В Министерстве финансов Пермского края ведется поэтапная работа по совершенствованию бюджетных процессов. В ключе главного тренда развития — цифровой трансформации госуправления — активно используются передовые технологии. Внедрены и развиваются информационные системы по планированию и исполнению краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований. В рамках развития систем реализованы новые модули формирования и ведения соглашений, планов финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных учреждений в электронном виде. В интервью журналу «Бюджет» министр финансов Пермского края Екатерина Ивановна ТХОР рассказала о том, как централизованные системы изменили подход к процессам государственного управления и какие возможности открыли перед регионом.
— Екатерина Ивановна, что, по-вашему мнению, сегодня является необходимым условием для эффективного управления бюджетными процессами?
— Гибкость. На развитие бюджетной системы края оказывает влияние большое количество факторов. В первую очередь это необходимость регулярной корректировки процессов с учетом требований меняющегося законодательства — на федеральном, краевом, местном уровнях. Нестабильное развитие экономики в 2020 году и борьба с пандемией коронавируса наглядно это продемонстрировали.
На этом фоне крайне важно понимать место и роль цифровых технологий в государственном управлении, и в управлении бюджетом в частности. ИТ-решения сегодня — незаменимые инструменты, без которых развитие уже не представляется возможным. Поэтому в Министерстве финансов мы уделяем отдельное внимание вопросам цифровизации и внедрению современных цифровых систем для управления бюджетными процессами.
Глубокая реорганизация бюджетных процессов с применением цифровых инструментов позволяет существенно улучшить их характеристики. Исчезают целые группы подпроцессов, нужно меньше ресурсов, в том числе временных, затрачиваемых на выполнение процессов, у них появляются принципиально новые качества и свойства.
— Что было сделано в Министерстве финансов Пермского края для повышения качества и эффективности бюджетных процессов? Какие технологии сегодня применяются для этого?
— Уже не первый год мы используем в работе единую информационную систему, которая помогает нам в автоматическом режиме управлять процессами исполнения краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований. Проект централизации системы стартовал в 2010 году. Сегодня централизованная система полностью охватывает весь Пермский край — это порядка 11 тысяч пользователей. В итоге мы можем видеть полную картину по исполнению бюджета во всех муниципалитетах и регионе в целом. Это удобно: под рукой находятся все актуальные данные, на основе которых можно оперативно принимать управленческие решения.
Мы понимаем важность централизации процессов и на примере системы управления финансами уже оценили положительный эффект, который она приносит. Так, начиная с 2018 года мы перешли на единую информационную систему в части процесса планирования бюджета региона. Сегодня к ней подключены все муниципальные образования региона. В цифрах это 88 бюджетов и порядка 8,5 тысячи пользователей. Система позволила объединить в едином пространстве всех участников бюджетного процесса — финансовые органы, ГРБС, государственные и муниципальные учреждения.
— Какие процессы с помощью централизованной системы были переведены в «цифру»?
— По сути, все то, что мы раньше делали в части планирования бюджета практически вручную, сегодня мы можем делать в цифровом формате. В целом система представляет собой комплекс инструментов для планирования бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Главная задача, которую мы решаем с ее помощью, — это формирование проекта бюджета по доходам и расходам. Но этим функционал, конечно, не ограничивается.
Недавно мы завершили очередной большой проект по развитию системы бюджетного планирования. Был добавлен функционал, позволяющий формировать государственные (муниципальные) задания, планы финансово-хозяйственной деятельности и заключать соглашения в электронном виде. А именно соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов, о предоставлении субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий, целевых субсидий по единым типовым формам. Для этого была разработана отдельная методология, создан и внедрен специальный цифровой инструмент, в частности шаблоны соглашений. Теперь все действия — формирование соглашения, внесение в него изменений, согласование и подписание — производятся через веб-интерфейс с применением электронной подписи.
