Версия для печати 886 Материалы по теме
Проблемы есть, но к трудностям готовы

На сегодняшний день Ленинградская область принимает участие в реализации 11 национальных проектов. Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку и введенные ограничительные меры, по итогам 2020 года регион продемонстрировал высокую готовность к трудностям и по большому счету справился с задачами. Более 96% средств, предусмотренных для достижения национальных целей, было освоено.

Роман Иванович МАРКОВ, первый заместитель председателя Правительства Ленинградской области — председатель Комитета финансов

В 2020 году на реализацию нацпроектов в Ленинградской области было предусмотрено 15,09 миллиарда рублей, из них средств регионального бюджета — 9,54 миллиарда рублей, федерального бюджета — 5,55 миллиарда рублей. Больше всего ресурсов было выделено на нацпроекты «Жилье и городская среда» — 5,257 миллиарда рублей, «Демография» — 4,196 миллиарда рублей. По итогам 2020 года средства освоены в сумме 14,55 миллиарда рублей — 96,4% от плановых назначений. При этом федеральные деньги использованы на 99,9%.

В прошлом году регион в полном объеме выполнил задачи, поставленные перед ним в рамках реализации национальных проектов «Культура», «Цифровая экономика», «Образование», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт».

Наименьший процент исполнения в 2020 году сложился по федеральному проекту «Спорт — норма жизни» национального проекта «Демография» (69%). Работы по строительству плавательного бассейна в рамках концессионного соглашения были приостановлены в связи с введением ограничительных мер из-за распространения новой коронавирусной инфекции, а также вследствие закрытия границ и замедления логистических потоков по поставке сложного технологического оборудования. Сроки проведения работ по объекту были увеличены и перенесены на 2021 год. Не состоялся ряд запланированных физкультурных мероприятий — они были отменены по причине распространяющейся инфекции.

Лучшие практики Ленобласти

Минстрой России формирует Федеральный реестр лучших практик по благоустройству, реализованных в субъектах РФ. Этот опыт многие регионы берут на вооружение при исполнении федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». В конкурсном отборе лучших практик Ленинградская область традиционно входит в число лидеров, а по итогам 2020 года регион занял первое место. В реестр вошло 12 реализованных в Ленобласти проектов по благоустройству. Среди них — городские набережные, спортивные зоны со скейт-парками, общественные территории.

Недостаток средств

При реализации нацпроектов основная проблема региона — в недостаточном объеме средств, распределяемых из федерального бюджета на софинансирование мероприятий. Поэтому для достижения установленных федеральными проектами и соглашениями целевых показателей региону приходится выделять значительные дополнительные средства из областного бюджета.

48.jpg

К примеру, федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» призван решить вопросы повышения комфортности общественных пространств и среды проживания. И такой запрос от населения региона существует — об этом свидетельствует рост обращений администраций муниципальных образований, желающих и готовых участвовать в реализации федерального проекта. Однако возможность региона полностью удовлетворить нарастающую потребность отсутствует из-за ограниченности финансовых ресурсов. При этом Ленинградская область выделяет собственных средств на этот проект практически в четыре раза больше, чем это требуется в соответствии с установленным Правительством РФ уровнем софинансирования. Из отобранных по условиям федерального проекта для финансирования в 2021 году проектов благоустройства, которые прошли предварительное согласование с жителями, невозможно исключить отдельные виды работ и объекты для сокращения расходов. Это вызовет неудовлетворенность жителей результатом реализации проектов благоустройства территорий. Регион прилагает все возможные усилия для достижения значений показателей, установленных паспортом национального проекта и входящего в него федерального проекта. При этом руководство региона настоятельно рекомендует администрациям муниципальных образований направить внимание на сохранение и поддержание в привлекательном виде вновь созданных и уже имеющихся в наличии объектов благоустройства, чтобы не дискредитировать идею о комфортном и благоустроенном поселении, заложенную изначально в указе Президента РФ № 204.

50.jpg

Планируемый объем ввода жилых домов в рамках реализации федерального проекта «Жилье» должен быть обеспечен объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в соответствии с утвержденными нормативами. При этом в нормативные правовые акты РФ внесены изменения, которыми в дальнейшем не предусматривается предоставление федеральной субсидии на строительство объектов социальной инфраструктуры в рамках мероприятий по стимулированию развития программ жилищного строительства субъектов РФ. Конечно, это негативно отразится на степени обеспеченности жителей новых микрорайонов объектами социального назначения. Считаем крайне необходимым вернуться к ранее утвержденному порядку предоставления федеральной субсидии на указанные цели. Без финансовой поддержки Федерации регионам будет сложно обеспечить комфортные условия проживания и доступность объектов социального назначения в новых микрорайонах. Мы неоднократно направляли предложения о рассмотрении данного вопроса в Минстрой России.

49.jpg

Аналогичная ситуация складывается с национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Доходы дорожного фонда Ленинградской области формируются из таких источников, как акцизы на бензин, штрафы за нарушения ПДД, транспортный налог и другие. Тем не менее область ежегодно вынуждена выделять дополнительный объем средств, поскольку этих доходов недостаточно для выполнения целевых показателей, утвержденных соглашениями в рамках национального проекта.


Проблемы взаимодействия

При реализации нацпроектов регион сталкивается и с проблемами взаимодействия всех участников процесса. Это касается корректировки федеральных нормативных правовых актов, проведения конкурсных процедур и последующего отслеживания реализации мероприятий. Например, одним из факторов, замедляющих реализацию национальных проектов, является несвоевременная актуализация требований к мероприятиям, проводимым субъектами РФ.

51.jpg

С этой проблемой Ленинградская область столкнулась при реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Несвоевременное утверждение планируемых к внесению изменений в соответствующие нормативные правовые акты Минэкономразвития России может повлечь за собой снижение эффективности проводимой регионом работы.

52.jpg

Мониторинг

Финансовый орган области проводит еженедельный мониторинг реализации национальных проектов на региональном и муниципальном уровнях. Эта работа позволяет нам консолидировать информацию о кассовом исполнении, заключенных соглашениях о предоставлении межбюджетных трансфертов, соглашениях о предоставлении субсидий юридическим лицам, заключенных государственных контрактах и договорах, принятых бюджетных обязательствах, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок извещениях об осуществлении закупки. Информация о фактических показателях формируется в автоматическом режиме по данным централизованной информационной системы «Управление бюджетным процессом Ленинградской области», ЕИС и отчетным данным, размещаемым на едином портале бюджетной системы РФ.

Выявляемые мониторингом риски неисполнения мероприятий нацпроектов рассматривают на кадровом совете при губернаторе Ленинградской области и заседании организационного штаба по управлению проектами под председательством главы региона. Итогом обсуждения становятся перечни мер, направленных на минимизацию рисков неисполнения мероприятий нацпроектов, которые поступают на исполнение в региональные органы государственной власти.

Результаты проводимого мониторинга также используются при подготовке ответов на запросы контрольно-надзорных органов — информация регулярно направляется в прокуратуру Ленинградской области, Отделение по Ленинградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

При этом важным моментом успешной реализации нацпроектов мы считаем организацию постпроектного мониторинга, включающего в себя контроль за событийным рядом реализации мероприятий. Проводить этот мониторинг следует вплоть до получения социального эффекта от реализации того или иного проекта. Данная мера позволяет оценить эффективность реализуемых мероприятий и повысить практическую значимость достигнутых итогов. А это, в свою очередь, обеспечит социально-экономическое развитие региона, а также повысит уровень жизни населения.

Нацпроекты в 2021 году

Что касается текущей ситуации, то в 2021 году на реализацию нацпроектов предусмотрено 16,38 миллиарда рублей. В том числе средства областного бюджета составляют 9,92 миллиарда рублей, федерального — 6,46 миллиарда рублей. На сегодняшний день исполнение составляет 15% от плановых назначений. Субсидии в рамках реализации федеральных проектов «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» и «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры» уже перечислены в полном объеме.

Учитывая возможности достижения прогнозных показателей доходной части бюджета Ленобласти, можно утверждать, что существует явная необходимость корректировки целевых значений показателей проектов

Однако существует риск недостижения некоторых показателей по объективным причинам. Паспорта национальных проектов были утверждены еще до пандемии. Сейчас же по оценке возможности достижения прогнозных показателей доходной части областного бюджета на основе умеренно консервативного сценария развития ситуации в экономике мы видим, что существует явная необходимость корректировки целевых значений по проектам.

Например, в этом году сохранился риск недостижения показателей рождаемости в рамках регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» национального проекта «Демография». Из-за сложившейся демографической ситуации в области, связанной в том числе и с особенностями ее расположения (вблизи города Санкт-Петербурга), утвержденные показатели являются завышенными (недостижимыми). Также сохраняется риск недостижения показателя «Розничная продажа алкогольной продукции на душу населения» в рамках национального проекта «Демография», так как установленный Минздравом России базовый показатель не учитывает розничную продажу алкогольной продукции объектами общественного питания.

Тем не менее регион готов выполнять поставленные перед ним задачи. Мы тщательно прогнозируем возможные трудности и максимально готовы к ним. Достаточно успешная экономическая деятельность региона в сложной экономической ситуации позволяет нам рассчитывать на то, что результаты реализации национальных проектов в 2021 году будут не менее высокими, чем в предыдущий период.

Поделиться