Экономика№ 4 апрель 2021 — 04 мая 2021

Пандемия открыла новые возможности для роста

Версия для печати 1946 Материалы по теме
Пандемия открыла новые возможности для роста

На первый взгляд пандемия негативно повлияла на планы развития всех муниципальных образований. Но все не так однозначно: есть города, которые успешно изыскивают резервы для реализации масштабных планов и находят точки роста, используя новые подходы в управлении и перегруппировывая силы и финансы. О том, как столица единственного островного региона России воспользовалась открывшимися возможностями, рассказал мэр Южно-Сахалинска Сергей Александрович НАДСАДИН.

— Сергей Александрович, знаю, что когда вы заступили на пост мэра, то сразу поставили масштабную и амбициозную задачу — не просто сохранить поступательное развитие экономики и социальной сферы города, а вывести их на качественно новый уровень. В итоге впервые за долгие годы в городе началось активное строительство детских садов и школ, заметно расширился перечень социальных мер поддержки горожан, хотя напрямую эти полномочия находятся у субъекта. Словом, вы взяли на себя много инициатив, которые в итоге позволили вывести Южно-Сахалинск в лидеры по ДФО. И с городами в общероссийском масштабе вы по многим показателям развития уверенно конкурируете. Как на все эти планы и процессы повлияла пандемия? Научился ли город работать в новых условиях?

46.jpg

— Уходящий год был достаточно непростым: пандемия затронула все сферы жизни. И при поддержке областных властей нам удалось сделать главное — не допустить срыва основных проектов по ключевым отраслям. Мы не отказались и успешно реализовали все планы по строительству социальных учреждений. Впервые за много лет мы ввели в эксплуатацию сразу две новые школы, построенные с нуля. Причем одна из них — школа для особенных детей, здесь обучаются не только южно-сахалинские ребята, но и их сверстники с юга Сахалина. И оснащена школа по самым современным стандартам, имеет оборудование, предназначенное не только для общеобразовательного направления, но и для профориентационной работы с детьми-инвалидами. Мы также запустили отдельный корпус для шестой школы — самой крупной, расположенной на юге города.

Еще одно ключевое для нас направление, от которого во многом зависит комфортность проживания в городе, — строительство и ремонт дорог. Общая протяженность дорог, где в 2020 году шли работы, около 30 километров. Это 24 объекта. Неплохой объем по меркам нашего города. Несмотря на пандемию, в целом темпы работ возросли.

Изменился и подход к проектным решениям. Сейчас мы взяли ориентир на взаимоувязку интересов не только автомобилистов, но и пешеходов, велосипедистов, любителей самокатов. Самое пристальное внимание уделяем комфорту передвижения маломобильных южносахалинцев. Все наши мероприятия в этой части коррелируются с общими трендами по стране, сейчас многие города идут по пути модернизации улично-дорожной сети и общественного транспорта. Южно-Сахалинск по сравнению с другими российскими городами заметно продвинулся в этом направлении.

46.6.jpg

К слову, управленческая команда Южно-Сахалинска сейчас проходит обучение в рамках второго потока программы развития ВЭБ.РФ и бизнес-школы «Сколково» Master of Public Administration. Программа разработана в соответствии с международным стандартом МPA по инициативе ВЭБ.РФ совместно с экспертами Московской школы управления «Сколково» и в партнерстве с Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», НИУ ВШЭ и РЭШ. И среди 40 команд потока наши наработки в области транспортной инфраструктуры для альтернативных видов транспорта были замечены и получили высокую оценку экспертов и коллег.

— А сейчас есть понимание, как дальше выстраивать приоритеты и финансирование?

— Для нас крайне важно, что в бюджете на 2021 и два последующих года нам удалось сохранить социальную направленность. Это значит, что все ключевые направления — зарплаты бюджетникам, соцвыплаты отдельным категориям горожан, благоустройство и другое — имеют свое продолжение в этом году.

Благоустройство и социальная сфера, работа по обновлению жилфонда города — это приоритетные направления. Например, в 2020 году из ветхого и аварийного жилья в новые квартиры переехало 227 семей. В текущем году мы должны построить и ввести в эксплуатацию два многоквартирных дома. В целом в 2021 году по программе переселения из аварийного жилищного фонда планируем переселить 243 семьи.

— Но ведь это не только бюджетные инвестиции в развитии. Какие меры город принимает для привлечения инвесторов, что важного хотите построить на эти средства и помогает ли вам регион?

— Мы используем большое количество инструментов, которые помогают повышать инвестиционную привлекательность города. И глава региона Валерий Игоревич Лимаренко нас всячески поддерживает. Сейчас на территории Южно-Сахалинска реализуются (от бизнес-идеи до выполнения строительно-монтажных работ) или готовятся к старту более 60 инвестиционных проектов (с учетом резидентов ТОСЭР) в различных сферах экономики. Общий объем планируемого финансирования до 2025 года — более 100 миллиардов рублей.

Мы разработали необходимую нормативную правовую базу, способствующую улучшению инвестиционного климата. Она предусматривает различные виды поддержки бизнеса, позволяет заключать концессионные соглашения и соглашения о муниципально-частном партнерстве (МЧП), гарантирует прозрачность всех процедур и обеспечение равных прав инвесторам. Стимулирование инвестиционной активности в муниципалитете осуществляется с использованием двух групп инструментов: финансовых и административных.

На территории областного центра сформирован комплекс механизмов по поддержке инвестпроектов, в который входят: субсидии на возмещение части затрат, понесенных инвестором; предоставление субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат, понесенных частным партнером, концессионером; льготы по налогам и арендным платежам за землю; предоставление земельных участков для реализации инвестпроектов без проведения конкурсных процедур. Сопровождение инвестпроектов осуществляется по принципу одного окна. Муниципальная поддержка присутствует на всех этапах реализации инвестпроекта, начиная с консультаций по разработке бизнес-планов, заполнению первичных документов, содействию в решении земельных вопросов, в том числе предоставлению земельных участков по распоряжению губернатора Сахалинской области без проведения торгов, сопровождению проектов в МКК «Сахалинский фонд развития предпринимательства».

Одним из наиболее интересных и эффективных способов привлечения инвестиций стало создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Этот инструмент не просто позволяет резидентам получить готовую основную инфраструктуру по льготным ставкам, налоговые, таможенные и амортизационные льготы, он способствует существенному снижению административных барьеров. Сейчас у нас реализуются инвестиционные проекты с участием 32 резидентов: шесть — ТОСЭР «Южная» (крупные сельхоз- и логистические проекты, индустриальный парк), 26 — ТОСЭР «Горный воздух» (гостиничный бизнес, развитие спорта, туризма и отдыха).

47.jpg

Общая сумма инвестиций в ТОСЭР «Горный воздух» — 25,5 миллиарда рублей. Сумма фактически осуществленных инвестиций — 10,9 миллиарда рублей. Итоговое количество новых рабочих мест — более 1,4 тысячи человек, к настоящему времени из них создано 272 места.

Реализация проектов в рамках ТОСЭР «Горный воздух» направлена на создание в регионе международного всесезонного центра спорта и туризма. Существующий сегодня горнолыжный комплекс уже является жемчужиной областного центра — редко где в черте города встретишь настоящий горнолыжный курорт. И сейчас вместе с областным правительством и общественностью города, спортивным сообществом мы работаем над развитием инфраструктуры и органичным включением объекта в новый генплан города.

Еще одна из эффективных инвестиций — это развитие реального сектора экономики. Инвестиционными проектами муниципального значения на сегодняшний день являются три крупные инициативы. Первая — строительство производственной базы по выпуску кровельных и фасадных материалов. Общая стоимость проекта — 300 миллионов рублей. Вторая — строительство завода по производству напитков. Здесь мы ориентируемся на стоимость проекта в 961,1 миллиона рублей. Объем уже осуществленных инвестиций — 178,6 миллиона рублей. И, наконец, третье — строительство индустриального парка. Он признан масштабным инвестиционным проектом Сахалинской области. Резидентами парка станут более 80 компаний, которые будут осуществлять свыше 46 видов сервисного обслуживания. Реализация проекта позволит привлечь в экономику города внебюджетные средства в размере более 15 миллиардов рублей, создать не менее 1300 рабочих мест (с учетом сервисных компаний — резидентов парка), устранить зависимость от поставок оборудования и комплектующих из-за границы, обеспечить доступность сервисов и услуг в непосредственной близости к острову Сахалин. Срок ввода в эксплуатацию первой очереди строительства — конец 2022 года.

— А работает ли у вас такой механизм, как МЧП и концессионные соглашения?

— Безусловно, это уже привычный для нас способ привлечь частные инвестиции в реализацию инфраструктурных проектов города. Продвижение механизмов МЧП и концессии в сфере услуг и благоустройства, строительства дорог и социальных объектов является одним из приоритетных направлений инвестиционной деятельности.

На текущий момент идут переговоры о заключении МЧП и концессионных соглашений в отношении строительства котельных, водозабора, модернизации существующих сетей и реконструкции открытого бассейна в городском Парке культуры и отдыха имени Юрия Гагарина. У нас есть достаточно крупные инвесторы в строительном бизнесе среди компаний региона. В перспективе мы надеемся на сотрудничество и с компаниями федерального масштаба.

Муниципалитет работает в тесном сотрудничестве с региональными и федеральными институтами развития. Действует инвестиционный портал Сахалинской области investinsakhalin.ru, который позволяет в удаленном доступе получить необходимую информацию о регионе. Также его можно использовать для поиска инвестиционных площадок и рассмотрения инвестиционных предложений.

Муниципалитет принимает участие и в стратегических региональных проектах. Кроме того, в настоящее время муниципалитетом совместно с Правительством Сахалинской области ведутся активные переговоры по использованию инфраструктурных облигаций с целью обеспечения перспективных площадок необходимой инфраструктурой.

— Помогают ли в реализации планов по развитию города нацпроекты?

— Конечно, это своего рода базовые векторы, благодаря которым за счет дополнительных инвестиций нам удается создавать комфортную среду для наших жителей, выполняя важную государственную задачу по закреплению населения на Дальнем Востоке. Сразу отмечу, что за счет участия в нацпроектах и госпрограммах нам удается находить решения проблем, на которые обращают наше внимание жители города. С 2019 года мы участвуем в нацпроектах «Демография», «Образование», «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

48.jpg

Возьмем, к примеру, дороги. Создание современной, комфортной и надежной транспортной инфраструктуры — одна из главных задач, поставленных перед дорожниками главой государства, и поддержка федерального центра очень важна. Сегодня у нас насчитывается более 400 километров дорог, причем лишь половина из них с асфальтовым покрытием. Переломить ситуацию призван запущенный около двух лет назад нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», участником которого является и Южно-Сахалинск.

В 2018 году, после проведенного исследования, выяснилось, что из 146 километров основных, то есть наиболее важных для городского округа, дорог в нормативном состоянии находится лишь 27 процентов. К моменту завершения проекта, запланированному на 2024 год, необходимо достичь показателя нормативности 85 процентов, то есть отремонтировать около 125 километров городских трасс.

За минувший год мы сделали в 2,5 раза больше, чем в 2019 году. Во многом этого удалось добиться благодаря в том числе и федеральным ресурсам — мы отремонтировали почти 30 километров городских дорог, в том числе 20,78 километра в рамках нацпроекта. В 2021 году на реализацию муниципального контура нацпроекта планируется направить 1,84 миллиарда рублей. На эти средства будет приведено в порядок более 8,3 километра городских дорог.

Начиная с 2019 года идет процесс преображения облика нашего города. Благоустройство и капитальный ремонт дворовых территорий (выполнено 39 дворовых территорий) и приведение в порядок общественных пространств были бы невозможны без реализации нацпроекта «Жилье и городская среда», без поддержки областного и федерального бюджетов. В 2021 году мы планируем завершить благоустройство сквера Пограничников — проекта, выбранного для реализации жителями Южно-Сахалинска на общественных обсуждениях.

— В конце прошлого года департамент контроля в сфере закупок и финансов аппарата Администрации города Южно-Сахалинска вошел в число победителей IV Всероссийского конкурса «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» в номинации «Риск-ориентированный контроль». Что позволило городу получить такую высокую оценку?

— Без выстроенной системы контроля говорить об эффективном расходовании бюджетных средств невозможно. Все мы понимаем, что для целевого, эффективного и рационального расходования средств бюджета, для реализации бюджетной политики города финконтроль — один из приоритетных инструментов. И важную роль здесь, конечно, играют наши специалисты — принципиальные, грамотные, любящие свою работу профессионалы. Это — команда, которая стоит на страже расходования бюджетных средств. Если говорить об эффективности работы языком цифр — а для бюджета это, безусловно, объективный показатель, — общий объем проверенных средств в 2019 году составил почти 9,8 миллиарда рублей, то есть около 30 процентов от исполненного бюджета города (31,37 миллиарда). Сумма выявленных нарушений — 2,4 миллиарда рублей. По результатам выданных представлений и предписаний устранено нарушений на сумму 2,38 миллиарда рублей, только пеней и штрафов взыскано в бюджет города 6,5 миллиона рублей.

— Какие риски выявили контролеры?

— К рискам можно отнести такие нарушения, как неправомерные авансовые платежи либо их несвоевременный возврат в связи с невыполнением работ по контрактам, что является отвлечением средств в дебиторскую задолженность. По сути, бюджетные средства участвуют в обороте коммерческих структур. При этом предприятие само рискует стать неплатежеспособным из-за дефицита бюджетных средств, ведь у него есть собственные обязательства, что влечет за собой риск роста кредиторской задолженности. Отсутствие претензионной работы с долгосрочной дебиторской задолженностью со стороны объектов контроля приводит к риску ее списания. В этом случае контролеры выдают требования о проведении претензионной работы, в том числе о необходимости подачи исков в суды о взыскании дебиторской задолженности. Контроль исполнения выданных представлений, предписаний осуществляется вплоть до принятия решений судами о взыскании средств. Также к рискам можно отнести не учитываемые на балансе объекта контроля основные средства. Это признак того, что контроль за их сохранностью не обеспечен.

С учетом всех принятых мер, включая привлечение внебюджетного финансирования, обеспечение эффективного расходования средств, город будет и дальше развиваться, выполняя все взятые на себя перед населением Южно-Сахалинска социальные обязательства.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться