№ 5 май 2021 — 12 мая 2021

ГЧП и городская экономика

Версия для печати 971 Материалы по теме

Национальный центр ГЧП составил рейтинг городов по уровню развития государственно- частного партнерства. Презентация итогов рейтинга проходила в онлайн-формате с участием представителей ВЭБ.РФ, Национального центра ГЧП, а также руководителей городов, вошедших в топ-10.

Рейтинг городов по уровню развития разработан впервые. При его подготовке эксперты проанализировали, как города используют механизмы ГЧП для развития своей инфраструктуры. Анализ также помог определить основные факторы, препятствующие привлечению муниципалитетами внебюджетных средств. Оценку прошли 189 проектов, общая стоимость которых составила 321,7 миллиарда рублей. Отметим, что Москва и Санкт-Петербург в исследование не вошли из-за «несоразмерного объема городской экономики и доходной части». Помимо проектных показателей при расчете рейтинга составители учитывали наличие у городских команд управленческих компетенций в сфере ГЧП, состояние нормативно-правовой базы и условия, созданные для привлечения частных инвесторов.

В фокусе — городская экономика

Генеральный директор Национального центра ГЧП П. Л. Селезнев, открывая дискуссию, посвященную результатам исследования, отметил, что основная цель формирования рейтинга — стимулировать городские власти к более активному привлечению инвестиций в инфраструктуру. «Мы бы очень хотели, чтобы города, не вошедшие в топ-10, изучив опыт лидеров, приближались к стандартам качества, которые при реализации городских инфраструктурных проектов задает ВЭБ.РФ», — отметил Селезнев. Он также выразил надежду на то, что данный рейтинг со временем станет эффективным инструментом позиционирования городов.

Важно подчеркнуть, что в рейтинге учитываются и компетенции команд. «Мы понимаем, что компетенции сегодня — это самое главное, — подчеркнул эксперт. — И собственно, те города, в которых качественно и на современном уровне выстроено проектное управление, и являются лидерами данного рейтинга».

Первый заместитель председателя — член правления ВЭБ.РФ Н. В. Цехомский отметил, что развитие городской экономики сегодня находится в центре внимания ВЭБ.РФ. Почему именно эта тема попала в фокус института развития? Все дело в том, что в настоящее время повестка повышения качества жизни россиян является ключевой. Цели правительства до 2030 года строятся вокруг человека — его здоровья, благополучия, самореализации, безопасной качественной среды проживания. В связи с этим на первый план выходят задачи, связанные с развитием инфраструктуры, образования, здравоохранения. Сегодня большинство (более 70%) населения России живет в 1115 городах. Таким образом, развитие экономики городов — крайне важная сфера в вопросе качественного изменения жизни граждан. «Поскольку ВЭБ не может охватить все города, мы решили сосредоточиться на 100 крупнейших, в которых проживает примерно треть населения страны, — рассказал спикер. — Мы уже несколько лет решаем эту задачу, и многое сделано. Но и впереди еще большой путь».

В правительстве активно ведется работа по формированию как фронтальной, так и отраслевых стратегий развития экономики. По словам Цехомского, в этих документах много внимания уделяется пониманию того, как будут развиваться все технологические отрасли России. Помимо этого, на первый план выходит задача развития инфраструктуры страны, а также таких сфер, как образование, здравоохранение. Эти темы рефреном будут представлены во всех стратегических документах.

Какова же роль ВЭБ в реализации национальных целей? «Задача ВЭБ.РФ — организовать внебюджетное финансирование таких проектов. Мы собираемся структурировать сделки в сфере городской экономики, предоставлять возвратное финансирование вместе с коммерческими банками, а также оказывать проектам иные меры поддержки», — обозначил зампредседателя. По его словам, сегодня также крайне важно понимать, в каких секторах существует большая потребность в таких проектах.

