№ 5 май 2021 — 12 мая 2021

Контуры постковидного развития Северной столицы

Версия для печати 1193 Материалы по теме
Контуры постковидного развития Северной столицы

Весь 2020 год прошел под знаменем борьбы с пандемией коронавируса и ее последствиями. На решение этой задачи повсеместно направляли значимые силы и средства. Петербург здесь не стал исключением. Резервный фонд Правительства Санкт-Петербурга в прошлом году был увеличен более чем в 30 раз.

Алексей Алексеевич КОРАБЕЛЬНИКОВ, председатель Комитета финансов Санкт‑Петербурга

Поддержка системы здравоохранения

В 2020 году впервые за несколько лет мы дважды корректировали городской бюджет. При этом основные правки вносили весной — тогда важно было создать резервы, достаточные для обеспечения своевременной реакции на возникающие вызовы. Для этого резервный фонд Правительства Санкт-Петербурга был увеличен более чем в 30 раз — это почти 5% от расходов нашего бюджета. Приоритетной задачей того периода для нас стала мобилизация ресурсов, так необходимых для поддержки системы здравоохранения, оказания помощи наименее социально защищенным слоям населения, а также бизнесу из отраслей, особенно сильно пострадавших от противоэпидемических ограничений.

Более 117 млрд рублей в 2020 году из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов было потрачено на борьбу с пандемией в Санкт-Петербурге

В итоге наибольший рост расходов бюджета Санкт-Петербурга в 2020 году пришелся на систему здравоохранения. По сравнению с фактическими расходами 2019 года он составил 162%, в абсолютном выражении — более 50 миллиардов рублей. Более 22 миллиардов было направлено на стимулирующие выплаты медицинским работникам. Их получили около 51 тысячи человек.

Значительных ресурсов потребовало также дополнительное материально-техническое обеспечение оказания медицинской помощи больным коронавирусом. В частности, медицинского оборудования мы закупили на сумму 3,8 миллиарда рублей. В первую очередь стояла задача обеспечить медицинские организации аппаратами искусственной вентиляции легких, на закупку которых было потрачено более 1,5 миллиарда.

Строительство лечебно-диагностических корпусов и перепрофилирование учреждений позволили обеспечить город более чем четырьмя тысячами дополнительных инфекционных коек. В рекордные сроки — менее чем за полгода — были построены новые корпуса госпиталя для ветеранов войн, городской больницы № 33, переоборудован корпус Клинической больницы Святителя Луки, перепрофилированы под ковид ряд стационаров и сторонних площадок, в частности корпуса выставочного комплекса «Ленэкспо». На данные мероприятия было израсходовано около 9,5 миллиарда рублей.

Еще 5,2 миллиарда рублей было выделено из городского бюджета на закупку средств индивидуальной защиты для медицинских работников, 637 миллионов рублей — на приобретение лекарственных препаратов для больных коронавирусом, проходящих лечение в амбулаторных условиях, 438 миллионов — на тест-системы и расходные материалы для диагностики COVID-19.

Социальная поддержка

Расходы на социальную поддержку петербуржцев также были значительно увеличены — с 58 миллиардов рублей в 2019 году до 77 миллиардов в 2020 году. Прирост составил около 33%. 5,8 миллиарда рублей было направлено на предоставление пособий и социальных выплат безработным гражданам, почти 1,5 миллиарда — на предоставление единовременной денежной выплаты отдельным категориям петербуржцев для приобретения средств индивидуальной защиты, 1,4 миллиарда рублей составили расходы на единовременную денежную выплату гражданам старше 65 лет, соблюдавшим режим самоизоляции.

Традиционно большое внимание мы уделяли поддержке семьям с детьми. 3,6 миллиарда рублей в 2020 году было направлено на предоставление ежемесячных выплат семьям, имеющим детей в возрасте от трех до семи лет. Эти выплаты получили более 62 тысяч детей. При этом по решению губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Беглова семьи, имеющие ребенка-инвалида, и многодетные семьи получили дополнительные выплаты в размере 3 тысяч рублей на каждого ребенка.

Также были выделены средства на обеспечение учащихся начальных классов общеобразовательных школ бесплатным горячим питанием. В целом на питание 300 тысяч учащихся было израсходовано 4 миллиарда рублей, из них 299 миллионов — за счет средств федерального бюджета, 3,7 миллиарда рублей — бюджета Санкт-Петербурга.

38.jpg

С 58 млрд рублей в 2019 году до 77 млрд рублей в 2020 году выросли расходы Санкт-Петербурга на социальную поддержку граждан

Поддержка бизнеса

Отдельной задачей стала поддержка бизнеса из наиболее пострадавших отраслей. При этом в условиях дефицита бюджетных ресурсов город был вынужден сконцентрировать свои усилия прежде всего на поддержке МСП, синхронизировав ее с решениями по введению противоэпидемических ограничений. В итоге реализация в 2020 году всей совокупности мер поддержки бизнеса обошлась бюджету Санкт-Петербурга в 21,3 миллиарда рублей (рисунок 1).

37.jpg

Наибольший объем помощи — 12 миллиардов рублей (или 57%) — был предоставлен в виде мер налоговой поддержки, таких как преференции по специальным налоговым режимам и имущественным налогам. Финансовая поддержка бизнеса составила 6,1 миллиарда рублей, имущественная поддержка — 3,1 миллиарда.

