Версия для печати 1119 Материалы по теме
Эволюция или революция?

Регулятор

Заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров, говоря об оптимизационном законопроекте, отметил, что внесение в закон о контрактной системе комплексных изменений является скорее эволюцией контрактной системы, чем революцией. Практика точечных изменений на данный момент себя исчерпала. «Мы начали сталкиваться с тем, что любые внесенные изменения влекли за собой большое количество общесистемных ограничений, законодательных пробелов, несоответствие в терминах», — определил заместитель министра основной посыл к разработке законопроекта. И задача новаций — перевести на иную платформу регулирование закупок, ничего при этом концептуально не меняя. Это законопроект трех «у» и одной «э». Упрощение, ускорение, унификация, на основе чего можно будет перевести весь закупочный процесс в электронную форму.

Лавров выразил надежду, что законопроект будет одобрен во втором чтении уже в весеннюю сессию. Именно исходя из этих сроков, построен график введения норм закона в действие — в основном с 1 января 2022 года. Но, если принятие закона будет отложено на осень, планы придется пересматривать. Лавров отметил, что для промедления нет причин, так как все основные сюжеты законопроекта уже обсуждены и согласованы.

Конечно, есть и будут сомнения по поводу введения тех или иных институтов. Например, до сих пор обсуждается целесообразность внедрения универсальной предквалификации. Установление порога для участия в закупках, по мнению Лаврова, ни в коей мере не ограничит конкуренцию, но она станет более понятной, прозрачной и добросовестной. И поставщик не будет идти на заранее невыполнимые для него условия.

Вызвал определенные дискуссии и рейтинг деловой репутации. С идеей его введения соглашаются не все. Как отметил Лавров, мониторинговые системы, которые отслеживают опыт поставщиков, должны существовать. При их функционировании отпадает необходимость в огромном количестве документов, подтверждающих успешный опыт подрядчика. Но вопросы остаются. Во-первых, можно ли сделать такой рейтинг немедленно? Во-вторых, как результаты рейтинга будут использоваться на практике? Например, многие заказчики утверждают, что автоматическое снижение обеспечения контракта в зависимости от места в рейтинге для них неприемлемо. «Минфин как регулятор тоже видит определенные риски. Например, если по результатам рейтинга будет происходить автоматическое снижение обеспечения, то заказчик будет определять в конкурсной документации максимально возможный уровень обеспечения для подстраховки. Здесь нет однозначных решений, и нам предстоит дискуссия. При подготовке поправок ко второму чтению необходимо решить, нужно ли урегулировать вопрос о рейтинге деловой репутации раз и навсегда законодательно или передать его на уровень постановлений правительства», — сказал Лавров.

Заместитель руководителя Федерального казначейства А. Т. Катамадзе отметила, что оптимизационный закон и не должен стать законом, который завершит внесение изменений в регулирование контрактной системы. Уже сегодня встают задачи, которые можно решить, но меры по решению которых не успели внести в и без того объемный текст законопроекта. Большие ставки делает Катамадзе, например, на развитие электронного магазина. Сейчас этот механизм нужно корректировать с точки зрения бизнес-процессов и сделать его применимым не только для закупок объемом до 3 миллионов рублей. В оптимизационном законе об этом ничего нет, но, по мнению заместителя руководителя Федерального казначейства, «отсылами к постановлениям Правительства РФ можно сдвинуть этот процесс с мертвой точки». Электронный магазин — это полноценная альтернатива длительным бюрократическим процедурам, которые, как ни сокращай, все равно будут длительными. Конечно, этот механизм может вытеснить электронный аукцион. «Но мы должны уметь отказываться от собственных идей, если они не соответствуют духу времени», — сказала Катамадзе.

Также заместитель руководителя ФК заверила, что сейчас ведется активная работа по подготовке ЕИС к реализации норм оптимизационного закона. Система должна развиваться на опережение и приобретать новые опции еще до того, как от их наличия и корректности функционирования будет зависеть реализация законодательных норм. В частности, уже с 1 июля по договоренности с ФАС в единую информационную систему будет внедрена процедура электронного обжалования. Пока электронную жалобу в ФАС можно будет подать без предквалификации, так как для ее введения нужны определенные законодательные нормы. Казначейство внедрит электронное обжалование как собственный процесс, что даст возможность быть во всеоружии к моменту вступления закона в силу и реализовывать его в полном объеме с учетом универсальной предквалификации.

Контролер

На систему универсальной предквалификации большие надежды возлагает ФАС России. Об этом сказал начальник управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы А. Ю. Лобов. По его словам, в систему антимонопольных органов в год поступает более 80 тысяч жалоб. Во многих случаях такие обращения в ФАС блокируют действия заказчиков. В то же время компании, которые подают эти обращения, даже не участвуют в государственных закупках и не имеют никакого опыта. Поэтому требование о наличии опыта в размере 20% от Н(М)ЦК для участия в соответствующей закупке и возможности обжалования торгов — это в том числе борьба с профессиональными жалобщиками.

Рейтинг деловой репутации, по мнению представителя ФАС, способен получить большое развитие в системе госзаказа. На первоначальном этапе этот рейтинг должен позволить добросовестным подрядчикам аккумулировать и сделать наглядным весь свой положительный опыт работы в госзаказе. В дальнейшем следует решить, как применить этот рейтинг непосредственно в системе. «Он может служить для допуска участников на закупки, определения коэффициента для оценки участников при проведении конкурса, механизмом снижения экономических издержек от участия в соответствующих закупочных процедурах», — предположил Лобов.

