В этом году впервые в рамках Васильевских чтений прошла секция «Будущее государственного и муниципального управления». Темы цифровой трансформации госуправления, реализации инноваций в этой сфере, использования современных ИТ-решений в бюджетном планировании вызвали повышенный интерес участников форума.
Открыл секцию «Будущее государственного и муниципального управления» В. Д. Дзгоев, исполнительный директор Васильевских чтений, являвшийся также и модератором мероприятия. Он отметил, что интерес к теме государственного и муниципального управления с каждым годом неуклонно растет. Именно поэтому было принято решение на постоянной основе включить в форум секцию, посвященную данным вопросам.
Первый спикер — А. И. Лукашов, врио руководителя Управления Федерального казначейства по городу Москве, представил доклад, подготовленный совместно с А. Ю. Демидовым, заместителем руководителя Федерального казначейства. Он рассказал собравшимся о том, какие проблемы цифровой трансформации государственного управления сегодня являются наиболее актуальными. В частности, он отметил, что датой «рождения» самой темы цифровизации госуправления можно считать 2002 год, когда была принята федеральная целевая программа «Электронная Россия». Ее действие было рассчитано на восемь лет, и именно в ней «появилась синергия между повышением эффективности государственного управления и его цифровизацией». Развитие темы нашло свое отражение в концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов госуправления. Также Лукашов указал на то, что один из основополагающих документов, по которому страна живет и будет жить в ближайшие годы — указ Президента РФ № 474[1], — поставил перед госаппаратом пять конкретных целей развития, которые предстоит достичь. Цифровизация является среди них одной из основных. «Вопросы цифровизации касаются не только госуправления, они касаются экономики в целом. Но в указе этот пункт выделен отдельно, что указывает на его чрезвычайную важность», — отметил спикер.
Однако, убежден Лукашов, при бессистемной трансформации управленческих процессов цифровизация государственного аппарата не будет эффективна. «Вначале нужно достичь оптимального состояния объекта, а потом уже заниматься его цифровизацией. Это будет и эффективнее, и дешевле». По его словам, сегодня эти процессы уже идут. И на первый план вышли не столько вопросы линейной оптимизации, сколько упорядочение внутренней структуры. По мнению чиновника, системный подход должен заключаться в рассмотрении вопросов цифровой трансформации госуправления как части процесса преобразования всего госаппарата. А для этого необходимо создание единого цифрового пространства. «Многое у нас уже есть. Но эти информационные системы (федеральные, региональные, муниципальные) пока еще несколько разрознены», — сказал Лукашов.
Также спикер обратил внимание на то, что, осуществляя цифровизацию, важно не сломать уже существующие бизнес-процессы. «Мы говорим о тех региональных информационных системах, которые успешно функционируют», — отметил он. Не менее важно, по его словам, учитывать социальную составляющую: «Увлекаясь цифровизацией, нельзя забывать о высвобождении трудовых ресурсов и их дальнейшей судьбе».
В финале своего выступления Лукашов сказал, что цифровизация государственного и муниципального управления и всей страны в целом, безусловно, даст положительный эффект. «Прежде всего это снижение затрат. И не только государства, но и общества и бизнеса. Это и повышение доверия граждан к государству за счет открытости и прозрачности деятельности государственного аппарата. Наконец, это повышение конкурентоспособности РФ на зарубежных рынках и снижение коррупционных рисков».
Тему цифровизации поддержал и С. Е. Прокофьев, заместитель руководителя Федерального казначейства, сделавший доклад «Реализация инноваций в сфере государственного управления: опыт Казначейства России».
Так, он рассказал о том, как выстроена система стратегического планирования на уровне государства, как взаимосвязаны нацпроекты и госпрограммы. В частности, Прокофьев отметил, что нацпроекты реализуют ключевые цели, но их реализация может быть отражена в разных госпрограммах. В качестве примера он привел нацпроект «Цифровая экономика», указав, что элементы цифровой экономики размещены в целом ряде госпрограмм.
Также он отметил, что сейчас формируется программа развития страны до 2030 года, один из ключевых элементов которой — создание клиентоцентричного государства. «Во главе угла должен быть клиент. При этом необходимо заменить старые подходы на новые, которые государственные служащие должны будут воспринять при новой концепции клиентоцентричного государства. Мы должны научиться работать — представлять информацию, выполнять государственные функции или оказывать госуслуги — не так, как удобно нам, а так, как удобно клиенту. В стратегической перспективе за таким подходом будущее», — сказал спикер.
Говоря же об инновациях, докладчик отметил, что на сегодняшний день в казначействе в работе находится несколько проектов, имеющих отношение к концепции клиентоцентричности. Прокофьев привел в пример один из них, сообщив, что правительство поставило перед казначейством задачу — обеспечить создание инструментов «прослеживаемости» использования бюджетных средств и достижения результатов предоставления бюджетных средств (дашборды), их использование при анализе исполнения федерального бюджета по отдельным расходам. Сейчас этот проект активно прорабатывается, а до конца мая данная система должна войти в промышленную эксплуатацию.
Создание клиентоцентричного государства — один из ключевых элементов программы развития страны до 2030 года
Об использовании современных ИТ-решений в бюджетном планировании говорил и Ю. А. Алтынов, руководитель отдела развития автоматизированных систем ООО «Финатек». Основной акцент в своем выступлении он сделал на внедрении новых информационных технологий на региональном и муниципальном уровнях. Работу «в полях» он назвал очень важной и ответственной. «Планирование на уровне учреждения живо, и этим у нас занимаются не только Минфин России и Федеральное казначейство, но и отраслевики, автономные, бюджетные организации. Для них это тоже актуально, про них забывать не стоит потому, что они конкретные получатели бюджетных средств и также участвуют в бюджетном процессе», — отметил докладчик.
В несколько другом русле протекало выступление В. Р. Ковалева, ректора, доктора экономических наук, профессора АОУ ВО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий». В своем докладе он затронул вопросы качества образования в условиях самоизоляции. Были рассмотрены проблемы экстренного перехода российских вузов на дистанционное обучение с использованием собственных технологий в условиях продолжающейся пандемии в контексте глобализации рынка образовательных услуг. Как отметил спикер, это сегодня касается всех форм обучения, всех направлений, в частности подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления, которое ведется в Государственном институте экономики, финансов, права и технологий. По его словам, несмотря на трудности, которые возникли после закрытия образовательных учреждений, все же удалось наладить качественное обучение на дистанционной основе. Он отметил, что сегодня рынок предоставления дистанционного обучения растет. А развитие технологий дистанционного образования и искусственного интеллекта говорит о том, что необходимо создавать свои образовательные платформы.
В целом, подытоживая работу секции «Будущее государственного и муниципального управления», можно сказать, что эта тема органично вписалась в общую повестку Васильевских чтений. И, судя по проявленному к ней интересу, в дальнейшем она получит свое развитие и продолжение.
Д. Н. ГНАТЕНКО
[1] Указ Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».