№ 4 апрель 2021 — 07 апреля 2021

Особенности «закупок с полки»

Версия для печати 1689 Материалы по теме
Особенности «закупок с полки»

С 1 апреля 2021 года вступили в силу изменения, внесенные в Закон о контрактной системе Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 449‑ФЗ. Новации предусматривают внедрение нового механизма осуществления закупок по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ. Механизм получил название «электронный магазин», или «закупка с полки». Эти термины в законодательстве отсутствуют, но они активно используются заказчиками.

Анна Владимировна МОКРЕНКО, экономист Экспертного центра Института госзакупок

И так, начиная с 1 апреля текущего года заказчики могут закупать товар у единственного поставщика по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ двумя способами. Первый, привычный для заказчика способ, — закупка у единственного поставщика товаров, работ, услуг на сумму до 600 тысяч рублей. Правила такой закупки остаются прежними. Второй способ — закупка в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую 3 миллиона рублей. При выборе второго способа необходимо руководствоваться положениями новой части 12 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ.

«Электронный магазин», или «закупка с полки», — новая короткая электронная процедура, объединяющая признаки конкурентных процедур и малых закупок

Обращаем внимание на тот факт, что через «электронный магазин» можно закупать только товары. Это следует из норм части 12 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ. Таким образом, если заказчику необходимо срочно закупить какой-либо товар, то сделать это он может через «электронный магазин». А вот если требуется закупить работу или услугу, то действовать необходимо привычным способом (проводить закупку по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ). Также стоит подчеркнуть, что предельный минимальный размер контракта при проведении закупок товара у единственного поставщика в электронной форме законодатель не установил.

И самое главное, заказчики не должны забывать, что годовой лимит закупок по рассматриваемым пунктам в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ остался без изменений. Это означает, что такие закупки товара у единственного поставщика в электронной форме осуществляются в пределах совокупных годовых объемов, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ.

Особенности закупок

Особенность первая

При закупках через «электронный магазин» необходимо обратить внимание на описание товара, предлагаемого к поставке участником и описание объекта закупки заказчиком. В соответствии с указанными нормами для того, чтобы закупка состоялась, сначала поставщик, а затем заказчик обязаны указать «...наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 года № 145[1] позволяет при описании объекта закупки устанавливать дополнительные характеристики. Деления на обычные закупки и закупки у единственного поставщика по части 12 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ постановление № 145 пока не предусматривает.

В настоящее время часть 12 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ также не содержит информации о возможности/невозможности указания дополнительных характеристик при описании товара в рамках закупки через «электронный магазин». Таким образом, в настоящее время нельзя сделать однозначный вывод о возможности или невозможности указания дополнительных характеристик при описании товара.

Особенность вторая

Через «электронный магазин» заказчики вправе приобретать только товары. Закупка работ и услуг посредством данного механизма в настоящее время законодателем не предусмотрена

Следующая особенность закупок через «электронный магазин» в рамках рассматриваемой темы — обязанность заказчика при осуществлении закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ, размещать в ЕИС:

  • извещение;
  • проект контракта;
  • обоснование цены контракта.

Подчеркнем, что данная обязанность относится только к закупкам, осуществляемым через «электронный магазин». На закупки товаров, работ, услуг по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ до 600 тысяч рублей данная особенность не распространяется.

Особенность третья

Новый механизм осуществления закупок обязывает заказчиков размещать информацию о контрактах, заключенных по результатам таких закупок в реестре контрактов. Так, новой редакцией части 1 статьи 103 Закона № 44‑ФЗ, установлено, что «...в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с... пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ) части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ». Следовательно, такая обязанность распространяется только на контракты, заключенные по результатам закупки до 3 миллионов рублей, осуществленной через «электронный магазин», и не распространяется на контракты, заключенные в ходе привычной нам закупки товаров, работ, услуг до 600 тысяч рублей.

Особенность четвертая

Появляется обязанность заказчика осуществлять планирование таких закупок «отдельной строкой». Прямого указания в законе на это нет, но данный вывод можно сделать из анализа норм приказа Минфина России от 7 апреля 2020 года № 58н, которым внесены изменения в приказ Минфина России от 10 апреля 2019 года № 55н. Так, пункт 3 Порядка формирования идентификационного кода закупки теперь сформулирован следующим образом: «Идентификационный код закупки соответствует одной закупке (одному лоту по закупке в случае, когда закупка осуществляется путем формирования нескольких лотов), за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами... 4, 5... части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ. При этом в случае осуществления закупки у единственного поставщика через „электронный магазин“ (до 3 миллионов рублей) идентификационный код закупки соответствует одной такой закупке».



[1] Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 года № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».


Поделиться