Основы системы управления проектами ГЧП

Исполнительный директор Национального центра ГЧП М. В. Ткаченко рассказал, что еще в 2015 году с коллегами из Сургута он попытался сформулировать стандарты муниципального частного партнерства. То есть определить набор действий, мероприятий, элементов в системе городского управления, которые отвечали бы идеальному подходу к формированию системы управления проектами ГЧП. «Мы пришли к выводу, что эта система должна базироваться на трех китах. А именно: необходимо наличие лица, принимающего решение (глава муниципального образования), уполномоченного органа в сфере ГЧП, проактивной позиции органов власти, отвечающих за развитие инфраструктуры, — отметил Ткаченко. — Шестеренками в этом механизме являются меры поддержки, информационная открытость, специалисты, имеющие соответствующие компетенции». Впоследствии данные наработки были рассмотрены уже через призму государственной программы «Развитие городской среды» и заново переосмыслены. В итоге на их основе сформулированы критерии, которые хорошо и правильно характеризуют готовность города работать с инфраструктурными проектами на принципах ГЧП и которые были использованы при разработке рейтинга. По словам спикера, концептуально эти показатели делятся на две группы: опыт и среда. «Опыт мы оценивали по реализуемым проектам, прошедшим стадию коммерческого закрытия», — рассказал исполнительный директор. При разработке рейтинга эксперты анализировали классические концессии, соглашения о муниципальном частном партнерстве, а также сервисные контракты, договоры аренды с инвестиционными обязательствами, если они соответствовали по своей сути признакам ГЧП. В поле зрения не попали проекты с объемом инвестиций менее 2 миллионов рублей, соглашения, срок реализации которых менее трех лет, и соглашения, заключенные более десяти лет назад.

По итогам анализа из 100 городов был сформирован топ-10 муниципалитетов, суммарный вес проектов которых обеспечивает привлечение 166,1 миллиарда рублей инвестиций, то есть более половины от общего объема инвестиций топ-100. Представляя топ-10, Ткаченко обратил внимание на институциональную базу Сургута, Нижневартовска, Самары и Южно-Сахалинска. «Они лучшие с точки зрения нормативно-правовой базы, регуляторных условий. С точки зрения количества проектов лидерами стали Новосибирск, Сургут, Воронеж. Плюс ко всему в этих городах есть уникальные практики, которые раньше нигде не встречались», — подчеркнул Ткаченко.

Результат рейтинга

Итак, лидером рейтинга стал Сургут. Он реализует шесть ГЧП-проектов на общую сумму 8,6 миллиарда рублей. Как отметил заместитель главы города Сургута А. М. Кириленко, власти уделяют большое внимание инвестиционной открытости. Также в городе налажена система межведомственного взаимодействия, организован специальный инвестиционный совет.

Вторую строчку занял Новосибирск. Он же стал абсолютным лидером по количеству проектов — 18 проектов на 2,4 миллиарда рублей. Мэр города А. Е. Локоть отметил, что к столь эффектному результату город шел постепенно. Трудности, которые возникают при реализации МЧП-соглашений, отрабатывались сначала на небольших проектах. Благодаря этому команде Новосибирска удалось переломить негативный тренд и занять второе место в рейтинге.

Нижневартовск, который закрыл тройку лидеров, активно привлекает общественность к работе над проектами. «С 2019 года на местном уровне в городе была введена система мотивации участников проектной деятельности, которая впоследствии показала свою эффективность», — рассказал глава города В. В. Тихонов.

На четвертой строке рейтинга обосновался Волгоград. Этот город привлек наибольший объем инвестиций в проекты ГЧП — 88,9 миллиарда рублей. На пятом месте — Нижний Новгород, внедряющий в общественный городской транспорт умные технологии. Воронеж отличился налаженной системой межведомственного взаимодействия, что в конечном итоге позволило ему занять шестую строчку. Пермь, реализующую четыре проекта ГЧП на 17,5 миллиарда рублей, отметили за информационную открытость и поместили на седьмую строчку рейтинга. Самаре с одним проектом ГЧП в сфере водоснабжения на 17,2 миллиарда рублей удалось занять восьмое место благодаря развитости профильного законодательства и привлекательным для инвесторов условиям. По этому показателю город уступает лишь лидеру — Сургуту. На девятом — Южно-Сахалинск с тремя проектами на 412 миллионов рублей. В частности, город реализует первую в России концессию по созданию и эксплуатации автостоянки. Закрывает топ-10 город Барнаул с тремя проектами на 2,4 миллиарда рублей.

81.jpg

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться