На одной из трех секций форума «Васильевские чтения» были подробно рассмотрены вопросы сбалансированности региональных и местных бюджетов. Финансисты рассказали о том, как они прошли сложный 2020 год и какие уроки учли при верстке бюджета.
Мониторинг исполнения бюджетов в 2021 году
Начальник отдела методологии целевых межбюджетных трансфертов Департамента межбюджетных трансфертов Минфина России Е. А. Хаустова отметила, что вопрос сбалансированного исполнения бюджетов остается актуальным. Мониторинг исполнения консолидированных бюджетов в субъектах РФ, который проводит Минфин России, показал, что по состоянию на 12 апреля темпы исполнения консолидированных бюджетов субъектов стабилизировались. Наблюдается увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов, их рост составил 12%. В том числе растут поступления по налогу на прибыль организаций, налогу на доход физических лиц и акцизов. При этом объемы безвозмездной помощи бюджетам субъектов увеличились на 22%. Одновременно сохраняется высокий темп роста расходов, на 12 апреля он составил 13%. Государственный долг субъектов РФ на 1 апреля составил немногим менее 2,5 триллиона рублей, с начала года он уменьшился более чем на 2%.
Что касается местных бюджетов, то, как показывает мониторинг, они исполняются стабильно. По состоянию на 1 марта местные бюджеты исполнены с профицитом в объеме почти 24 миллиарда рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы увеличились на 1%, несмотря на незначительное снижение собственных доходов местных бюджетов — как налоговых, так и неналоговых. Увеличились поступления по НДФЛ, единому сельскохозяйственному налогу и патентам, налогу на имущество физических лиц. При этом объем межбюджетных трансфертов местным бюджетам без учета субвенций увеличился на 9%, в том числе субсидии — на 22%, иные межбюджетные трансферты — на 65%.
В 2021 году вновь предусмотрены дополнительные меры по обеспечению устойчивого финансового положения регионов. Субъектам при наличии необходимости будет оказана помощь в объеме 100 миллиардов рублей. Данную финансовую поддержку предполагается распределять исходя из показателей фактического снижения налоговых и неналоговых доходов в 2021 году по сравнению с 2019 годом. При этом должна быть учтена динамика налоговых и неналоговых поступлений, таким образом, предстоит дождаться данных об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ не менее чем за четыре месяца этого года.
В прошлом году федеральный центр активно работал для того, чтобы ускорить доведение межбюджетных трансфертов до субъектов РФ. В августе были внесены поправки в Бюджетный кодекс, которые формализовали сроки и порядок распределения иных межбюджетных трансфертов. Если раньше сроки распределения этих трансфертов и сроки заключения соглашений устанавливались только законом о федеральном бюджете, то теперь они отражены и в Бюджетном кодексе. Так же, как и субсидии, трансферты необходимо распределять до 1 января текущего финансового года и к этой же дате заключать соглашения. По аналогии с субсидиями были введены ограничения по резервированию объемов межбюджетных трансфертов: не более 5% объема средств на первый год планового периода и не более 10% на второй год планового периода.
В 2021 году вновь предусмотрены дополнительные меры по обеспечению устойчивого финансового положения регионов
Хаустова рассказала, что планируется внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ и в части взаимоотношений субъектов РФ и муниципалитетов. Если сейчас на федеральном уровне установлены условия, позволяющие доводить средства до получателей уже в начале года, то в регионах такая практика пока не реализована. Минфин России подготовил поправки, которые позволят сократить сроки доведения средств до получателей. Этот законопроект уже внесен в Государственную думу и планируется к рассмотрению в первом чтении в мае этого года.
Региональные бюджеты в 2020 году
Доклад модератора секции — директора Института реформирования финансов В. В. Климанова был посвящен анализу того, как на бюджетной системе России отразились сложности 2020 года. «Мы прошли кризисную ситуацию, как говорят наши макроэкономисты, достаточно мягко. То есть вышли из нее с меньшими потерями, чем многие другие страны. Объем бюджетной поддержки в России составил 4,6 процента ВВП при экономическом падении чуть больше трех процентов годовых. В других странах падение было таким же или даже больше, но объемы бюджетной поддержки были гораздо более высокими», — рассказал Климанов. Эксперт проанализировал, как вели себя при этом бюджеты регионов. Оказалось, что по таким показателям, как доходы и расходы, в разных регионах сложилась абсолютно разная картина. Почему так произошло, не вполне ясно. При этом в 2020 году в среднем по субъектам РФ на 7% выросли поступления по НДФЛ, а налог на прибыль снизился на 50%. Рост НДФЛ связан, по мнению Климанова, с опережающим увеличением заработных плат в секторе госуправления и в силовых ведомствах (на 14%,) и еще более значительным — в банковской и страховой сферах. Увеличились также зарплаты в здравоохранении, образовании, оптовой торговле. В других отраслях их рост был ниже, поэтому отставание в доходах работников отраслей реального сектора, и особенно малого бизнеса, от госсектора стало более заметным.