Долговая политика и исполнение нацпроектов

Несмотря на снятые бюджетные ограничения по дефициту и долгу, Санкт-Петербург не вышел за рамки ограничений, действовавших до пандемии. Дефицит бюджета на конец года составил 6,4% от собственных доходов, государственный долг не превысил 14%. Кредитные рейтинги Санкт-Петербурга в 2020 году остались традиционно высокими, на уровне суверенных кредитных рейтингов Российской Федерации, — Fitch (BBB) и Moody’s (Baa3), АКРА (ААА(RU)), прогноз по всем рейтингам «стабильный».

Хороший результат город показал и по исполнению национальных проектов — направлению, всегда находящемуся в фокусе нашего внимания. По итогам 2020 года бюджет национальных проектов исполнен на 99,5%, что позволило Санкт-Петербургу войти в тройку лидеров по этому показателю среди всех субъектов РФ.

Расходы старые и новые

Очевидно, все это было бы невозможно без помощи со стороны федерального центра. Всего в 2020 году из федерального бюджета, в том числе из Резервного фонда Правительства РФ, в городской бюджет поступило 52,3 миллиарда рублей — почти в два раза больше, чем в 2019 году. Больше половины из этих средств было направлено на финансирование широкого круга вопросов, связанных с противодействием коронавирусу. В итоге, по нашим оценкам, в 2020 году из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов на борьбу с пандемией на территории Петербурга было израсходовано более 117 миллиардов рублей (рисунок 2).

39.jpg

Несмотря на неплохие финансовые итоги прошлого года, мы не снижаем темпов. Анализируя текущую ситуацию, риски и возможные точки роста экономики, мы по-прежнему руководствуемся стратегической задачей, поставленной губернатором Санкт-Петербурга по достижению к 2024 году уровня доходов региона в 1 триллион рублей. Как ускорить экономический рост? Этот актуальный вопрос поднимался в начале года на Гайдаровском форуме — 2021, в рамках которого министр финансов Российской Федерации А. Г. Силуанов подчеркнул, что «задача любого государства — это повышение благосостояния граждан, обеспечение роста их доходов, повышение качества потребляемых ими услуг. И самый главный инструмент решения этой задачи — экономический рост».

Еще Пол Майкл Ромер, основоположник модели Эрроу — Ромера и ведущий разработчик теории нового роста, отмечал, что основным фактором экономического роста является рост капиталовложений в НИОКР и инвестиции в человеческий капитал. Именно этим мы и руководствовались, формируя городской бюджет на 2021–2023 годы. Так, расходы на государственную программу «Развитие образования в Санкт-Петербурге» в 2021 году составляют более 167 миллиардов рублей, или 22,5% от общего объема расходов бюджета. Если же к ним прибавить расходы по госпрограммам «Развитие здравоохранения» и «Социальная поддержка граждан», и вовсе получится больше половины расходов городского бюджета.

15% расходов Санкт-Петербурга составляет бюджет развития

Одновременно важным для нас является принцип сбалансированного распределения финансовых ресурсов между текущими расходами и расходами развития. Стараясь концентрировать ресурсы на реализации важных для города проектов, приоритетных для жителей проблем, мы поддерживаем расходы развития региона на уровне не ниже 15%.

Помимо стимулирования экономического роста, который обеспечивает устойчивое развитие региона, мы считаем необходимым уделять больше внимания улучшению администрирования доходов и поиску новых подходов к формированию бюджета, совершенствованию эффективности бюджетных расходов, ориентируясь в том числе и на лучшие зарубежные практики. Важной задачей, в частности, является для нас борьба с теневыми доходами, неформальной занятостью. Резервы есть, но необходимы новые подходы, часть из которых требует существенных законодательных изменений на федеральном уровне. Без этого существенного прогресса будет достигнуть крайне сложно.

При формировании бюджета на следующую трехлетку мы будем учитывать результаты обзоров бюджетных расходов. Таким образом, мы сможем изменить некоторые механизмы для достижения необходимого результата либо перенаправить высвобожденные, недостаточно эффективно используемые ресурсы на решение важных для города задач. Этот инструмент также позволит исключить практику линейного сокращения бюджетных расходов в кризисные периоды.

Важным направлением работы для всех органов власти, и прежде всего финансовых органов, должна стать цифровая трансформация, в процессе которой должны быть переосмыслены все существующие бизнес-процессы, достигнут существенный рост производительности труда в государственном секторе, в том числе за счет внедрения современных технологий.

Для обеспечения доступности и открытости информации о бюджете для жителей мы продолжаем обновлять портал «Открытый бюджет Санкт-Петербурга». На ресурсе любой желающий может получить информацию о направлениях расходования средств, узнать о планах развития города и о текущем исполнении бюджета, посмотреть материалы по бюджету, ознакомиться с интерактивной картой. Именно карта является, с нашей точки зрения, наиболее удобным и понятным инструментом. Введя на сайте свой адрес или нажав на кнопку определения геолокации, любой житель может посмотреть, как будет меняться город вокруг. По ряду объектов предоставлена возможность в онлайн-режиме наблюдать за их строительством посредством установленных на них камер видеонаблюдения. Открытость — одно из приоритетных направлений нашей деятельности. Нам необходимо продолжать конструктивный диалог с жителями города, спрашивать их мнение — благодаря этому город будет развиваться.

Поделиться