Отмечу также, что при формировании соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов в системе осуществляется контроль на непревышение объема средств, отраженных в соглашении, над суммой выделенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, а также на наличие доли софинансирования местного бюджета. В соглашениях о предоставлении субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий реализована модель «сквозного» финансирования государственных и муниципальных учреждений. Это позволяет создать соглашение только при наличии бюджетной заявки, сформированной на основании государственного (муниципального) задания.
Удобно, что в цифровом формате можно легко контролировать каждый этап процесса ведения соглашения — организован свод информации о согласовании, утверждении и исполнении соглашений на отдельном рабочем месте. Просматривать статистику по процессам заключения соглашений можно на разных статусах: по межбюджетным трансфертам, государственным (муниципальным) заданиям и целевым субсидиям. Это позволяет нам в режиме реального времени видеть объем бюджетных ассигнований, по которым заключены соглашения и в том числе осуществлено финансирование. Еще раз повторю: весь этот функционал становится опорой для принятия нами оперативных управленческих решений, дает возможность уйти от бумажного документооборота, в разы сократить время на согласование документов, сэкономить ресурсы на их печать и доставку.
Наряду с этим в текущем году мы планируем внедрение еще одного модуля в части формирования и ведения приказов на распределение целевой субсидии в разрезе государственных (муниципальных) учреждений. Внедрение данного модуля позволит уже на этапе планирования бюджета автоматизировать процесс распределения целевой субсидии с последующим созданием соглашения по целевым субсидиям.
— Какие еще возможности дает централизация бюджетных процессов?
— Кроме реализации функционального блока по формированию и ведению электронных соглашений в системе появились и другие важные инструменты. Внедрена достаточно детальная сквозная аналитика, позволяющая получать отчеты в необходимых срезах по плановым показателям бюджета. Здесь важно отметить, что система позволяет использовать не только стандартную, утвержденную на федеральном уровне классификацию, но и дополнительную. Если мы хотим контролировать какие-либо отдельные направления видов расходов, например расходы на строительство объектов капитальных вложений, это можно настроить с помощью дополнительных классификаторов. Используя «гибкий конструктор», мы собираем нужную нам аналитику, причем выводится она в удобных форматах и различной степени детализации и свода. Благодаря расширенному функционалу системы планирования бюджета Минфин Пермского края может самостоятельно, без запросов в финансовые органы муниципальных образований, проверять, соответствуют ли параметры формируемого местного бюджета требованиям и нормам Бюджетного кодекса.
— Как руководство региона оценивает подобные практики цифровой трансформации?
— Губернатор Пермского края Дмитрий Николаевич Махонин в прошлом году поставил амбициозную цель — попасть в топ-10 регионов по развитию ИТ-сферы к 2024 году. И внедрение новых цифровых инструментов в Министерстве финансов края этой цели соответствует. Очередные шаги в этом направлении со стороны Минфина руководство региона, конечно, поддерживает.
— Екатерина Ивановна, подводя итог, опишите главные выгоды централизации с помощью цифровых инструментов.
— Как я уже говорила, управленческие процессы должны быть гибкими. И централизованные цифровые системы, консолидирующие в себе данные, в том числе всех муниципалитетов региона, помогают нам соответствовать этому принципу управления. Опираясь на аналитику, мы минимизируем риск совершения ошибок, ведь все актуальные данные под рукой, в удобном для анализа формате и необходимых нам срезах.
За счет централизации процессов планирования обеспечивается прозрачность бюджетных расходов. Также централизованный подход помогает упростить взаимодействие между всеми участниками — это очень важно, особенно когда необходимо оперативно реагировать на внешние изменения. И, конечно, важна экономия ресурсов: снижаются эксплуатационные издержки, связанные с сопровождением локальных систем муниципальных образований и ведением бумажного документооборота. Централизация и переход в «цифру» в целом повышают качество и эффективность управления бюджетным процессом. Мы считаем, что это верный курс и планируем придерживаться его и далее.
Подготовила Л. В. СИДОРОВИЧ