Во второй день форума «Госзаказ-2021» состоялась презентация новых возможностей единой информационной системы. «Мы хотим рассказать и показать, как происходит электронное актирование, формируются отчеты о выполнении квот, как сделать в системе аналитику, которая скоро будет доступна для заказчиков и которой уже сейчас могут пользоваться контрольные органы», — предварила выступления своих коллег заместитель руководителя Федерального казначейства А. Т. Катамадзе.
Электронный документооборот при исполнении контракта
Заместитель начальника Управления развития контрактной системы Федерального казначейства К. А. Маркова рассказала о развитии в системе ЕИС электронного документооборота при исполнении контракта. И основным инструментом обеспечения прозрачности исполнения контракта становится электронная форма документа о приемке. При введении этого инструмента Федеральное казначейство преследует две цели: 1) оптимизировать работу заказчиков; 2) гарантировать платеж для поставщиков. Причем сейчас в проработке находится вопрос о том, чтобы платеж доходил до адресата в более короткие сроки, нежели это происходит сейчас из-за необходимости оформления множества документов и прохождения множества контролей.
Для заказчиков в ЕИС уже внедряется сквозной процесс от контрактации до осуществления оплаты. «Для федеральных заказчиков мы уже построили процесс таким образом, что на основании документа о приемке в электронной форме или на основании того документа, который включается в реестр контрактов, ставится на учет его денежное обязательство. Эта норма вступила в действие с 1 января 2021 года и уже применяется. У нас предусмотрено, что в регистрах централизованных бухгалтерий проводки ставятся исключительно на основе данных из реестра контрактов при исполнении. Органы Федерального казначейства контролируют, чтобы ни один платеж не был осуществлен, если данных нет в реестре контрактов», — подчеркнула Маркова.
Уже больше года казначейство внедряет электронный акт приемки, и практика показала, что это движение в верном направлении и нужно двигаться дальше и автоматизировать все процессы до того момента, когда будет произведена оплата. Сейчас автоматизированы планирование, контрактация, приемка, реализовано автоматическое включение контрактов в реестр, для федеральных заказчиков автоматически формируются денежные обязательства, а потом происходит разрыв — документ на оплату уже должен пройти глазной контроль. Теперь важная задача — перевести и этот документ в электронный вид. И для федеральных заказчиков казначейство планирует реализовать этот функционал в ЕИС к 1 июля 2022 года, а еще через полгода сделать это для региональных и муниципальных заказчиков.
Сейчас все заказчики вынуждены выполнять кропотливую работу по внесению сведений в реестр контрактов. Вносят сведения о контракте, они проходят проверку, затем вносят сведения об исполнении и сведения о платеже, которые тоже проверяют. Федеральное казначейство является оператором не только ЕИС, но и отдельных подсистем «Электронного бюджета», автоматизированной системы Федерального казначейства и обладает практически 85% информации о платежах — она есть в ведомстве. Поэтому постепенно с заказчиков будут снимать нагрузку по внесению данных в реестр контрактов, они будут попадать туда автоматически.
То есть после вступления оптимизационного закона в силу цепочка развития ЕИС будет следующей. Сейчас уже есть электронный документ о приемке, сведения в реестр контрактов будут поступать автоматически и не будут подлежать проверкам. Автоматом формируются денежные обязательства для федерального заказчика — сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы и здесь исключить все контроли. Более того, Федеральное казначейство планирует предоставить этот сервис региональным и муниципальным заказчикам, которые находятся на кассовом обслуживании в ФК. «На основании всей этой цепочки у нас формируется документ на оплату. Мы также обеспечим все автоматизированные контроли при формировании документа на оплату. Далее через „Электронный бюджет“ с учетом платежного поручения информация о факте оплаты будет автоматически попадать в реестр контрактов», — рассказала Маркова.
Будет произведена интеграция информационных систем поставщиков с системами Федерального казначейства, уже завершены некоторые пилотные проекты. «Кроме того, мы понимаем, что сейчас есть региональные системы, которые интегрированы с ЕИС, а все внутренние бизнес-процессы, связанные с осуществлением платежа, они реализуют внутри себя. Поэтому на данный момент для региональных и муниципальных систем заказа мы тоже даем возможность получать у нас подписанный документ о приемке», — объяснила представитель ФК.
Квотирование товаров
Квотирование закупок — это сейчас тема № 1, и она очень активно обсуждалась на форуме. Заместитель начальника Управления развития контрактной системы Федерального казначейства И. О. Шандиева подробно рассказала, какая роль отведена единой информационной системе в процессе контроля соблюдения квот.
У заказчиков есть обязанность по соблюдению минимальной доли закупок товаров российского происхождения как по 44‑ФЗ, так и по 223‑ФЗ. Это прямая поддержка отечественной промышленности, и на этот инструмент возлагают большие надежды. В соответствии с внесенными в июле прошлого года изменениями в законодательство о контрактной системе Правительство РФ получило право устанавливать квоты и в конце 2020 года эти правом воспользовалось. По 44‑ФЗ в квотируемый список попало 107 позиций, по 223‑ФЗ — 251, входящие в категории «строительные материалы», «медизделия», «музыкальные инструменты», «радиоэлектроника».
Шандиева рассказала на примере закупок по 44‑ФЗ, как строится бизнес-процесс по подготовке отчета по закупкам квотируемых товаров, который заказчик должен подписать до 1 апреля года, следующего за отчетным. В течение года заказчики вносят сведения в реестр контрактов. При этом ЕИС потребует обязательного указания страны происхождения товара, причем это требуется и на этапе заключения, и на этапе исполнения контракта. Инфраструктура для внедрения механизма квотирования была создана в ЕИС в прошлом году, поэтому качество данных, которые вносят в реестр контрактов, обеспечивается пока глазными контролями. Осуществляют проверку Федеральное казначейство и его территориальные органы, а также и финорганы регионов и муниципалитетов, сверяя данные реестра с данными документа-основания. К началу следующего года единая информационная система автоматически без участия заказчика формирует годовой отчет по данным за прошлый год. Рассказывая об этом, Шандиева акцентировала внимание на нескольких аспектах:
- в расчет берутся только те закупки, которые проведены с ограничениями по допуску товаров иностранного происхождения, и по тем ОКВД-2, которые поименованы в постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 года № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком»;
- при формировании отчета учитываются только данные по исполненным контрактам;
- корректировка отчета возможна путем внесения изменений в реестр контрактов. Никаких исправлений самого отчета не допускается.
В течение всего первого квартала отчет доступен для заказчика, и он может видеть достигнут или нет необходимый показатель. Если показатель достигнут, то заказчик может подписать отчет в любое время до 1 апреля. Если квота не соблюдена из-за некорректности внесенных в реестр контрактов сведений, то до 1 апреля заказчик имеет возможность внести в реестр исправления. Если по какой-то товарной позиции нужная доля не обеспечена фактически, то заказчик может воспользоваться возможностью обосновать причину.
После подписания отчетов всеми заказчиками единая информационная система в подсистеме мониторинга формирует сводный отчет, который доступен Минпромторгу России. Основное отличие процесса контроля и формирования отчета по 223‑ФЗ — у заказчика нет возможности обосновать причину несоблюдения квоты.
Аналитика
В системе ЕИС — почти три миллиона активных пользователей, которые ежегодно формируют 70 миллионов юридически значимых электронных документов, в том числе почти пять миллионов контрактов и договоров на сумму почти 30 триллионов рублей. То есть накопленный эффект ЕИС — это огромный объем информации. «Эта информация не складируется просто так в системе. В режиме онлайн мы ее мониторим и анализируем для того, чтобы регуляторы, контролеры и заказчики в том числе могли принимать регуляторные, контрольные и управленческие решения в сфере закупок», — отметила начальник Управления по контролю в сфере контрактных отношений Е. А. Беликова.
Информацию в ЕИС в режиме онлайн мониторят и анализируют, чтобы регуляторы, контролеры и заказчики могли принимать регуляторные, контрольные и управленческие решения в сфере закупок
Как это работает? Подсистема мониторинга закупок дает основные цифры, формирующиеся по закупкам на протяжении всего закупочного процесса. Эта подсистема умеет формировать отчеты практически под любой запрос в любом разрезе: отраслевой, территориальный, по способам определения поставщика, по нацпроектам и т. д. Также она позволяет выявить закономерности или отклонения от среднестатистических показателей. На основании этих данных и принимаются все управленческие решения. Второй подсистеме буквально два года, и она осуществляет умный контроль на основании тех данных, которые формируются в ЕИС. Умный контроль не только позволяет формировать информацию в целом по стране или общую статистику, но и оценивать закупочную деятельность каждого заказчика и каждую его закупку на предмет отклонений и рисков, а также откровенных нарушений 44‑ФЗ. Таким образом, Федеральное казначейство получает рейтинги/антирейтинги закупок, заказчиков и поставщиков и формирует фактуру для просмотра.
Беликова наглядно продемонстрировала, какую информацию может получить пользователь ЕИС. На главной странице расположена основная статистика, которая собирается и формируется по годам в режиме реального времени. Здесь есть статистика по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в разрезе экономии, планирования, извещения и т. д. По 2021 году можно видеть контрактацию в разрезе территорий. «Например, Республика Саха. Указан весь объем ее контрактации на сегодняшний день за 2021 год с акцентом на самый дорогой контракт. Есть та же самая информация в сравнении с предыдущими годами по 44‑ФЗ. Ту же статистику мы можем увидеть в разрезе способов закупок», — объяснила докладчик.
Подсистема мониторинга умеет строить более детальную отчетность по потребности. Например, можно сформировать отчет по среднему количеству поданных заявок. Из этого отчета можно увидеть самые конкурентные способы закупок, определить экономию по каждому из способов. Подсистема может формировать топ‑10 отраслей по видам экономической деятельности. Если запросить такой отчет за 2021 год, то можно увидеть, что львиную долю в общей сумме российских закупок занимает стройка, далее идут закупки у естественных монополий, следом закупки лекарственных препаратов. Что показывает нам этот отчет? Что эти три отрасли являются самыми финансово емкими и через них проходят основные денежные средства страны. Для регулятора это означает, что именно здесь нужно сосредоточить усилия по выработке методологии и контролю.
Внедренный в ЕИС риск-модуль позволит рассмотреть все характеристики заказчика: объем закупок, их количество и структуру. А также экономию по торгам, долю не исполненных в срок контрактов, конкурентность закупок. «Мы пользуемся этим модулем очень активно и планируем и дальше развивать его возможности», — подчеркнула Беликова.
Н. В. ШТОДА