, размещения государственного (муниципального) заказа, исполнения контрактов посредством интеграции с единой информационной системой в сфере закупок. С помощью системы РИС «WEB-Торги-КС» удалось автоматизировать контроль за наличием свободного остатка бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств при формировании закупки и обеспечивать резервирование средств бюджета на этапе проведения закупочных процедур.

По итогам Национального рейтинга прозрачности закупок 2020 года Якутия в очередной раз вошла в топ-10 регионов РФ, которые получили наивысшую оценку «Гарантированная прозрачность», заняв шестое место

Функции системы постоянно совершенствуются, адаптируются к условиям и требованиям законодательства. Сегодня ее функционал представляет собой не просто систему, а информационно-технологический комплекс. Полный цикл РИС «WEB-Торги-КС» охватывает три уровня: государственный, муниципальный и корпоративный. Для учета закупок малого объема, на основании распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) в 2015 году была введена в промышленную эксплуатацию подсистема закупок малого объема «WEB-Маркет закупок» региональной информационной системы в сфере закупок Республики Саха (Якутия) «WEB-Торги-КС».

79.jpg

Подсистема «WEB-Маркет закупок» представляет собой единое информационное пространство, удобное для взаимодействия заказчиков и поставщиков при осуществлении закупок малого объема в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ как для государственных и муниципальных нужд, так и для нужд отдельных видов юридических лиц Республики Саха (Якутия). Подсистема предусматривает дополнительный функционал для проведения конкурентных процедур определения поставщика, а также возможность выставлять свои предложения (оферту) в виде публикации информации с указанием ценовых и прочих характеристик продукции и услуг. Кроме этого, имеется функция загрузки прайс-листа в виде файла, что позволяет заказчикам выбрать лучшие предложения и заключить договоры. Закупки в вышеуказанной подсистеме осуществляются в электронной форме, в том числе в части подачи предложения от участника и заключения договора.

Проблемы контрактной системы

В настоящее время построена сложная многоуровневая система законов и иных нормативных правовых актов различной юридической силы, регулирующих заключение государственных (муниципальных) контрактов. Разобраться со всеми нюансами контрактной системы бывает очень сложно. При этом ситуацию усугубляет постоянно меняющееся законодательство. В связи с этим возникает масса проблем. Рассмотрим некоторые из них.

Контроль в одни руки

Практика правоприменения территориальных органов ФАС России (также самого ФАС России) и уполномоченного органа по контролю в сфере закупок субъектов РФ, а также судов различных инстанций и округов разная, в связи с чем возникает много споров по правоприменению Закона № 44‑ФЗ. В связи с этим предлагаем в рамках пункта 1 части 1 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ определить единственный орган контроля в сфере закупок — ФАС России, исключить контрольные полномочия на уровне субъекта РФ и муниципального уровня.

Толковать законы должен регулятор

Разъяснения ФАС России иногда противоречат нормам Гражданского кодекса РФ и разъяснениям Минфина России. Например, по применению положений постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99 были разъяснения ФАС России от 22 мая 2020 года № ИА/43260/20 по вопросу правомерности отклонения заявки участника закупки в связи с непредоставлением в составе заявки приложений к копии исполненного контракта (договора). В июле того же месяца Минфин России высказал противоположное мнение по указанному вопросу (письмо от 17 июля 2020 года № 24-02-08/62493).

Для единообразия толкования норм Закона № 44‑ФЗ с учетом общепризнанных норм предлагаем наделить Министерство финансов РФ полномочиями по официальному толкованию нормативных правовых актов в сфере закупок, принятых Правительством РФ. На наш взгляд, необходимо принять порядок выпуска официального нормативного толкования норм федеральных законов с указанием на то, что официальные разъяснения являются обязательными для всех участников контрактной системы, в том числе для судей.

Определить понятие в законе

Каждый субъект контрактной системы ту или иную норму трактует субъективно по-разному. К большому сожалению, даже судьи толкуют положения закона исходя из своих внутренних убеждений, иногда даже вразрез с положениями законодательства о контрактной системе. Ярким примером служит ситуация по определению фактора ограничения конкуренции. В настоящий момент в действующем законодательстве конкретного определения ограничения конкуренции нет. Для исключения коррупциогенного риска в виде широты дискреционных полномочий предлагаем закрепить определение понятия «ограничение конкуренции» в Законе № 44‑ФЗ.

Исключить право отзыва жалобы

Всем регионам, наверное, известна проблема с так называемыми профессиональными жалобщиками. Все меры против них бездейственные, пока существует норма о праве отзыва жалобы со стороны заявителя. В связи с этим предлагаем исключить право отзыва жалобы, предусмотренное частью 15 статьи 105 Закона № 44‑ФЗ.

Конфликт интересов: проверяем по ИНН

Для недопущения возникновения конфликта интересов между участниками закупки и заказчиками при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44‑ФЗ предлагаем ввести на законодательном уровне автоматизированную сверку информации на торговых электронных площадках по ИНН участников и заказчиков из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).

Для реализации этой функции необходимо ввести следующие требования:

1) в заявке участника закупки должна присутствовать выгрузка из ЕГРЮЛ ИНН учредителей и руководителя в структурированном виде;

2) в сведениях о заказчике должна присутствовать информация об ИНН руководителя, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего (реестр специалистов контрактной системы);

3) необходимо ввести информационный контроль, сообщающий факт совпадения ИНН учредителя участника закупки и ИНН руководителя, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, членов комиссии по осуществлению закупок, для дальнейшего анализа.

Указанные мероприятия можно реализовать только в случае внесения соответствующих изменений в Закон № 44‑ФЗ и подзаконные акты.

Контроль есть, эффекта нет

В соответствии с частью 2 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 указанной статьи, заказчик обязан уведомить об этом контрольный орган. Для этого он должен направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта уведомление о такой закупке. При этом указанный последующий контроль предусматривает только привлечение к административной ответственности заказчика, злоупотребившего правом закупки у единственного поставщика. Но ведь бюджетные средства уже освоены, и израсходованы они неэффективно, соответственно, результативность проведения последующего контроля очень низкая. Таким образом, нагрузка на заказчика по направлению уведомления в контрольный орган в сфере закупок не оправдана эффективностью указанного мероприятия. Кроме того, последующий контроль по исполнению контракта предусмотрен в рамках положений статьи 99 Закона № 44‑ФЗ, то есть получается дублирующий контроль.

В связи с этим предлагаем исключить данную норму и в целях профилактики правонарушений по указанным пунктам части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ наделить высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ правом внедрения процедуры согласования контрактов, заключаемых на основании указанных норм, до его заключения.

Упорядочить работу с КТРУ

В настоящее время каталог товаров, работ, услуг (КТРУ) в единой информационной системе в сфере закупок обновляется хаотично. Например, при проведении совместных закупок формирование совместного извещения — достаточно длительная процедура. В тот период, когда готовится совместное извещение, в позиции КТРУ могут вноситься изменения, в связи с чем приходится заявки возвращать заказчикам на доработку, то есть включать в заявку измененные позиции КТРУ.

Для решения указанной проблемы предлагаем установить в Правилах формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 года № 145, периодичность внесения уполномоченным органом изменений в КТРУ. Например, только один раз в месяц 1‑го числа.

Поделиться