№ 5 май 2021 — 12 мая 2021

Амбициозные планы и реальность: как реализуется стратегия «Кубань-2030»

Версия для печати 1397 Материалы по теме
Амбициозные планы и реальность: как реализуется стратегия «Кубань-2030»

Краснодарский край одним из первых в стране приступил к разработке Стратегии социально-экономического развития до 2030 года. Работа над документом продолжалась почти два года. В конце 2018 года стратегия «Кубань-2030» (Стратегия) получила официальный статус краевого закона и стала обязательной к исполнению. О том, какими темпами идет реализация Стратегии, насколько включены в процесс муниципальные образования, не стал ли документ «жертвой пандемии» и планируются ли его корректировки, рассказал вице-губернатор Краснодарского края Игорь Петрович ГАЛАСЬ.

— Игорь Петрович, для начала экскурс в историю подготовки стратегии «Кубань-2030». При разработке документа какие цели, кроме выполнения федерального закона, преследовали власти края? Способна ли Стратегия реально влиять на рост экономики региона?

— Проблема качественного стратегического планирования волновала власти края еще до 172‑ФЗ[1]. К моменту, когда эта тема стала федеральным мейнстримом, у нас уже был пусть небольшой, но свой опыт работы со стратегиями как региона в целом, так и отдельных муниципалитетов. А главное, у нас сформировалось четкое понимание, что этот документ действительно нужен, для чего нужен и какой именно нужен. В итоге сегодня стратегия «Кубань-2030» — это один из ключевых управленческих документов, на основании которого мы определяем приоритетные для края цели и корректируем бюджетную политику.

Работая над Стратегией, мы организовали беспрецедентный по масштабу процесс согласования ее положений и целей: провели множество рабочих мероприятий, консультаций с экспертами, учеными, бизнесменами. Неоднократно устраивали региональные и муниципальные стратегические сессии, презентовали проект документа на федеральных площадках. Отдельно хочу сказать о работе с населением: более десяти тысяч активных общественников и жителей края приняли участие в обсуждении через интернет.

31.jpg

Что мы в результате имеем? Живую, известную жителям края Стратегию, которая не просто декларирует очевидные задачи экономического развития, а существенна и понятна как для власти, так и для бизнеса и общества, которая консолидирует наши интересы и предлагает реальные мероприятия по их воплощению в жизнь.

Естественно, Стратегия должна форсировать экономический рост в регионе. Считаю, что бессмысленно принимать скромный документ, поэтому цели «Кубани-2030» действительно амбициозные. Диверсифицированная и устойчивая к кризисам экономика края объективно способна по объему и темпам роста ВРП, промышленному производству, объему внутреннего рынка, экспортному потенциалу и так далее стабильно быть в стране на лидерских позициях.

Например, сейчас по объему ВРП Кубань на восьмом месте в России, уступая лишь столице и нефтегазовым регионам. По собственным доходам консолидированного бюджета без учета федеральных средств край пятый среди регионов России. Согласно исследованиям авторитетного агентства РИА «Рейтинг», сделанным на основе данных официальной статистики, в 2019 году в рейтинге социально-экономического положения регионов Краснодарский край на восьмом месте, а по качеству жизни и в 2019, и в 2020 году сохраняет шестую позицию в стране. Эксперты отмечают развитость инфраструктуры, высокий уровень развития экономики, социальной сферы вкупе с высоким потенциалом дальнейшего совершенствования.

Но, конечно, показатели необходимо непрерывно улучшать. Мы посчитали, что к 2030 году население края достигнет 6,2 миллиона человек, среднегодовая численность занятых в экономике вырастет с 2,5 миллиона до трех миллионов человек. ВРП к тому моменту должен вырасти до 5 триллионов рублей, доходы бюджета — превысить 600 миллиардов рублей, ежегодный рост экономики — достигнуть четырех процентов, производительность труда и объем промышленной продукции — вырасти в 2,5 раза и так далее.

В Стратегии четко прописаны наши целевые показатели в трех сценариях развития: инерционном, базовом и оптимистическом (рисунок 1). Документ находится в свободном доступе, изучить его можно на сайте Министерства экономики Краснодарского края.

32.jpg

Без амбиций сегодня невозможно быть конкурентными. Мы определили для себя ресурсы, за которые боремся: это в первую очередь человеческий капитал, таланты, растущее население. Это инновации и инвестиции. И это поддержка федерального центра, в том числе финансовая.

