Василию Васильевичу Барчуку, бывшему министру финансов Российской Федерации, 11 марта исполнилось 80 лет. Опытнейший чиновник, прошедший путь от районного налогового инспектора в Хабаровском крае до министра финансов огромной страны, прекрасно знающий свое дело, сумел четко организовать работу министерства в сложные
Василий Васильевич Барчук родился 11 марта 1941 года в городе Комсомольске-на-Амуре в семье офицера Амурской флотилии. Детство и юность Василия Васильевича прошли в Хабаровске, у тетки. Здесь же он учился в железнодорожной средней школе, по окончании которой получил диплом слесаря-паровозника. Работа в депо не заинтересовала молодого человека, и он принял решение продолжить учебу. Мечтал учиться на строителя, но из-за проблем со зрением от планов пришлось отказаться. В итоге Василий Васильевич поступил на курсы налоговых инспекторов, а затем во Всесоюзный заочный финансовый институт (ныне — Финансовый университет при Правительстве РФ). Одновременно с учебой работал в налоговой инспекции в Хабаровске.
По словам Василия Васильевича, это был самый сложный период в его жизни.
И станешь ты министром финансов
После увольнения из налоговой службы Барчук поступил на работу в центральный райфинотдел Хабаровска. Проработав там какое-то время, он решил переехать на побережье Охотского моря, в Тугуро-Чумниканский район. Отпуская молодого и перспективного сотрудника, заведующая хабаровским райфинотделом напутствовала его на прощанье: «Иди, Васенька, но поверь — будешь ты работать в финансовых органах и станешь министром финансов». Василий Васильевич вспомнил этот случай, когда бывшая начальница написала Барчуку-министру письмо, в котором напомнила, что ее «пророчество» сбылось...
В Тугуро-Чумниканском районе Барчук занимал должность старшего инспектора по бюджету местного райфинотдела. Работа была нелегкой, до места назначения порой приходилось добираться на оленьих и собачьих упряжках, на моторных лодках. Такая жизнь, по словам Василия Васильевича, научила его ценить особое взаимопонимание и взаимовыручку людей, живущих в суровых условиях Севера. Через несколько лет он вернулся на прежнее место работы в центральный райфинотдел Хабаровска, только уже на должность заведующего райфо.
Позже Василий Васильевич был переведен старшим экономистом в краевой финансовый отдел, в бюджетный отдел. Со временем стал заместителем начальника отдела. Согласовывая бюджет края в Минфине РСФСР, Барчук показал себя грамотным специалистом, умеющим принимать самостоятельные решения. Его заметили и пригласили на работу в Министерство финансов РСФСР старшим экономистом. Проработав на этой должности достаточно длительное время, он полностью подтвердил оказанное ему доверие.
После окончания в 1986 году Академии народного хозяйства при Совете министров СССР (на учебу его направило руководство Министерство финансов РСФСР) Василий Васильевич был переведен в Минфин СССР на должность заместителя начальника бюджетного управления. В 1991 году он возглавил данное управление.
В
В 1991 году министр финансов и экономики РСФСР Е. Т. Гайдар назначил Барчука своим первым заместителем. Гайдар в своих воспоминаниях писал: «Барчук уже при первой встрече произвел прекрасное впечатление своей ответственностью, глубоким знанием бюджетных проблем. Он по-настоящему, как личную беду, переживал финансовую неразбериху. Я предложил ему стать первым заместителем в Минфине России, и Барчук сразу согласился, понимая, что именно так можно быстрее прекратить гибельное противоборство».
Новая страница
После разделения ведомства на Министерство финансов и Министерство экономики в 1992 году Барчук был назначен министром финансов Российской Федерации. Эту должность он занимал с апреля 1992 по март 1993 года.
О том трудном и смутном времени Василий Васильевич вспоминает: «Откровенно говоря, я вообще не знаю, как мы выжили в те годы — распад Советского Союза, разрыв экономических связей, развал всей денежной системы... Выделить одну проблему достаточно сложно. Порой решения приходилось принимать даже не за час, счет шел на минуты. Чего стоила проблема отсутствия наличности. Нечем было выдавать зарплату. Мы начали даже чеканить золотые монеты и вместо денег выдавать облигации займа. Тогда же Минфин пытался наладить налоговую систему. Я помню, что поступления доходов в бюджет в январе 1992 года составили всего 10 миллиардов рублей, притом что запланировано было около 80 миллиардов рублей.
Я настоял, чтобы для увеличения сборов налогов были утверждены новые правила (сроки) перечисления организациями НДС — в порядке авансирования. И эта мера оказалась эффективной для бюджета страны. Также я решительно настаивал и в итоге настоял, на создании казначейства. Ведь Центральный банк России в одночасье прекратил контролировать исполнение федерального бюджета, и данная обязанность была передана Минфину. Хотя многие эксперты считали идею создания казначейства надуманной, рождение этой структуры себя оправдало. Я доволен, что казначейство превратилось в эффективного государственного контролера».
Барчук поддерживал выделение в качестве самостоятельного ведомства налоговой службы, активно участвовал в доработке и совершенствовании налогового законодательства. При нем в Министерстве финансов были образованы новые подразделения: Управление макроэкономической политики, Управление налоговых реформ и Управление государственных ценных бумаг и финансового рынка.
Министр экономики А. А. Нечаев в воспоминаниях отмечает, что его коллега Барчук «был человеком жестким, прямолинейным и весьма самостоятельным», готовым решать вопросы напрямую с председателем правительства — Е. Т. Гайдаром. Премьер считал Василия Васильевича опытнейшим чиновником, прекрасно знающим свое дело, умеющим четко организовать работу министерства. «Думаю, никто лучше него не справился бы с немыслимо сложной задачей консолидации союзного и российского бюджета, изменением всей структуры финансирования, — писал в своих воспоминаниях Гайдар. — Поручая ему кошелек России, был твердо уверен: он сделает все возможное для того, чтобы деньги из этого кошелька не разбазарили».
После того как Василий Васильевич оставил пост министра финансов, он решил сменить сферу деятельности и в 52 года поступил в Дипломатическую академию, готовился заняться дипломатической деятельностью. Но в сентябре 1993 года Гайдар пригласил Барчука на должность председателя Пенсионного фонда России. Василий Васильевич предложение принял и возглавлял фонд до 1999 года. Он создал в Пенсионном фонде систему бюджетного планирования, для увеличения доходов фонд применял новые формы работы с должниками. В тот период была создана законодательная и материальная база для персонифицированного учета Пенсионного фонда.
С 1999 года Барчук работал в Правительстве РФ заместителем начальника Департамента социального развития. В 2001 году вышел на пенсию.
Александр Владимирович ПАЧКАЛОВ, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат
исторических наук
Человек с решительной волей
Владимир Анатольевич ПЕТРОВ, советский и российский государственный деятель, представитель от Законодательного собрания Тверской области в Совете Федерации России
В современной истории России есть министры, которых все ругают и критикуют, например Е. Т. Гайдар, и которых хвалят и называют лучшими, например А. Л. Кудрин. А еще есть министры финансов, роль которых незаслуженно недооценена. Вот Василий Васильевич Барчук относится к их числу. Вы только представьте ситуацию, в которой приходилось работать Василию Васильевичу сначала первым заместителем министра финансов, а потом и министром. Страна развалилась на 15 частей, идет смена формаций, страшная неразбериха, и в это время ему поручают сформировать фактически из нескольких коллективов (Министерства финансов РСФСР, Министерства финансов СССР) один. Это была непростая задача, поскольку в то время сотрудники Минфина Союза оказались в рядах обиженных и униженных: страна развалилась, экономика рушилась и ответственность за это возлагалась в том числе и на них. Коллеги из Минфина РСФСР, напротив, чувствовали себя на коне, и свести и тех, и других в одном коллективе было непросто.
Василий Васильевич успешно справился с этой задачей и создал крепкий профессиональный коллектив Министерства финансов Российской Федерации. В этом ему во многом помогло то, что он работал и в Минфине РСФСР, и Минфине СССР, и везде по большей части в бюджетном подразделении, а потому прекрасно знал людей на ключевых позициях. Это первая его огромная заслуга. Вторая — в том, что он создал казначейство. До определенного момента бюджет исполнял Центральный банк России, а затем эти полномочия были переданы Министерству финансов. Василий Васильевич не побоялся перевернуть сложившуюся систему и создать новую структуру. Невероятная смелость должна присутствовать у человека, чтобы это сделать. Надо сказать, что я всегда удивлялся ему и брал с него пример. Он был очень решительным руководителем. Если принимал какое-то решение, то ответственность за него нес до конца. Я считаю, что это очень важная черта характера. За которую его любили и подчиненные. Да, он мог порой накричать, но был отходчивым и за своих людей стоял горой.
Третья заслуга Василия Васильевича в том, что он создал фактически новую налоговую систему, которая с небольшими изменениями функционирует до сих пор. Он убедил Гайдара ввести НДС. В то время действовал налог с оборота с множеством ставок, а вводился один налог (НДС) по одной ставке — 28%. Это было революционное решение, и здесь, повторюсь, ключевую роль сыграл Барчук. Сегодня ставка 28% может показаться приличной, но тогда ее никто и не заметил, потому что инфляция была под пять тысяч процентов и фактор в виде НДС был слишком мал, чтобы повлиять на ситуацию. Он ввел акцизы на водку и на табак. Он выступал за введение экспортных таможенных пошлин. Ребята-либералы во власти считали, что экспортные таможенные пошлины совсем не нужны, экономика должна быть полностью открытой. Я помню, когда вводили акцизы на водку, Е. Г. Ясин (министр экономики РФ с 1994 по 1997 год) очень сокрушался: «Эх, „Абсолют“ теперь не купишь».
Василий Васильевич сыграл большую роль в совершенствовании бюджетного планирования. Тот период, повторюсь, был очень сложным: вся экономика валилась, ВВП упал на 50%, Министерство экономического развития — наследник Госплана СССР — не могло ничего ни планировать, ни прогнозировать, ребята вошли в ступор. А вот бюджетную систему Барчук сохранил, и она работала по четким правилам.
В то время и президент страны Б. Н. Ельцин, и правительство с настороженностью относились к силовым ведомствам: Министерству обороны, КГБ (тогда еще), МВД, и это, конечно, отражалось на их содержании. Но Василий Васильевич всегда старался им помочь, и если вдруг изыскивался какой-то резерв средств, то он вызывал, например, представителя Минобороны и спрашивал, на что им не хватает денег. Он очень основательно вникал в ситуацию и всегда помогал.
Жаль, что из-за проблем со здоровьем Василий Васильевич недолго пробыл министром финансов. Хотя он всегда был физически крепким. Я помню, как он сам выкорчевывал мощные деревья на садовом участке, выделенном ему Министерством финансов. Но вал сложной и ответственной работы в министерстве подорвал его здоровье. У него случались такие приступы, что сердце останавливалось, поэтому руководство страны приняло решение отправить его в отставку по состоянию здоровья. Возможно, благодаря этой отставке Василий Васильевич и сегодня здравствует! Пользуясь случаем, я со страниц журнала «Бюджет» поздравляю Василия Васильевича Барчука, моего большого друга, с юбилеем и желаю долгих лет жизни, здоровья ему и всем его близким!