Доля межбюджетных трансфертов в структуре доходов региональных бюджетов в 2020 году во всех субъектах РФ была выше, чем в среднем за последние 15 лет. Однако в регионах Северного Кавказа, некоторых субъектах ЮФО и ДВФО ситуация оказалась обратной. По мнению Климанова, это говорит о новой тенденции — основной объем межбюджетных трансфертов пошел не в те регионы, куда традиционно направлялся ранее. Если говорить про структуру межбюджетных трансфертов, то доля целевых трансфертов росла быстрее, чем доля дотаций. При этом весь 2020 год в регионах шло неуклонное увеличение объемов государственного долга. Этот процесс остановился только в начале текущего года. Прогнозировать дальнейшую динамику госдолга в сегодняшней ситуации достаточно сложно.
Перезагрузка
Заместитель губернатора Ростовской области, министр финансов Л. В. Федотова рассказала, что уже в марте 2020 года регион пересмотрел свои планы по доходам и сократил все непервоочередные расходы, отказавшись от необязательных мероприятий. «Произошла перезагрузка. Бюджет 2021 года мы верстали очень осторожно и ответственно, поскольку период
Появляются в этом году и новые направления расходов. В частности, в здравоохранении начата реализация региональной программы по модернизации первичного звена. В течение пяти лет она потребует дополнительно порядка 17 миллиардов рублей. «Бюджетные вложения не могут идти только на решение текущих вопросов. Нельзя упускать из виду вопросы развития. Это касается инфраструктуры, дорог, строительства объектов водоснабжения, газификации, создания комфортных условий для проживания. Вчера в послании Президента РФ мы услышали об инвестиционных кредитах. Как только будет внедрен новый механизм, определен порядок, по которому регионы смогут претендовать на участие в этом проекте, мы активно включимся в эти вопросы, поскольку планов у нас много», — сказала Федотова.
Что касается налоговой политики, то в области сохранены ранее установленные льготы организациям-инвесторам по налогу на прибыль, налогу на имущество, а также инвестиционный налоговый вычет организациям, работающим в приоритетных отраслях. В Ростовской области к таковым отнесена мясо-молочная промышленность.
Для поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на региональном уровне в 2020 году были приняты беспрецедентные меры поддержки. Например, ставка налога по упрощенной системе налогообложения при объекте налогообложения «доходы» была снижена с 6 до 1%, «доходы минус расходы» — с 10 до 5%. Ставку по ЕНВД и налогу на имущество организаций для некоторых категорий собственников снизили в два раза. Оценочно комплекс всех этих мер составил 5,5 миллиарда рублей. По словам Федотовой, с 2021 года льготные ставки будут постепенно возвращаться к уровню 2019 года.
Проблемы софинансирования
Заместитель председателя Правительства Алтайского края, министр финансов Д. Г. Ситников рассказал, что в марте 2020 года при оценке ожидаемых доходов в регионе прогнозировали выпадающие доходы бюджета в размере 25%. Краю была оказана значительная поддержка из федерального бюджета: к собственным доходам региона в 80 миллиардов рублей Федерация добавила 21,7 миллиарда помощи.
По итогам 2020 года собственные доходы консолидированного бюджета края выросли к 2019 году на 4,7%. То есть падение, зафиксированное во втором и третьем кварталах года, было полностью нивелировано к его завершению. В свою очередь, регион выделял дополнительную помощь муниципалитетам. При этом был организован еженедельный мониторинг использования трансфертов.
Ситников поднял болезненную для регионов тему реализации национальных проектов. В качестве одной из проблем он обозначил ситуацию с акцизами на нефтепродукты. По словам министра, край ожидал, что стопроцентное зачисление акцизов в региональный бюджет произойдет к 2024 году, исходя из чего и выстраивал долгосрочные планы, связанные в том числе с достижением национальных целей. «Сейчас мы слышим разговоры о том, что действующий уровень зачисления в региональный бюджет в 74,9 процента нужно сохранить, а на 100 процентов выйти только к 2030 году. В таком случае реализовать нацпроект по безопасным и качественным автодорогам будет очень сложно», — сказал он.
В Алтайском крае реализуется 47 региональных проектов. По итогам 2020 года на эти цели было направлено 22,5 миллиарда рублей, то есть 97% от плана. При этом, как заявил министр, остается актуальной тема софинансирования национальных проектов из регионального бюджета. Есть распоряжение Правительства РФ, которым утверждены показатели софинансирования и к которому у региона нет вопросов. Однако, по словам спикера, ответственные за нацпроекты федеральные министерства не всегда соблюдают утвержденный уровень, вынуждая субъект участвовать большей долей средств, чем это предполагалось.
Е. П. БЕСПАЛОВА