Решение о проведении в России зимних Олимпийских игр 2014 года стало отправной точкой для развития нового Сочи. За последующие годы город радикально поменял свой облик, структуру экономики, став современным санаторно-курортным комплексом, услугами которого пользуются миллионы россиян. Для того чтобы удержать эту позицию, город-курорт и дальше должен развивать свою инфраструктуру. Сегодня Администрация Сочи прорабатывает разные сценарии решения данной задачи.
Татьяна Валентиновна МАКАРОВА, директор департамента экономики и стратегического развития Администрации города-курорта Сочи
За последние восемь лет структура экономики Сочи претерпела определенные изменения. До 2013 года основной вклад в экономику города и формирование доходной части бюджетов всех уровней обеспечивал строительный комплекс, доля которого достигала 47%. Основной объем строительных работ обеспечивался за счет реализации федеральной Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта.
Как видно из таблицы, на
В постолимпийский период базовой отраслью экономики стал санаторно-курортный комплекс, который дает мультипликативный эффект развития смежных отраслей — торговли, услуг, транспорта. Оборот экономики города-курорта по итогам 2020 года превысил 321,1 миллиарда рублей, снижение к 2019 году составило 7,2% (рисунок 1). Стоит отметить, что половину объема оборота обеспечивает розничная торговля, на долю же базовой отрасли — санаторно-курортного комплекса — приходится 14% оборота сочинской экономики, или 50 миллиардов рублей (рисунок 2).
В текущем году мы прогнозируем восстановительный рост городской экономики после пандемии не ниже среднекраевого уровня 104,5% начиная со второго квартала текущего года. Что касается прошлого года, то проведенный мониторинг деятельности крупных субъектов городской экономики показал увеличение объемов производства почти на 6%, что в стоимостном выражении составляет 220 миллиардов рублей. Также рост продемонстрировали сельскохозяйственные организации, предприятия общественного питания, инженерной инфраструктуры, торговли, информации и связи, строительства. Вместе с тем снизились обороты крупных организаций в обрабатывающем производстве (на 36%), образовании (на 18%), санаторно-курортном комплексе (на 14%), транспорте (на 2,5%).
Ситуация с безработицей
Демографические показатели в городе на протяжении последних лет имеют тенденцию к росту. Исключение составляет 2015 год, когда был зафиксирован миграционный отток населения. Сегодня численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в Сочи превышает 286 тысяч человек (рисунок 3) .
Среднемесячная заработная плата в Сочи в 2020 году составила 44,3 тысячи рублей и в текущем году сохранится на этом же уровне. А вот отраслевая структура занятости претерпела изменения. Если до 2013 года лидером рынка занятости была строительная отрасль, то с 2014 года произошло перераспределение занятости в пользу секторов, оказывающих услуги, — торговли, санаторно-курортной отрасли, гостиниц, ресторанов.
В постолимпийский период базовой отраслью экономики Сочи стал санаторно-курортный комплекс, который дает мультипликативный эффект развития смежных отраслей — торговли, услуг, транспорта
Отдельно следует отметить ситуацию на рынке труда (рисунок 4). Динамика показателя по годам объясняется высвобождением рабочей силы в связи с окончанием строительства олимпийских объектов, вследствие чего, в частности, произошло снижение числа трудоспособного населения в 2015 году. Существенный, практически в десять раз, среднегодовой скачок безработицы, зафиксированный в прошлом году, обусловлен пандемией. Рост числа граждан, обратившихся за пособием по безработице и другими мерами поддержки, составил 13,5 тысячи человек. На 1 марта текущего года официально признаны безработными 13,8 тысячи сочинцев. Это притом что на протяжении многих лет уровень безработицы у нас был не выше 0,2%, или не более тысячи человек. По прогнозам, к концу года уровень безработицы постепенно будет снижаться.
Новый город Сочи
Администрация города Сочи активно прорабатывает вопрос дальнейшего развития инфраструктуры города. Непрерывно идет поиск источников финансирования новых проектов. Мы прорабатываем вопрос возможности софинансирования из федерального и краевого бюджетов. Плотно работаем с ВЭБ.РФ и Фондом защиты прав граждан — участников долевого строительства, а также привлекаем инвесторов.
По инициативе и при поддержке губернатора Краснодарского края В. И. Кондратьева в городе сформирован перечень объектов и мероприятий, которые необходимо реализовать в первую очередь. Этот список направлен в профильные федеральные министерства, в первую очередь Минстрой России, для согласования и выделения в дальнейшем необходимого финансирования. Цена вопроса — 267,1 миллиарда рублей, необходимых на возведение 206 объектов капитального строительства. Реализация плана позволит значительно улучшить инфраструктуру города, увеличить количество объектов социальной инфраструктуры, построить и ввести в эксплуатацию новые транспортные артерии на всей территории Большого Сочи, тем самым существенно повысив качество городской среды. За десять лет мы действительно получим новый Сочи.
Кроме того, в 2020 году администрация города приступила к разработке проекта стратегии социально-экономического развития города-курорта Сочи на период до 2030 года. Муниципальный документ развития будет увязан со стратегиями Краснодарского края и Российской Федерации.
На текущий год запланировано также заключение муниципального контракта по разработке генерального плана города. Сейчас происходит сбор исходных данных. В ходе работы мы проанализируем всю ранее утвержденную документацию по планировке территории. Это необходимо сделать для того, чтобы оценить потребность в социальных объектах населения, живущего в переуплотненных микрорайонах. Дисбаланс в развитии центральных и периферийных территорий города необходимо устранить. Эта задача в числе прочих будет поставлена перед разработчиками мастер-плана и генерального плана города. После утверждения генплана мы скорректируем правила землепользования и застройки, постановки на кадастровый учет территориальных зон.