№ 5 май 2021 — 12 мая 2021

С учетом рисков

Версия для печати 857 Материалы по теме
С учетом рисков

Казначейство России постоянно совершенствует процедуры планирования и осуществления контрольных полномочий. Основная цель этой деятельности — переход от всеобъемлющего, тотального контроля к точечному, риск-ориентированному. Контроль должен быть интенсивным в отношении объектов контроля и направлений их деятельности, которые являются наиболее рискоемкими.

Оксана Александровна БЕЛЯЕВА, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области

План в условиях пандемии

В 2019 году при формировании плана контрольных мероприятий на 2020 год УФК по Амурской области (Управление) в соответствии с методикой отбора контрольных мероприятий[1] провело масштабную работу по сбору информации об объектах контроля, ее анализу и отбору рискоемких объектов. План получился грандиозным. Первый его раздел включал выполнение 17 централизованных заданий (позже было добавлено 18-е), в рамках которых планировалось 48 объектов контроля. Второй раздел содержал 20 пунктов и предполагал проведение 24 контрольных мероприятий (рисунок 1).

57.jpg

Прошлый год внес серьезные коррективы в выполнение функций по контролю, в том числе в финансово-бюджетной сфере. В итоге по независящим от контролирующих органов причинам оценить эффективность риск-ориентированного планирования в полной мере не получилось.

С учетом положений постановления Правительства РФ № 438[2] с 6 апреля 2020 года приказами Управления назначенные к проведению плановые контрольные мероприятия были приостановлены в связи с невозможностью их проведения по причинам, не зависящим от проверочной группы, в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) и вплоть до стабилизации ситуации. На тот момент (то есть по состоянию на 6 апреля 2020 года) Управление уже завершило десять контрольных мероприятий, из них восемь плановых и два внеплановых.

Следующие три месяца 2020 года контрольная деятельность непосредственно на объектах контроля не осуществлялась. Мы жили в ожидании изменений (уточнений) в постановление № 438 в части исключения распространения его ограничений на проводимый Федеральным казначейством контроль в финансово-бюджетной сфере.

Методологическая работа

Незапланированный перерыв в контрольной деятельности специалисты контрольного блока использовали для повышения уровня профессиональных знаний. В частности, изучили новые федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. В результате с учетом опыта ревизорской работы Управление подготовило пакет отдельных вопросов применения стандартов и предложений по их совершенствованию.

Кроме того, мы направили в центральный аппарат предложения по совершенствованию проектов ведомственных стандартов:

  • порядок анализа рисков при планировании контрольных мероприятий в рамках осуществления внутреннего государственного финансового контроля;
  • планирование контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, проводимых Федеральным казначейством и управлениями Федерального казначейства по субъектам РФ;
  • порядок привлечения независимых экспертов (сотрудников экспертных организаций), специалистов иных государственных органов, специалистов федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» к участию в контрольных мероприятиях.

Внеплановые проверки

Только в конце июня 2020 года контролеры смогли вернуться к привычному формату работы. Управление назначало внеплановые выездные проверки по каждому конкретному поручению Федерального казначейства в соответствии с требованиями Генеральной прокуратуры. В том числе было проверено предоставление и использование иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов РФ, входящих в состав ДФО в рамках госпрограммы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа».

Конечно, Управление проводило внеплановые выездные проверки с учетом текущих мер (мероприятий) и ограничений, принимаемых органами исполнительной власти Амурской области, направленных на снижение рисков и недопущение распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Проверки были организованы и проведены в сложных условиях, но тем не менее риск-ориентированный подход при отборе объектов контроля дал хорошие результаты. Итоги проверок предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» представлены на рисунке 2, а на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов РФ, входящих в состав ДФО, — на рисунке 3.

58.jpg

59.jpg

Итоги 2020 года

Позже, после внесения изменений[3] в пункт 6 постановления № 438, были назначены плановые проверки в форме камеральных, поскольку согласно указаниям Федерального казначейства общение с объектами контроля возможно было только в дистанционном формате. Сложность проведения таких проверок заключалась в невозможности применения методов фактического контроля (когда контрольные действия проводятся путем осмотра, пересчета, экспертизы, контрольных замеров) при проверках предоставления и использования средств федерального бюджета на строительство (реконструкцию), приобретение, капитальный ремонт объектов недвижимого имущества. Полноценные контрольные мероприятия в этих условиях провести было невозможно.

Учитывая, что до конца года оставалось не много времени, Управление провело анализ запланированных ранее контрольных мероприятий и отбор наиболее рискоемких объектов контроля с целью оптимизации использования трудовых и временных ресурсов на выполнение централизованных заданий, внеплановых поручений и минимизации риска неисполнения контрольных мероприятий во втором полугодии 2020 года. Таким образом, в 2020 году из 18 централизованных заданий Федерального казначейства исполнено только семь (11 заданий отменено), из 20 пунктов второго раздела плана выполнено только четыре (по 16 пунктам по указанию или по согласованию с Федеральным казначейством запланированные, но неначатые контрольные мероприятия не проводились, приостановленные контрольные мероприятия были отменены в связи с невозможностью их проведения). Результаты контроля в финансово-бюджетной сфере в 2020 году представлены в таблице.

60.jpg


Планирование по стандарту

Планирование контрольных мероприятий на 2021 год осуществлялось уже с учетом положений федерального стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2020 года № 208. Было необходимо заполнить разработанные Федеральным казначейством расчетные таблицы по идентификации принадлежности потенциальных объектов контроля и (или) направлений их деятельности к категории риска и определению критериев «существенность последствий нарушения» (далее — критерий «существенность») и «вероятность допущения нарушения» (далее — критерий «вероятность»). Для этого Управление провело полномасштабную работу по сбору информации о подконтрольных объектах с использованием всех информационных источников. В первую очередь это автоматизированная система Федерального казначейства, «Электронный бюджет», СПАРК, ЕИС «Мониторинг», ЕГРЮЛ и другие.

Задачи 2021 года

Если говорить о задачах контроля в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, то об их масштабах говорят плановые цифры. Первый раздел плана контрольных мероприятий УФК по Амурской области включает выполнение 19 централизованных заданий, в рамках выполнения которых планируется проверить 52 объекта контроля. Второй раздел содержит девять пунктов, предполагающих девять контрольных мероприятий. Общее число проверок пока окончательно не определено, поскольку зависит от количества доведенных централизованных заданий.

В первом квартале 2021 года завершено 32 контрольных мероприятия, что превышает общее количество проверок, проведенных за весь 2020 год. Из них десять — внеплановые контрольные мероприятия, в том числе:

восемь внеплановых проверок использования средств на приобретение лекарственных препаратов для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией и средств индивидуальной защиты, на дополнительные выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, в соответствии с распоряжениями Правительства РФ;

два внеплановых обследования, определяющих фактическое наличие товарно-материальных ценностей, поставленных Центром специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ при реализации мероприятий федерального проекта «Безопасность дорожного движения» в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Задачей на 2021 год является осуществление контроля в финансово-бюджетной сфере с активным применением на практике механизма дистанционного взаимодействия, а также технологии удаленного доступа. Развитие цифровой экономики в России влечет за собой цифровизацию контрольно-надзорной деятельности всех органов финконтроля. Поэтому благодаря принятым новым федеральным стандартам уже создается эффективный механизм осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в условиях цифровой экономики. При его внедрении выборка документов и информации в необходимом формате в электронном виде будет формироваться автоматически. Это позволит сократить время на подготовку запросов и получение данных от объекта контроля, минимизируя тем самым бумажный документооборот. Уже сегодня применение электронной подписи на документах и иной информации, содержащейся в программных продуктах объекта контроля, обеспечивает требуемый уровень защиты передаваемых данных, снижает коррупционный риск и повышает эффективность и качество осуществления контрольных мероприятий.



[1] Методика отбора контрольных мероприятий при формировании планов контрольных мероприятий Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере, утвержденная приказом Федерального казначейства от 26 декабря 2018 года № 433.

[2] Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[3] Изменения внесены постановлением Правительства РФ от 28 июля 2020 года № 1129.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно