Версия для печати 1127 Материалы по теме
Васильевские чтения за «умный бюджет»

IX Васильевские чтения, ежегодно организуемые журналом «Бюджет», прошли 22 апреля в Финансовом университете при Правительстве РФ. Тема форума — «Умный бюджет как инструмент повышения уровня жизни граждан». В 2020 году чтения проходили в онлайн-режиме, и реальная встреча на IX чтениях была долгожданной, а разговор получился интересным и полезным. По традиции пленарную сессию открыли руководитель объединенной редакции ИД «Бюджет» В. Д. Дзгоев и проректор Финансового университета при Правительстве РФ Е. В. Маркина.

Публичность поддержки экономики

Директор Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России Т. В. Саакян рассказала о способах повышения результативности субсидий, предоставляемых юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Эти средства перечисляются для достижения определенных результатов. И если раньше конечный итог использования субсидий звучал как цель, то теперь речь идет именно об измеримом результате, который можно запланировать и проверить.

4.jpg

Обсуждая результативность помощи экономике, нельзя забывать о публичности этой поддержки. «Если процесс отбора получателей субсидии будет публичным, то к нам придут именно те юридические лица, которые смогут обеспечить достижение нужного результата», — отметила Саакян. И в настоящее время Минфин России разрабатывает механизмы обеспечения такой публичности. В частности, в проекте — реализовать возможность, а далее и закрепить обязательность размещения на едином портале бюджетной системы информации о планируемых к предоставлению субсидиях. Кроме того, поставлена задача обеспечить прозрачные четкие процедуры отбора будущих получателей субсидий, который будет осуществляться на специально созданной площадке. Информация о результатах отбора опять же должна быть размещена на едином портале бюджетной системы.

Общие требования к правилам предоставления субсидий утверждены постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1492. В соответствии с этим же документом все публично-правовые образования должны отразить все процедуры отбора в своих нормативных правовых актах. Соответственно, сейчас, как сказала Саакян, в Минфин России поступает много вопросов о том, в чем отличие определенных общими требованиями механизмов отбора: конкурс и запрос предложений. Докладчик пояснила, в чем принципиальная разница.

При запросе предложений получатель субсидии определяется, исходя из соответствия участника отбора категориям и (или) критериям отбора и очередности поступления предложений (заявок) на участие в отборе. При этом категории получателей субсидии можно определять как группу лиц, объединенных сферой деятельности или входящих в определенную социальную группу. Например, организации высшего образования, кредитные организации, сельскохозяйственные товаропроизводители, молодежь и так далее.

Под критериями понимаются характеристики, признаки, позволяющие осуществить оценку предложений, определить наилучшие из них, а также ранжировать заявки, поданные на участие в отборе, или выделить получателей субсидии из установленной категории. Например, в качестве критериев могут рассматриваться: наличие коек в стационаре (не менее 15), наличие оборудования для проведения исследований, срок осуществления соответствующей деятельности (не менее одного года), наличие собственных средств (капитала) (в размере не менее 10 миллионов рублей). «Всем, кто подходит под эти критерии и категории, мы должны предоставить субсидии. Поэтому перед финансовыми органами стоит задача обеспечить такой отбор, который позволит предусмотренные на субсидии ассигнования использовать полностью, а также не обращаться за ассигнованиями сверх лимитов», — сказала Саакян.

Если же главный распорядитель бюджетных средств понимает, что не может обеспечить всех, кто входит в заданные критериями и категориями рамки, господдержкой, он вправе определить в качестве отбора конкурс. При конкурсе получатель субсидии определяется исходя из наилучших условий достижения результатов предоставления субсидии.

6.jpg

Наталья Юрьевна ЗЕЙТЕНИДИ, коммерческий директор Компании «Бюджетные и Финансовые Технологии»

Компания «БФТ», как и в прошлые годы, приняла участие в IX Васильевских чтениях. Благодарим организаторов за важное мероприятие, ставшее традицией, и участников — за открытый диалог!

В этом году в центре внимания была тема «Умный бюджет как инструмент повышения уровня жизни граждан». Отмечу, что на сегодняшний день в субъектах РФ уже решены основные задачи по автоматизации различных аспектов бюджетного процесса. Говоря же об «умном бюджете», мы предполагаем, что следующим этапом развития системы управления госфинансами должно стать выстраивание в регионах качественной системы управления накопленными данными с применением современных аналитических решений. Результатом станет управление на основе достоверных данных, практически автоматическое принятие управленческих решений и предоставление данных в понятном и структурированном виде всем заинтересованным лицам, включая граждан.