С тем, что универсальная предквалификация — это новация № 1, согласился и министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления Е. А. Данчиков. Это большая проблема для госзаказа, когда на торги выходит вчера зарегистрированная фирма-однодневка и заключает контракт на 100–200 миллионов рублей, не имея ни опыта, ни соответствующей квалификации. Потом этот подрядчик передает реализацию контракта на субподряд, обговорив определенную маржу. В итоге теряет государство, потому что результат такого исполнения контракта сомнителен. Теряют добросовестные, опытные подрядчики. Кроме того, универсальная предквалификация защитит последних от произвола некоторых заказчиков.

Важная новация, по мнению Данчикова, электронное исполнение контрактов. Автоматизация планирования и проведения торгов сегодня находится на достаточно высоком уровне. Этого же требуют приемка и оплата товара. Сейчас принять и оплатить товар, работу, услугу очень просто. Оформляется акт, где написано, что услуги оказаны, товары приняты, претензий нет. Но из этого документа невозможно понять, что приняли, какого качества, есть ли какие-то проблемы, ведется ли претензионная работа. «Электронное исполнение контрактов — это очень прогрессивный, современный механизм, который позволяет заказчикам и контролерам четко видеть, что было конкретно сделано в рамках контракта, рассмотреть все характеристики товара, оценить стоимость каждой позиции. Поставщики при реализации такой модели получают четкую прозрачную систему приемки», — отметил Данчиков значимые преимущества.

Электронное исполнение контрактов позволяет заказчикам и контролерам видеть, что было конкретно сделано в рамках контракта, рассмотреть все характеристики товара, оценить стоимость каждой позиции

Председатель Контрольно-счетной палаты Московской области В. В. Королихин рассказал об опыте Подмосковья по применению электронного актирования. Это опция в системе госзаказа региона работает уже больше трех лет в рамках внедренного портала исполнения контрактов. Функционал, по словам председателя КСП, существенно изменил взаимоотношения заказчика и подрядчика.

В качестве первого шага были отцифрованы все условия контракта для того, чтобы на этапе его реализации можно было сравнивать первоначально заложенные условия с тем, что значится в документах об исполнении контракта. Следующий шаг — автоматизированное формирование проектов контрактов. Сейчас подписание всех документов по контракту на этапе исполнения происходит только в электронном виде — подмосковный госзаказ полностью отказался от бумаги. Система автоматически рассчитывает и контролирует сроки исполнения всех обязательств как заказчика, так и исполнителя по поставке, приемке, оплате. Произведена интеграция портала исполнения заказа с бухгалтерскими системами, и все документы после подписания поступают в бухгалтерию и раскладываются по регистрам бухгалтерского учета. Интеграция с региональным электронным бюджетом позволяет автоматизированно перекачивать документы приемки для постановки денежных обязательств на учет. В ответ электронный бюджет формирует платежные документы, подтверждающие факт выполнения данного обязательства по оплате в привязке к соответствующему документу приемки. Контролеры при этом анализируют не сами контракты, а обязательства, которые являются составной частью контрактов. «Таких обязательств на сегодняшний день более 3 миллионов рублей. У нас исполнение каждого обязательства подкреплено документами, поэтому документов, которые приходится контролировать, более шести миллионов в год, в том числе около двух миллионов документов приемки. Объем документов, которые проходят ежедневно через систему, — более 22 тысяч. В пиковые нагрузки — это, как правило, конец года — документооборот может доходить до 40 тысяч документов. Человеческого ресурса на обработку бы не хватило. Нам на помощь пришла машина, которая обеспечивает контроль», — рассказал Королихин.

Заказчик и подрядчик

Губернатор Пермского края Д. Н. Махонин отметил, что практикам госзаказа не хватает регулирования некоторых вопросов приемки товаров. Например, это касается подтверждения соответствия качества товара характеристикам, обозначенным в конкурсной документации. В прошлом году в Пермском крае при приемке товара сознательно провели 70 внешних экспертиз, и они показали проблемы в квалификации внутренних экспертов. Имело место и сознательное нарушение законодательства. «Нам бы хотелось, чтобы законодательство предусматривало возможность на региональном уровне устанавливать обязательность проведения внешних экспертиз для контроля за закупками муниципалитетов. Это особенно важно, когда муниципальные заказчики приобретают высокотехнологичное оборудование, закупают строительные, ремонтные, дорожные работы», — сказал губернатор.

Махонин обозначил и еще одну проблему, волнующую заказчика. Она связана с оплатой поставленных товаров, работ услуг и приобретает особую актуальность при ужесточении условий оплаты, сокращении сроков. Капиталоемкие закупки иногда возможны для госзаказчика только при условии отсрочки полного расчета. И губернатор считает, что при таких закупках должна быть предоставлена возможность оплаты в рассрочку.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Е. Н. Дыбова рассказала, что представители бизнеса поддерживают новации оптимизационного закона. Но самую главную проблему бизнеса вице-президент ТПП сформулировала следующим образом: «Мы так и не начали регулировать то, что происходит до объявления закупки. А ведь мы знаем, как порой пишутся технические задания и формируется начальная максимальная цена. Когда я только читаю техническое задание, я уже знаю, под кого оно прописано и кто там сколько заработает. Как с этим бороться? Это вопрос ближайшего времени. Потому что пока мы это не преодолеем, других проблем не снимем».

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться