№ 4 апрель 2021 — 07 апреля 2021

Бюджетная политика Ростова-на-Дону

Версия для печати 920 Материалы по теме
Бюджетная политика Ростова-на-Дону

Несмотря на дестабилизирующее влияние пандемии на экономическую ситуацию, Ростов-на-Дону сумел создать дополнительный финансовый резерв для осуществления текущих расходов в 2021 году. О том, какие меры этому способствовали, Татьяна Александровна АСАТРЯН, заместитель главы Администрации города Ростова-на-Дону — начальник Муниципального казначейства, рассказала на марафоне Союза российских городов в рамках секции «Решаем вместе — бюджеты городских округов в современных условиях». Секция была организована Администрацией города Сочи.

Бюджет и межбюджетные отношения

Последние несколько лет Ростов-на-Дону входит в первую пятерку городов-миллионников по объему бюджета (если не брать в расчет Москву и Санкт-Петербург). И в тройку — по доходам и расходам бюджета на душу населения (рисунок 1). В 2020 году бюджет города впервые достиг 40 миллиардов рублей. Такого уровня удалось достичь благодаря участию в различных государственных программах, запуску новых проектов. Помимо собственных налоговых и неналоговых доходов источниками пополнения бюджета являются средства вышестоящих бюджетов, которые составляют почти 60%.

65.jpg

В 2021 году объем безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов запланирован в размере 22,7 миллиарда рублей. Из них на выполнение переданных государственных полномочий в образовании, социальной политике, здравоохранении, общегосударственных вопросах приходится 14,2 миллиарда рублей, на решение вопросов местного значения — 8,5 миллиарда рублей.

Межбюджетные отношения с вышестоящими бюджетами реализуются через заключение соглашений с государственными органами исполнительной власти. В том числе по предоставлению субсидий и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств бюджета Ростова-на-Дону. Правительство Ростовской области каждому муниципалитету региона установило определенный уровень софинансирования. Для Ростова уровень софинансирования на выполнение полномочий по вопросам местного значения установлен в размере 35,7%; на строительство и реконструкцию учреждений образования — 8,9%; на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дорог — 1%.

Приоритеты

В городе реализуются 22 муниципальные программы. Социальная сфера является безусловным приоритетом: две трети расходов бюджета приходится на отрасли социальной сферы. Вместе с тем мы изыскиваем средства для формирования бюджета развития.

Справка «Бюджета»

Ростов-на-Дону с населением 1,13 миллиона человек — самый миниатюрный город среди городов-миллионников: его площадь — 348,5 квадратного километра.

66.jpg


Бюджет развития на 2021 год спланирован в сумме 6,7 миллиарда рублей. По сравнению с планом прошлого года объем средств на развитие города увеличен на 1,1 миллиарда рублей. Доля капитальных расходов в бюджете города за три года выросла с 12 до 16,5% (рисунок 2). Средства предусмотрены не только на создание новых объектов, но и на ремонт действующей инфраструктуры.

Развитию современной инфраструктуры города также способствуют национальные проекты, государственные и муниципальные программы. На участие в реализации региональных проектов в рамках нацпроектов «Демография», «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусмотрено 5,9 миллиарда рублей. Всего за счет бюджетных средств в текущем году будет спроектировано, построено и отремонтировано порядка 50 объектов муниципальной собственности, включая автомобильные дороги.

Инвестиционные решения

Ограниченные собственные финансовые ресурсы бюджета города активизируют действия по поиску альтернативных финансовых источников, частных инвестиций. Администрация города использует возможности, предусмотренные областным законодательством. Так, при признании проекта социально значимым инвестору предоставляется земельный участок без проведения торгов, со снижением на 50% ставки арендной платы. По этой схеме в городе планируется строительство спортивного комплекса с универсальными игровыми залами на 2,5 тысячи посадочных мест, футбольным манежем, фитнес-центром, бассейном и ледовым катком. Проект уже признан социально значимым. Объем инвестиций составит более миллиарда рублей.