— Когда планируете озвучить первые результаты?

— Первый официальный рубеж для подведения итогов — 2024 год. Но, само собой, мониторинг текущих результатов осуществляется непрерывно.

По прошлому году пока есть только оценочные данные, кроме того, анализировать их необходимо с отсылкой к последствиям пандемии. Но сразу скажу, что, несмотря на падение ВРП по итогам 2020 года, мы планируем вернуться на траекторию активного роста уже в этом году — ставим планку прироста не менее 104,5 процента за счет динамичного развития ускоренными темпами основных отраслей. Поэтому и целевые показатели стратегии «Кубань-2030» не меняем.

— Проиллюстрируйте некоторые результаты, опираясь на данные 2018–2019 годов.

— За два года реализации Стратегии в экономику края за счет всех источников финансирования привлечено более 992 миллиардов рублей инвестиций. В 2019 году экономический рост оценен в 0,3 процента. К базовому 2016 году рост ВРП составил 3,5 процента при среднегодовом темпе 101,2 процента. Доходы консолидированного бюджета — 366,6 миллиарда рублей, в том числе собственные — 318,1 миллиарда.

33.jpg

В промышленности индекс производства в 2019 году достиг 102,9 процента. За два года реализации Стратегии объем промпроизводства вырос на 4,6 процента. По результатам 2020 года темп роста промышленности снизился до 97 процентов. Однако мы не считаем это серьезным снижением и уже в этом году предполагаем ускоренное восстановление с темпом до 113,6 процента.

В пик пандемии промышленность Кубани показала высокую адаптивность и способность быстро перепрофилироваться под потребности рынка. В дальнейшем именно эту отрасль мы видим среди ключевых драйверов роста. По итогам первых двух месяцев текущего года уже отмечаем позитивную динамику — 103,1 процента.

Объем экспорта произведенной в крае за 2018–2019 годы продукции превысил плановые показатели и составил 15,8 миллиарда долларов. При этом доля несырьевого неэнергетического экспорта в общем объеме регионального экспорта в 2019 году выросла по сравнению с 2018 годом и достигла 65,4 процента (в 2018 году — 51 процент).

Наращивание объемов ввода жилья в эксплуатацию в 2019 году — 102,7 процента к 2018 году — помогает обеспечить потребности растущего населения региона современным и качественным жильем. Реализация комплекса мероприятий по привлечению и удержанию человеческого капитала за два года реализации Стратегии способствовала росту населения региона до 5,6 миллиона человек при росте уровня ожидаемой продолжительности жизни до 73,9 года в 2019 году.

Развитие туристско-рекреационного комплекса стимулирует турпоток в Краснодарский край, который в 2019 году составил уже 17,2 миллиона человек. Динамичное развитие отраслей экономики обеспечило стабильность в реальных доходах населения. За период 2018–2019 годов снижения реальных доходов населения не зафиксировано.

— Вы уже затронули вопрос о влиянии пандемии на экономику. Эксперты заявляют, что нет ни одного региона, для экономики которого она прошла безболезненно. В ряде субъектов отмечается увеличение долговой нагрузки, рост безработицы, спад инвестиций. А как самочувствие Кубани? Не кажутся ли на фоне общемирового кризиса ожидания от региональной стратегии завышенными? Не поспешное ли решение — отказ от корректировки Стратегии?

— Прошлый год был непредсказуемым и сложным, в том числе для нашего края. И если по итогам первого квартала наши первоначальные прогнозы соответствовали результатам, то по полугодию официальная статистика уже фиксировала серьезное падение практически во всех ключевых отраслях экономики.

Но нет, менять цели Стратегии, упрощать себе задачи мы не будем. Нам удалось адекватно и оперативно среагировать на вызов пандемии. Например, был быстро принят внятный и контролируемый Региональный план действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики. В документ вошли как антикризисные меры, направленные на поддержку наиболее пострадавших от пандемии отраслей, так и меры по активизации деловых процессов, сохранению бизнеса, в том числе малого предпринимательства, запуску нового инвестиционного цикла. Полная реализация плана, которую мы продолжаем и в этом году, позволит в течение двух лет вернуться к достижению показателей стратегии «Кубань-2030».

Оперативно принятые меры по обеспечению сбалансированности краевого бюджета, оказанная Федерацией помощь, поддержка бюджетов муниципальных образований позволили завершить год с минимальными потерями и даже с позитивными результатами. В консолидированный бюджет края мобилизовано без учета федеральных средств 292,6 миллиарда рублей. Это меньше уровня 2019 года без разовых платежей на 6 миллиардов рублей, притом что во втором квартале 2020 года поступило на 15 миллиардов рублей меньше аналогичного периода 2019 года.

Жесткая бюджетная политика 2020 года позволила не только сохранить все социальные расходы, но и реализовать ранее намеченные планы по инвестиционному развитию края. Удельный вес инвестиционных расходов консолидированного бюджета вырос в 1,4 раза — с 5,7 процента в 2019 году до 8,2 процента по итогам 2020 года, а объем таких расходов увеличился в 1,6 раза. Бюджетам муниципальных образований края, столкнувшимся с существенным падением доходов, был предоставлен дополнительный объем дотаций — 3 миллиарда рублей.

— Давайте поговорим о взаимоотношениях с муниципалитетами немного подробнее. Нас интересуют два аспекта: как краевой бюджет финансово поддерживает муниципальные образования и как муниципалитеты встроены в стратегию «Кубань-2030»?

— В выстраивании финансовых отношений с муниципалитетами мы стремимся к стабильности, системности, контролируемости, предсказуемости, прозрачности и развитию. Краевой Минфин и все отраслевые органы власти — главные распорядители средств краевого бюджета — с муниципальными образованиями находятся в диалоге, постоянно мониторят текущую обстановку. При необходимости край всегда готов помогать, в том числе в решении точечных проблем.

34.jpg

Как я уже сказал ранее, в прошлом году в связи с выпадающими доходами местных бюджетов из краевой казны были предоставлены дополнительные дотации на сбалансированность в сумме 3 миллиардов рублей. В связи с отменой ЕНВД с этого года мы увеличили нормативы отчислений в бюджеты городских округов и муниципальных районов от УСН примерно на ту же сумму.

В 2019 году мы провели масштабную работу по сокращению задолженности муниципальных образований по кредитам перед коммерческими банками и сокращению расходов на обслуживание муниципального долга. Из краевого бюджета были предоставлены бюджетные кредиты на замещение коммерческих заимствований на 7,6 миллиарда рублей. Реструктуризирована задолженность муниципалитетов перед краевым бюджетом по бюджетным кредитам в сумме 8,7 миллиарда рублей путем списания части долга (2,4 миллиарда рублей) и рассрочки на три года по остатку задолженности.

Кроме того, мы используем поощрительные механизмы для стимулирования муниципалитетов к развитию налоговой базы, привлечению инвестиций. Часть средств закладываем в расчет дотаций на выравнивание, часть направляем напрямую.

С 2018 года мы ежегодно делаем рейтинг городских округов и муниципальных районов. В нем три показателя: рост поступлений отдельных налоговых доходов консолидированного бюджета края за три года, обеспечение условий для благоприятного инвестиционного климата, содействие развитию конкуренции. Изначально предусматривали в виде дотаций ежегодно предоставлять 75 миллионов рублей, но в 2020–2021 годах вынуждены были оптимизировать средства.

В этом году в соответствии с поручением Президента России край разработал дополнительные предложения по поощрению муниципалитетов за достижение наилучших результатов по реализации инвестиционных проектов. В августе — сентябре подведем итоги за 2020 год.

Регион реализует 26 госпрограмм, направленных на улучшение качества жизни населения Кубани и социально-экономическое развитие территорий. Более трети краевого бюджета мы направляем в местные бюджеты. В прошлом году в муниципальные образования было направлено почти 96 миллиардов рублей из краевого и 9 миллиардов рублей из федерального бюджетов.

В Краснодарском крае сейчас развернута масштабная программа по возведению объектов государственной и муниципальной собственности. В приоритете социальные объекты. Население региона растет с каждым годом, и мы максимально стараемся обеспечить жителей необходимой инфраструктурой.

Муниципальные образования, конечно, являются непосредственными участниками и исполнителями прорывных проектов. Именно на местах и реализуются флагманские проекты, прописанные в Стратегии.

— Если можно, расскажите подробнее про кубанские проекты-флагманы.

— Стоит отметить один из межмуниципальных флагманских проектов Стратегии — «Южный экспортно-импортный хаб», который только в рамках нашего региона объединяет девять портов, четыре аэропорта и сеть промышленно-логистических центров. В Краснодарской агломерации, Новороссийске и Темрюкском районе (Черноморская экономическая зона) реализуются инвестиционные проекты, направленные на снятие существующих инфраструктурных ограничений. Хаб создаст особые условия для грузоотправителей и грузополучателей, новые стимулы для расширения экспорта российской продукции на мировой рынок.

Еще один проект-флагман — «Умная Кубань — лидеры будущего». В его рамках в крае в конце марта 2021 года создан Научно-образовательный центр. На этой площадке собраны представители 11 ведущих вузов и НИИ региона и более 40 индустриальных партнеров, на базе которых будем внедрять разработки кубанских ученых. Это позволит сократить время практического применения научных идей, переориентировать их в сторону реальных потребностей бизнеса, повысить уровень инновационной активности и в целом уровень экономического развития региона. В состав научно-образовательного центра вошли уже 49 предприятий.

— Также в Стратегии обозначены семь экономических зон. В чем их ценность в реализации поставленных перед регионом задач развития?

— Такой межмуниципальный союз важен, чтобы помочь муниципальным образованиям совместно решать вопросы по снятию инфраструктурных ограничений, реализовывать инвестиционные проекты. Каждая из территорий уникальна и по географическому положению с уже существующими ресурсами, и по возможностям для развития.

Свои стратегии территории формируют на основе общей стратегии региона, в которой определены основные приоритеты развития, в том числе и муниципальных образований края. Для нас важна глубокая степень проработки муниципальных стратегий, чтобы обеспечить их иерархическую согласованность по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям с документами вышестоящего уровня — стратегией развития региона и планом мероприятий по ее реализации.

Остановлюсь на одной из экономических зон — Краснодарской агломерации. Это уникальная экономическая зона, поскольку включает территории двух субъектов РФ. В нее входят города Краснодар и Горячий Ключ, Динской и Северский районы, а также город Адыгейск, Тахтамукайский и Теучежский районы Республики Адыгея. По темпам прироста населения, вводу жилья на душу населения Краснодарская агломерация опережает крупнейшие агломерации России: Московскую и Санкт-Петербургскую.

Необходимость развития Краснодарской агломерации определена не только в краевой стратегии. Согласно стратегии пространственного развития России Краснодарская агломерация входит в перечень перспективных крупных центров экономического роста Российской Федерации — городов, образующих крупные и крупнейшие городские агломерации, которые обеспечивают вклад в экономический рост более одного процента ежегодно.

В ноябре 2020 года была утверждена стратегия развития Краснодара до 2030 года. В ней определены 15 флагманских проектов, 12 подпроектов, 63 направления развития и 46 целевых показателей. Предполагается, что Краснодар станет южным центром роста за счет развития инновационной промышленности, креативных индустрий, событийного туризма (рисунок 2).

35.jpg

Активно реализует муниципальную стратегию и город Новороссийск. В рамках одного из направлений — «Территория умной экономики» — внедряют комплексные проекты формата «Умный город». Поэтапно запустили сеть умного освещения, электронную систему регистрации и обработки медицинских анализов, лабораторную информационную систему. Сейчас к внедрению технологий «Умный город» готовятся Краснодар, Сочи и Анапа.

Также на площадке Министерства экономики края создана межведомственная рабочая группа, которая занимается реализацией индивидуальных программ развития муниципальных образований. Мы выбрали четыре крупных муниципалитета: Краснодар, Сочи, Новороссийск, Армавир — участников программы «100 городов» ВЭБ.РФ[2].

Стратегия «Кубань-2030» объединила районы и города края, закрепила четкие приоритеты их развития, стала нашей социально-экономической конституцией. Мы видим Краснодарский край через десять лет регионом, ориентированным на инновации в традиционных и новых секторах экономики, с эффективной инвестиционной средой и сбалансированным бюджетом.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА



[1] Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

[2] Запущенная в 2019 году ВЭБ.РФ программа подготовки управленческих кадров для 100 крупнейших городов России. Основная цель программы — сформировать в городах команды управленцев, обладающих передовыми практиками и знаниями в сфере городского менеджмента.


Поделиться