Управление Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Управление) в настоящее время приняло от 193 финансовых органов регионов полномочия по контролю, предусмотренному частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ. О том, как организован этот контроль и насколько он эффективен, читайте в статье.
Андрей Яковлевич СЕРКОВ, начальник отдела функционирования контрактной системы Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Закон № 44‑ФЗ предусматривает несколько видов контроля в сфере закупок. Одно из направлений деятельности Федерального казначейства — контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения, включенного в планы-графики, над финансовым обеспечением для осуществления закупок. Порядок проведения контроля утвержден постановлением Правительства РФ от 6 августа 2020 года № 1193, согласно которому субъектами контроля Федерального казначейства являются органы власти федерального уровня, учреждения и предприятия федерального уровня. Субъекты контроля региональных и муниципальных финорганов — органы власти, учреждения и предприятия регионального и муниципального уровней соответственно.
В настоящее время участники закупочных процедур практически все юридически значимые действия производят при помощи сервисов ЕИС в сфере закупок. Поэтому часть документов проходит контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления закупок в автоматизированном режиме в самой ЕИС:
1) извещения об осуществлении закупок;
2) протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) проекты контрактов, направляемых с использованием ЕИС участникам закупок, с которыми заключаются контракты.
Однако проверка других обязательных для контроля документов осуществляется в ручном режиме. Например, заказчики обязаны направлять информацию о заключенных контрактах с пакетом определенных документов в реестр контрактов. До размещения информации и документов в реестре органы Федерального казначейства и финорганы проверяют заполненные формы на соответствие требованиям нормативных правовых актов. Порядок такой проверки утвержден постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1084.
Законодательство РФ предусматривает для финорганов регионов и муниципалитетов возможность передачи своих полномочий по указанному контролю Федеральному казначейству и его территориальным органам. И практика показывает, что финорганы заинтересованы в этой передаче. В случае заключения соглашений к Федеральному казначейству переходят полномочия по контролю заказчиков регионального и муниципального уровней.
При этом Федеральному казначейству вместе с полномочиями по контролю и проверке должны быть переданы отдельные функции по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета):
- открытие и ведение лицевых счетов субъектов контроля, являющихся получателями бюджетных средств, а также лицевых счетов для учета операций со средствами субъектов контроля, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями;
- доведение до субъектов контроля, являющихся получателями бюджетных средств, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования;
- учет бюджетных обязательств на лицевых счетах субъектов контроля, являющихся получателями бюджетных средств.
Практика Управления
Управление на протяжении нескольких лет ведет активную и достаточно эффективную работу с финорганами указанных субъектов РФ. В Архангельской области — 191 финорган, в Ненецком АО — 21. Управление поэтапно приняло полномочия от 189 финансовых органов области и от четырех — округа. Два финансовых органа Архангельской области и 17 финорганов муниципальных образований в Ненецком АО предпочли самостоятельно осуществлять полномочия по контролю.
Низкая выявляемость — показатель профессионализма?
В течение 2020 года в Управление поступило 327,8 тысячи объектов контроля. Из них 19% — документы федеральных заказчиков, 53% — региональных, 28% —муниципальных. Таким образом, более 80% поступивших документов прошли контроль в рамках переданных финорганами полномочий. Несоответствия заполненных форм требованиям законодательства были выявлены в 17% документов федеральных заказчиков, в 15% документов региональных заказчиков, в 23% документов муниципальных заказчиков. Что касается проверок финорганов, то несоответствия ими были выявлены в 7% проверенных документов. Причем из 19 не передавших полномочия финансовых органов недостатки были обнаружены только тремя.
Такого рода статистика может говорить о высоком качестве подготовки отчетных документов субъектами закупочной деятельности и четкости исполнения технологических регламентов ЕИС. Но важно принимать во внимание и тот факт, что муниципальные образования Архангельской области и Ненецкого АО имеют небольшой штат местных администраций. Поэтому практически во всех финорганах одни и те же должностные лица вынуждены осуществлять как подготовку необходимых документов, так и их последующую проверку. То есть субъект контроля и орган контроля нередко совпадают, что объясняет низкий процент выявленных финорганами в 2020 году ошибок.
Кроме того, важно понимать, что до 1 июля 2021 года финорганы (в отличие от органов Федерального казначейства) не осуществляют проверку сведений об исполнении контракта и о его расторжении, указанная информация сразу размещается в реестре контрактов. По опыту отметим, что именно в этой информации заказчики допускают большое количество ошибок.
Перепроверка
УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ежегодно проводит мониторинг качества контроля, который исполняют не передавшие полномочия финорганы. Сотрудники Управления перепроверяют включенные в реестр контрактов информацию и документы по заключенным контрактам.
К примеру, по результатам последнего мониторинга сотрудники Управления пришли к выводу, что в 2020 году финорганы должны были отказать во включении информации и документов в реестр контрактов в 80% случаев. По факту это не произошло, и в реестр контрактов ЕИС были внесены документы, не соответствующие в полной мере требованиям действующих нормативных правовых актов. Основные нарушения следующие:
- неверное указание срока исполнения контракта в информации о контракте;
- несоответствие идентификационного кода закупки или его полное отсутствие в контракте;
- несоответствие наименования объекта закупки, количества и единиц измерения в контракте и в информации о контракте.
В пользу передачи полномочий
По мнению Управления, оптимальный вариант ведения реестра контрактов в ЕИС — это проверка включаемых в него информации и документов одним органом контроля. Преимущества при этом следующие:
- формирование единой правоприменительной практики;
- более высокий уровень качества контроля, проводимого незаинтересованными должностными лицами в сравнении с самоконтролем;
- повышение финансовой дисциплины, поскольку вместе с полномочиями по контролю в органы Казначейства России передаются и отдельные функции по исполнению бюджета.
Результаты попадают в прокуратуру
Результаты мониторинга достоверности сведений в реестре контрактов Управление оперативно в рамках межведомственного взаимодействия направляет в органы прокуратуры РФ по Архангельской области и Ненецкому АО. По итогам рассмотрения информации прокуратура в отношении должностных лиц органов местного самоуправления выносит представления с требованиями об устранении нарушений и недопустимости их совершения впредь.