В Ростовской области действует региональный закон о критериях, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов. По инициативе Администрации Ростова-на-Дону в этот документ внесены изменения, в соответствии с которыми при реализации проектов по строительству жилья решаются вопросы обманутых дольщиков и часть квартир передается муниципалитету. В качестве примера заинтересованности инвесторов в таком механизме можно привести проект застройки территории 4-го микрорайона жилого района «Левенцовский», который в декабре 2020 года был признан масштабным инвестиционным проектом. В соответствии с бизнес-планом инвестор обязан предоставить 146 квартир обманутым дольщикам и 50 квартир — муниципалитету. Уже выделены квартиры 120 пострадавшим участникам долевого строительства.

При признании проекта социально значимым инвестору предоставляется земельный участок без проведения торгов, со снижением на 50% ставки арендной платы

68.jpg

На сегодняшний день в городе строится 237 многоквартирных домов, для нормального функционирования которых нужно заранее определять и просчитывать необходимую социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру. В 2020 году городской Думой был принят ряд важных стратегических решений. Теперь разрешение на строительство домов даже на участках площадью 15 соток выдается только при условии разработки планировочной документации на весь квартал. При этом документация обязательно должна учитывать всю необходимую социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру и пройти публичные слушания. Ранее планировочная документация требовалась только при строительстве на земельных участках площадью более одного гектара. По этой схеме в феврале текущего года утверждена планировочная документация жилой застройки площадью 170 тысяч квадратных метров, предусматривающая строительство школы на 1,6 тысячи учащихся, трех детских садов на 559 мест, детской и взрослой поликлиник, подземных автостоянок на 1342 места.

Справка

В Ростове-на-Дону на финансирование мероприятий, связанных с COVID-19, из всех уровней бюджета было выделено 2,6 миллиарда рублей. На эти средства открыто три специализированных госпиталя на 1,4 тысячи мест и четыре провизорных госпиталя на 620 мест. Приобретено 16 автомобилей скорой помощи, все необходимое оборудование и расходные материалы.

Справка

С сентября 2020 года все обучающиеся 1–4-х классов школ Ростова-на-Дону, а это 51 тысяча ребят, получают бесплатное горячее питание. В 2020 году на это направлено 213,5 миллиона рублей, в 2021-м — 531,1 миллиона рублей. Также бесплатное горячее питание получают 1260 детей с ограниченными возможностями здоровья и более семи тысяч школьников из малообеспеченных и находящихся в социально опасном положении семей.

Все полномочия и обязательства исполнены

Конечно, события 2020 года, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, и последующие ограничительные меры оказали дестабилизирующее влияние на экономическую ситуацию, что отразилось и на бюджетной сфере. Бизнес не работал в полную меру, снизилась выручка, наблюдались перебои в логистических цепочках, упал потребительский спрос. Это, соответственно, повлияло на доходные источники бюджета города. Перспективы исполнения плана по доходам были малореальными.

В апреле 2020 года поступления доходов администраторы прогнозировали со снижением на 10% от утвержденного бюджета (1,6 миллиарда рублей). Для обеспечения сбалансированности бюджета были уменьшены собственные доходы на 600 миллионов рублей; оптимизированы расходы на 530 миллионов рублей; получена дотация из областного бюджета в сумме 271 миллион рублей на выпадающие доходы. В первоочередном порядке осуществлялись расходы только на меры социальной поддержки. С возобновлением работы субъектов экономики ситуация постепенно начала меняться, и к концу года уточненный план по собственным доходам был перевыполнен на 400 миллионов рублей, или 2,9% (рисунок 3).

69.jpg


По сравнению с прошлым годом снижение поступлений по ЕНВД составило 27,7%, земельному налогу — на 7%, неналоговым доходам — на 19,1%. При этом по НДФЛ фактические поступления превысили поступления допандемийного 2019 года на 520 миллионов рублей, или 6,8%.

Принятые меры обеспечили возможность муниципалитету выполнить свои полномочия и создать дополнительный финансовый резерв для осуществления текущих расходов в 2021 году. Несмотря на все перипетии, 2020 год завершен без просроченной кредиторской и дебиторской задолженности. Оказаны все меры социальной поддержки. Своевременно произведены все выплаты, в том числе медицинским работникам, задействованным в борьбе с коронавирусной инфекцией.

От редакции: в следующем номере журнала мы продолжим публикацию докладов, прозвучавших на марафоне СРГ.

Поделиться