На форуме мы продемонстрировали новую BI-систему «БФТ.Хранилище». Решение предоставляет возможности сбора, обработки, глубокого анализа и многолетнего хранения большого массива информации из различных источников. Доступен широкий инструментарий для построения отчетов и графической визуализации.

Мы всегда рады сотрудничеству и готовы предложить эффективную индивидуальную методологию применения «БФТ.Хранилище» и других решений для умного управления бюджетным процессом.

Развитие внешнего аудита

О текущей и планируемой деятельности внешнего финансового контроля рассказала заместитель председателя Счетной палаты РФ Г. С. Изотова. По ее словам, одним из ключевых направлений деятельности Счетной палаты как высшего органа аудита и института парламентского контроля является аудит формирования федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов и контроль за их исполнением. Например, в 2020 году анализу формирования и исполнения бюджета было посвящено 230 мероприятий из 334.

5.jpg

В условиях пандемии Счетная палата адаптировала свою работу. «Мы фактически два месяца не беспокоили объекты контроля и только во второй половине года начали проводить проверки дистанционно. Причем в этом режиме часть работы мы делаем и сегодня», — рассказала Изотова.

Из-за необходимости осуществлять контроль удаленно ускорилась и цифровизация ведомства. Сейчас сотрудники СП имеют доступ к более чем полусотне информационных систем федеральных министерств и ведомств. В результате выезды на объекты контроля сократились практически на треть. За 2020 год Счетная палата выявила около четырех тысяч нарушений на общую сумму 356 миллиардов рублей — по понятным причинам несколько меньше, чем в 2019 году. Наибольшая доля нарушений происходит в сфере закупок. При этом за 2020 год в три раза выросла сумма средств, возмещенных в бюджет, — по итогам года она составила 16,4 миллиарда рублей.

Большая часть портфеля реализованных в прошлом году тематических мероприятий относится к финансовому аудиту. Как пояснила докладчик, Счетная палата применяет в основном четыре вида аудита: финансовый, стратегический, аудиты эффективности и соответствия. В частности, для дальнейшего развития стратегического аудита были внесены изменения в стандарты его проведения. В том числе определены правила аудита формирования и достижения показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти.

7.jpg

Юрий Алексеевич ЧЕРНЫХ, генеральный директор НПО «Криста»

Форум «Васильевские чтения» — одно из наиболее значимых для развития российской экономики ежегодных событий. Здесь всегда обсуждаются горячие вопросы, связанные с совершенствованием механизмов реализации бюджетного процесса.

В этом году в центре внимания участников форума был «умный бюджет» как инструмент повышения уровня жизни граждан. Речь шла в том числе о преимуществах цифровой трансформации государственного управления. Был сделан акцент на необходимости внедрения инновационных подходов к исполнению региональных и местных бюджетов. Все это сегодня очень важно.

Наша компания много лет успешно работает над созданием цифровых инструментов и построением вертикально интегрированных информационных систем для экономики России. На форуме мы представили наше новейшее решение — программный комплекс «Социальный заказ», обеспечивающий субъекты и муниципальные образования России инструментами автоматизированной поддержки эффективного управления реализацией государственных и муниципальных услуг. Приятно, что наша разработка вызвала у участников форума живой интерес. Спасибо организаторам мероприятия за приглашение и содержательный диалог!

Счетная палата ведет активную работу в рамках ИНТОСАИ. Это международная организация высших органов аудита, в которой СП РФ с сентября 2019 года является председателем. Деятельность в рамках международной площадки очень полезна и с точки зрения развития методологии. Например, сейчас Счетная палата, используя опыт зарубежных коллег, внедряет мониторинг реализации рекомендаций, сформированных по итогам экспертно-аналитических мероприятий. Счетная палата не только готовит предложения по совершенствованию деятельности объектов аудита, но и оказывает методологическую помощь для их воплощения в жизнь.

Новые задачи

Заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров рассказал о ближайших новациях бюджетного законодательства. В высокой степени готовности на момент проведения мероприятия был законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс в части уточнения условий для заключения долгосрочных соглашений о предоставлении из бюджета субсидий юридическим лицам в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений. В высокой степени готовности находился и проект закона о казначейском сопровождении. Теперь — и это впервые на постоянной основе — в Бюджетном кодексе появляется понятие казначейского сопровождения. До сей поры правила действия этого механизма прописывались только в законах о федеральном бюджете. Субъекты РФ при этом, по сути, не имели основания применять казначейское сопровождение. Теперь эта ситуация будет исправлена.

8.jpg

Как отметил Лавров, в настоящее время идет работа по принятию последних законопроектов, которые завершают подготовку новой редакции Бюджетного кодекса. Актуальная версия новой редакции уже внесена в Правительство РФ, и есть основания полагать, что новая редакция БК будет рассмотрена на осенней сессии Государственной думы.

9.jpg

Новые задачи перед Правительством РФ поставил Президент РФ в своем последнем послании Федеральному собранию. Поэтому в ближайшее время Минфину России предстоит провести работу по реализации его поручений. Во-первых, на повестке дня рассмотрение вопроса реструктуризации ранее выданных субъектам РФ кредитов, во-вторых, разработка нового инструмента — предоставление регионам инвестиционных кредитов, которые будут выдаваться на более длительный срок, чем это принято сейчас.

10.jpg

Тему инвестиционных кредитов развил руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин. В своем послании Президент РФ озвучил, что они будут предоставляться под полным контролем казначейства. Ведомству предстоит определить механизмы контроля выделения и освоения этих ресурсов. Должна быть обеспечена полная прослеживаемость движения денежных средств по всей цепочке кооперации вплоть до затрат подрядчика. Кроме того, должен быть организован проектный подход к достижению результатов, на которые выделяется инфраструктурный кредит. «Проектный подход предполагает ведение карточки проекта и наблюдение за результатом. Потому что результат — это не кассовый расход, результат — это физический объем сделанного. И мы будем вырабатывать общий регламент наблюдения за проектами для Министерства финансов, Федерального казначейства и управляющих проектами министерств и ведомств», — отметил Артюхин.

Проблемные вопросы

Заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов, председатель секции «Финансисты субъектов РФ» Союза финансистов России В. Н. Артамонова в своем выступлении озвучила актуальные проблемы сбалансированности региональных бюджетов. Один из них касается реализации национальных проектов. Для региона наиболее бюджетоемким является нацпроект «Качественные и безопасные автомобильные дороги». На его реализацию за три года (2021–2023) будет направлено более 20 миллиардов рублей. В соответствии с указом Президента РФ к концу 2024 года доля автомобильных дорог регионального уровня, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности должна быть увеличена не менее чем до 50% относительно их протяженности по состоянию на 31 декабря 2017 года. 25 субъектов, в том числе Вологодская область, по прогнозам, не смогут достичь этого показателя. Общая дополнительная потребность регионов в финансировании составляет 80 миллиардов рублей, и в решении этого вопроса без помощи центра не обойтись.

11.jpg

Еще одна острая для регионов проблема — это обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Вологодской области к этой категории относятся 3,2 тысячи человек, из них число детей-сирот, по которым наступили основания по обеспечению жильем на 1 января текущего года, — 2197 человек. Потребность в средствах — 3 миллиарда рублей. В текущем году на указанные цели в бюджете предусмотрено 829 миллионов рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 89 миллионов рублей. То есть по факту Федерация выделяет только 10% от всего объема. Руководитель финоргана Вологодской области предложила рассмотреть вопрос по увеличению объема субсидий региональным бюджетам на предоставление жилых помещений детям-сиротам с обеспечением уровня софинансирования из федерального бюджета в размере, установленном на федеральном уровне. Также необходимо снять 25-процентное ограничение по количеству квартир, предоставляемых детям-сиротам в одном многоквартирном жилом доме, для населенных пунктов с численностью жителей до 50 тысяч человек. Кроме того, требуется расширить формы и механизмы обеспечения детей-сирот жильем, в том числе за счет возможности предоставления жилищных сертификатов.

12.jpg

Татьяна Алексеевна ГЕРАСИМОВА, вице-президент — директор департамента государственных финансов

АО «СМП Банк», заместитель председателя правления ПАО «МОСОБЛБАНК»

Решение остро стоящих перед государством стратегически важных задач, таких как повышение качества жизни граждан, представляется крайне затруднительным в отсутствие возможности выстраивания прямого диалога между представителями законодательной и исполнительной власти различного уровня, делового и научного сообществ, финансовой отрасли. Форум «Васильевские чтения», на мой взгляд, является прекрасной площадкой для такого диалога. И это объясняет высокую степень его востребованности и актуальности, неоднократно отмеченную в том числе и на высшем уровне.

Благодаря формату этого мероприятия все заинтересованные, и в том числе представители финансовой сферы, могут быть в курсе новых тенденций, последних изменений и нововведений. Открывается и возможность обмениваться теоретическими соображениями и практическими наработками. Подобная практика, помимо оперативного решения наиболее остро стоящих в сфере публичных финансов вопросов, позволяет еще на шаг приблизиться к достижению одной из основных государственных задач — максимизации качества механизма управления общественными финансами.

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться