25 апреля 2024 года
Регистрация
№ 5 май 2021 — 12 мая 2021

Бюджетная политика: важно устранить диспропорции

Версия для печати 927 Материалы по теме
Бюджетная политика: важно устранить диспропорции

Роль местных бюджетов в решении общегосударственных задач, направленных на повышение качества жизни населения, трудно переоценить. Именно местный бюджет максимально приближен к реальным потребностям и запросам общества, качественное удовлетворение которых дает положительную и эффективную обратную связь с жителями муниципальных образований.

Сергей Владимирович БЕЛОУСОВ, заместитель главы города-курорта Сочи, кандидат экономических наук

Базовыми и безусловными приоритетами бюджетной политики любого муниципального образования являются принципы сохранения бюджетной стабильности в условиях потенциальных возможностей экономики и реально располагаемых финансовых ресурсов. Широкий спектр мер по повышению доходного потенциала, эффективному расходованию средств бюджета и снижению долговой нагрузки на бюджет города, применяемых в Сочи, позволил нивелировать риски, связанные с определенным спадом экономики, вызванным распространением коронавирусной инфекции, и исполнить в 2020 году все принятые городом расходные обязательства.

В 2020 году на территории города во все уровни бюджета мобилизовано свыше 45 миллиардов рублей, при этом на исполнение расходных полномочий в городе осталось только 17,7% от суммы собранных доходов

Дисбаланс нарастает

Вместе с тем важно отметить, что при исполнении бюджета города дисбаланс между объемом расходных полномочий и источниками их финансового обеспечения становится очевидным. Бюджет Сочи на 2021 год принят с дефицитом. Превышение его расходной части над доходной составляет 694,6 миллиона рублей. Нормативы отчислений доходных источников, установленные в рамках налогового и бюджетного законодательства, увеличивают финансовую зависимость местных бюджетов от бюджетов вышестоящих уровней.

По итогам 2020 года на территории города во все уровни бюджета мобилизовано свыше 45 миллиардов рублей, при этом на исполнение расходных полномочий муниципалитета в городе осталось только 17,7% от общей суммы собранных доходов (8 миллиардов рублей). Остальное же, почти 61%, поступило в бюджет региона и, более 21%, в федеральный бюджет. Следует отметить, что объем средств от доходных источников, остающихся в городе, от общей суммы доходов, мобилизованных на территории муниципалитета за последние десять лет, имеет тенденцию к уменьшению. Так, в 2010 году доля остающихся в городе доходов в общей сумме доходов, собранных на территории муниципального образования, составляла 28,6%.

Да, мы видим, что объем финансовой поддержки из регионального бюджета в бюджет города Сочи ежегодно растет. Между тем при темпе роста безвозмездных поступлений в 2020 году относительно 2010 года на 10% такой показатель, как бюджетная обеспеченность доходными источниками в расчете на одного жителя, снизился на 7% (с 33,5 тысячи рублей в 2010 году до 31,3 тысячи рублей в 2020 году (таблица)). Данный фактор обусловлен миграционным приростом населения города. Относительно 2010 года численность сочинцев увеличилась более чем на четверть (27,9%). Таким образом, для полного и качественного исполнения расходных обязательств в условиях недостаточности собственных финансовых ресурсов муниципальному образованию приходится систематически обращаться в вышестоящие бюджеты за дополнительными бюджетными ассигнованиями.

101.jpg

Недофинансированные полномочия

Отдельным проблемным вопросом следует выделить исполнение на территории города переданных государственных полномочий, финансовое обеспечение которых в условиях утвержденных объемов субвенций является крайне недостаточным. Например, задача по обеспечению жильем детей-сирот. Эффективно решить ее при установленном нормативе стоимости жилья, который в разы ниже сложившейся рыночной стоимости недвижимости на территории города, весьма затруднительно. Средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Краснодарском крае на первый квартал 2021 года утверждена Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в размере 46 811 рублей. При этом средняя рыночная стоимость одного квадратного метра по первичному и вторичному жилью в первом квартале 2021 года в городе Краснодаре составляет 80 643 рубля (расчет Н(М)ЦК произведен на основании семи ценовых предложений). Таким образом, стоимость жилых помещений по городу Краснодару превышает в 1,7 раза среднюю стоимость жилых помещений в крае. Вместе с тем в Сочи в обозначенный период фактическая средняя рыночная стоимость одного квадратного метра составляет порядка 170 тысяч рублей. Это в 3,6 раза выше утвержденной средней стоимости квадратного метра жилого помещения в Краснодарском крае. Полученная разница в ценах отражается дополнительной нагрузкой на местный бюджет по переданным муниципалитету полномочиям.

Безусловно, работа, проводимая в городе Сочи по повышению доходного потенциала, приносит положительные результаты. Они выражены в динамике поступлений доходов в местный бюджет. Однако при всей действенности принимаемых мер они недостаточны, чтобы обеспечить все потребности муниципалитета, ввиду сохранения диспропорции между задачами, стоящими перед органами местного самоуправления и уровнем финансового обеспечения, необходимого для их эффективного решения.

115.jpg

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно