№ 4 апрель 2021 — 07 апреля 2021

Госзаказ Санкт-Петербурга адаптировался к новым условиям

Версия для печати 923 Материалы по теме
Госзаказ Санкт-Петербурга адаптировался к новым условиям

Распространение новой коронавирусной инфекции в 2020 году повлияло на все сферы экономики, в том числе и на контрактную. За время работы в период пандемии система госзаказа Санкт-Петербурга адаптировалась к быстро меняющимся условиям и показала положительную динамику по всем ключевым показателям. По итогам прошлого года Санкт-Петербург в региональном сегменте национального рейтинга прозрачности закупок получил оценку «Высокая прозрачность». В 2018–2019 годах Северная столица достигала рейтингового уровня «Средняя прозрачность».

Александр Викторович ЖЕМЯКИН, председатель Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга

Организация системы госзакупок

Систему закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга регулирует постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2013 года № 1095. В соответствии с этим документом в городе организована многоуровневая система централизации закупок:

  • администрации районов Санкт-Петербурга определяют поставщика для подведомственных заказчиков с Н(М)ЦК от 3 миллионов до 40 миллионов рублей;
  • Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга и его подведомственное учреждение — Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Управление информационных технологий и связи» осуществляют специализированные закупки в сфере информационных технологий (по установленному Правительством Санкт-Петербурга перечню). При этом уполномоченный орган и уполномоченное учреждение осуществляют полный цикл закупок (от планирования до исполнения контракта);
  • Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (Комитет) определяет поставщика по всем закупкам с Н(М)ЦК свыше 40 миллионов рублей.

Государственные заказчики, осуществляющие полный цикл закупок, уполномоченные органы и учреждения планируют закупки, а также размещают информацию об их проведении в ГИС «Автоматизированная информационная система государственных закупок Санкт-Петербурга» (АИС ГЗ), которая интегрирована с единой информационной системой (ЕИС). Это позволяет городу формировать базу данных о закупках для нужд Санкт-Петербурга, систематизировать и анализировать их, обеспечивать взаимодействие участников закупочного процесса (заказчиков, их учредителей, уполномоченных органов).

Закупки малого объема

Одним из ключевых направлений деятельности Комитета в минувшем году стало развитие закупок малого объема, до 600 тысяч рублей, в подсистеме АИС ГЗ «Электронный магазин». Обеспечение возможности для представителей малого и среднего бизнеса участвовать в закупках малого объема в период пандемии стало особенно актуальным. А важным преимуществом этой подсистемы является то, что закупки здесь можно осуществлять неконкурентным способом. Кроме того, работать в подсистеме «Электронный магазин» довольно просто: для участия в закупках необходимо зарегистрироваться и иметь ЭЦП. Система постоянно развивается и дополняется новыми инструментами и сервисами в соответствии с потребностями пользователей.

За 2020 год по результатам закупок в «Электронном магазине» заключено более 25 тысяч контрактов на общую сумму более 2,6 миллиарда рублей (в 2019 году — 7,6 тысячи контрактов на общую сумму 490,9 миллиона рублей). То есть за один только прошлый год Санкт-Петербург увеличил количество «закупок с полки» в пять раз. Экономия, сложившаяся по результатам закупок в «Электронном магазине», составила 257,3 миллиона рублей, или 8,9% от начальной цены контрактов (в 2019 году — 23,5 миллиона рублей, или 6,1%).

Автоматизация и типизация

В 2020 году в стране принимались экстренные меры по сдерживанию темпов коронавирусной инфекции. Школьники были переведены на дистанционное обучение, и семьи, дети которых обеспечивались питанием за счет бюджета Санкт-Петербуга, должны были получать продуктовые наборы. При автоматизации и типизации процесса закупки этих наборов необходимо было учесть 12 категорий меню, посчитать стоимость каждого контракта и соответствующим образом доработать информационную систему.

Мы предусмотрели в АИС ГЗ возможность автоматизированного формирования проекта контракта на закупку продуктовых наборов отдельным категориям обучающихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга с расчетом Н(М)ЦК по каждому из 23 разновидностей набора. Методические рекомендации для заказчиков, содержащие примерную форму контракта, утверждены распоряжением Комитета от 30 марта 2020 года № 64-р. При помощи указанной опции заказчики заключили более трех тысяч контрактов на общую сумму более 1,4 миллиарда рублей.

Еще ранее для решения поставленной Президентом РФ в Послании Федеральному собранию задачи по обеспечению детей бесплатным и качественным питанием с 1 сентября 2020 года Комитет разработал и ввел в эксплуатацию дополнительный функционал информационной системы. Образовательные учреждения Санк-Петербурга имеют возможность автоматически формировать конкурсную документации для закупки продуктов и услуг питания, включая техническое задание и проект контракта в подсистеме «Портал 44» АИС ГЗ.

Единый порядок осуществления закупок, требования к участникам и закупаемым товарам, форма технического задания и проект контракта, а также единый порядок ценообразования позволили обеспечить прозрачность закупок, недискриминационный доступ поставщиков, развитие конкуренции и снижение коррупционных рисков. В 2020 году конкурентными способами определения исполнителя проведено 145 закупок (в том числе совместных) на оказание услуг по организации социального питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, заключено 363 контракта на общую сумму 2,6 миллиарда рублей. Из них через Комитет как уполномоченный орган с использованием типовой закупочной документации и типового технического задания проведено 11 закупок, заключено 196 контрактов на общую сумму 1,3 миллиарда рублей.

Причины роста

В 2020 году в Санкт-Петербурге выросли все ключевые показатели развития контрактной системы:

  • на одну конкурентную закупку было подано четыре заявки (в 2019 году —3,8);
  • объем заключенных контрактов с субъектами малого предпринимательства составил 30,3% от общего объема контрактов, заключенных по результатам проведения конкурентных закупок (в 2019 году — 26,4%);
  • объем малых закупок, проведенных в электронной форме, увеличился в пять раз.

Среднее количество поданных заявок на участие в закупке составило 1,8 заявки, в том числе по закупкам, проведенным через Комитет, — 2,8 заявки. Снижение Н(М)ЦК по закупкам составило 4,1%, в том числе по закупкам, проведенным через Комитет, — 5,5%. Эти цифры свидетельствуют об эффективности проведения закупок социального питания для образовательных учреждений Санкт-Петербурга с применением типовых технических заданий и автоматического формирования документации о закупке.

Мобильное приложение

82.png

«Электронный магазин» стал очень популярным среди поставщиков и заказчиков Санкт-Петербурга, поэтому Комитет решил не останавливаться на достигнутых результатах и в этом году запустить одноименное мобильное приложение «Электронный магазин», что значительно упростит всю закупочную деятельность. После авторизации при помощи логина и пароля для входа в ЕИС заказчику будет доступен список всех актуальных и завершенных закупочных процедур.

В приложение встроен удобный календарь с сервисом, который напоминает о необходимости регламентных действий. Еще один удобный интерфейс для пользователей — поиск организаций, оферт и контрактов по заданным критериям. Сегодня приложение уже можно скачать на смартфоны и планшеты операционных систем Android и iOS.

Мониторинг закупок

Комитет на постоянной основе проводит мониторинг региональных закупок. Это позволяет отслеживать функционирование контрактной системы, прогнозировать развитие системы закупок и оценивать их эффективность. Информация, ставшая доступной благодаря мониторингу, легла в основу управленческих решений, позволивших в 2020 году:

  • своевременно осуществить закупки медицинского оборудования (в том числе аппаратов искусственной вентиляции легких), лекарственных препаратов, средств индивидуальной защиты и антисептиков; работ по строительству новых и переоборудованию ранее построенных объектов здравоохранения для оперативного проведения мероприятий по профилактике, предупреждению распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции;
  • осуществить типизацию и автоматизацию формирования документов о закупках социального питания для образовательных учреждений Санкт-Петербурга с целью повышения конкуренции в закупках и, соответственно, выбора надежного поставщика, способного обеспечить надлежащее качество предоставляемого социального питания.

По результатам мониторинга закупок Комитет подготовил и направил в Министерство финансов РФ, а также в Государственную думу предложения по оптимизации федерального законодательства в области контрактной системы.

Методологическое сопровождение

Важнейшим условием развития контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является профессионализм заказчиков. Постоянное методологическое сопровождение закупочной деятельности является одним из основных направлений работы Комитета. Особенно это стало актуальным в период пандемии. В онлайн-формате Комитет совместно с федеральными электронными площадками проводит различные обучающие семинары и вебинары для заказчиков и поставщиков. Образовательные программы направлены на предоставление практических знаний по законодательству и осуществлению эффективной работы государственных и муниципальных заказчиков, а также отдельных юридических лиц. Благодаря новому формату обучение заказчиков стало мобильнее и удобнее.

Законодательство в сфере закупок часто меняется. Для того чтобы упростить работу заказчикам, Комитет не только разъясняет законодательство о контрактной системе в сфере государственного заказа, но и разрабатывает методологические рекомендации по оформлению документации для проведения закупок. В ближайших планах Комитета разработка и формирование типовых технических заданий и проектов контрактов для различных отраслей экономики.

Поделиться