В СМИ появились серии публикаций, в которых говорится о фактическом провале попытки модернизации российской экономики на базе инновационных институтов развития. В материалах, в частности, содержится вывод о том, что эти институты не стали драйвером развития экономики, а Стратегия инновационного развития России до 2020 года не реализована в полной мере. Расходы бюджета на институты развития значительные, в
Валерий Дмитриевич ДЗГОЕВ, руководитель объединенной редакции
Нехватка специальных знаний
В целом правильных и обоснованных публикаций на эту тему достаточно. О чем практически никто из авторов не упоминает, так это о нехватке кадров для инновационного развития — в первую очередь во властных структурах, которые и должны управлять этим процессом. Редакция журнала «Бюджет», наш учебный центр «Бюджет» начиная с 2018 года неоднократно обращались к этой теме. Организовывали семинары, круглые столы, стремились рассказать о мировом опыте и тиражировать лучшую отечественную практику создания региональных инновационных систем, рассказывать о федеральных инициативах в данной сфере.
Справка «Бюджета»
Предпринимательский университет — это высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на генерацию знаний, преподавание и преобразование знаний в практику путем инициирования новых видов деятельности, трансформации внутренней среды и взаимодействия с внешней средой. Основные задачи такого университета — это формирование условий для подготовки конкурентоспособных выпускников и создание точек роста, обеспечивающих привлечение инвестиций для формирования инноваций, которые способствуют развитию потребителей собственных инноваций.
По мнению американского исследователя Дж. Ропке, предпринимательский университет отвечает следующим требованиям:
- должен демонстрировать предпринимательское поведение как организация;
- преподаватели, студенты, сотрудники университета должны быть предпринимателями;
- взаимодействие между университетом и окружающей средой должно приводить к «структурному сопряжению» университета и региона.
Наш многолетний опыт общения с государственными и муниципальными служащими говорит о том, что понимания проблематики инноваций у подавляющего их большинства нет. В этом чиновники признаются и сами. Это неудивительно: вузы лишь недавно начали изучать инновационное развитие, стали появляться предпринимательские университеты (см. Справку «Бюджета»), бизнес-инкубаторы, соответствующие кафедры в вузах. Однако никакой литературы, за исключением научных монографий и учебников, на эту тему в стране до сих пор нет. Поэтому представляется, что если мы по-прежнему рассчитываем повысить уровень инновационного развития России и не оказаться в ряду безнадежно отстающих, то нашей первейшей задачей должно стать повышение знаний всех заинтересованных сторон. Без этого двигаться вперед, добиваться каких-то результатов фактически невозможно.
Национальные инновационные системы, системы взаимосвязанных участников и процессов, которые вместе делают инновации, играют ключевую роль в инновационном процессе на национальном и региональном уровнях. А главным элементом инновационной системы является так называемая тройная спираль, символизирующая союз между властью, бизнесом и университетами (наукой). Именно на стыке этих трех элементов происходит общение людей, генерируются и воплощаются в жизнь новые идеи — так рождаются инновации. Поэтому разбор полетов, анализ проблем инновационного развития должен быть направлен прежде всего на выявление изъянов взаимодействия между властью, бизнесом, университетами (наукой).
Бизнес: не преследовать, но поддерживать
Что касается самих этих трех китов. Бизнесу, главное, не мешать, а лучше помогать через качественное правовое регулирование, преференции, доступные кредиты и в целом хороший деловой климат, включая, разумеется, отсутствие рисков необоснованного уголовного преследования, которые сегодня все еще реальны. Невольно вспоминается одна известная история из серии «риск преследования ученых и изобретателей» из нашего прошлого. В
Удивительно, но и сегодня в нашей стране люди, пытающиеся открыть что-то новое, не защищены от уголовного преследования. Скажем, у вас инновационный стартап, венчурные инвестиции. Банк понимает, что в переводе с английского venture означает «рискованный, авантюрный», но ради светлого будущего страны выдает вам кредит. Но у вас что-то не срослось, вы не получили нужный результат в обещанное время, и вы попадаете под статью 196 Уголовного кодекса «Преднамеренное банкротство». Понимание проблемы имеется, Правительство России приняло постановление о совершенствовании механизма поддержки инноваций в промышленности. «Важно снизить риски необоснованного уголовного преследования тех, кто занимается инновационной деятельностью», — сказал премьер-министр М. В. Мишустин.
Власть должна помогать
Участие властей необходимо. Это создание и эффективное распределение ресурсов среди институтов развития. Стимулирование правительством инноваций в частном секторе — этот механизм в настоящее время во всем мире расширяется, и компании в полной мере используют широкий спектр государственной поддержки. Главная роль правительства: устранение сбоев взаимодействия между властью, бизнесом, университетами (наукой).
Помимо удачного мирового опыта можно ориентироваться и на успешные примеры российских регионов. Так, 17 из 85 субъектов РФ обоснованно считают себя инновационными регионами, и опыт большинства из них вполне можно использовать на федеральном уровне. Об их опыте нужно больше писать, их опыт нужно перенимать остальным регионам. Возможно, следует усилить орган управления инновационным развитием страны на федеральном уровне. Достойная цель — стремиться к тому, чтобы к 2024 году половина регионов страны могли считаться инновационными.
Трансфер технологий
Участие университетов — науки. Неотъемлемой, даже ключевой, составляющей процесса технологических инноваций является трансфер технологий. То есть передача результатов научных и технологических исследований на рынок. Трансфер технологий превращает знания в деньги. Лучшие университеты мира давно имеют в своем составе успешно работающие подразделения, специально занимающиеся трансфером технологий.
В нашей стране этот опыт тоже набирает силу. Еще в 2016 году в ведущих российских университетах планировалось создание центров трансфера технологий. Это правильная задача, ее всего лишь нужно довести до завершения. Однако здесь тоже нужно повышать уровень знаний людей, отвечающих за соответствующие направления. В тех вузах и НИИ, где существует перспектива появления прикладных решений, должны быть созданы отделы, укомплектованные юристами, экономистами и патентоведами, которые будут помогать изобретателю продать его изобретение. Советы ректоров регионов могли бы создавать межвузовские структуры трансфера технологий и оказывать помощь новаторам превращать знания, изобретения в деньги. Скажем, Центр трансфера технологий и коммерциализации Новосибирского государственного университета вполне мог быть единым центром для институтов СО РАН. Тем более что у них одно Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Убежден, что все эти меры создадут положительную динамику в инновационном развитии России.