№ 6 июнь 2021 — 09 июня 2021

Главным для нас было сохранить уникальные творческие коллективы

Версия для печати 1291 Материалы по теме
Главным для нас было сохранить уникальные творческие коллективы

В прошлом году сфера культуры одной из первой приняла на себя удар от коронавируса. С введением ограничительных мер были отменены гастроли, закрыты театры, концертные залы, культурные центры, зоопарки и все прочие площадки проведения массовых мероприятий. О том, как отрасль пережила прошлый год, какую поддержку получала от Федерации и как сфера культуры изменилась после пандемии, рассказывает Сергей Геннадиевич ОБРЫВАЛИН, первый заместитель министра культуры РФ.

— Сергей Геннадиевич, культура в прошлом году была среди наиболее пострадавших от коронакризиса отраслей, и в текущем году ситуация далека от нормальной. Как отрасль перенесла 2020 год, как выживали и что предпринимали в условиях ограничительных мер музеи, театры, филармонии, частные цирки и зоопарки, киноиндустрия?

— Это был настоящий удар по всей отрасли культуры. Можно привести лишь несколько примеров. Индустрия производства и показа кинофильмов фактически остановила свою деятельность. Кинотеатры приостановили свою работу на период от четырех до девяти месяцев по всей стране.

Сократились внебюджетные доходы федеральных музеев, расположенных в туристических зонах. Но, несмотря на приостановку приема посетителей с середины марта по середину июля, а в Москве и Санкт-Петербурге еще и в новогодние праздники, учреждения продолжали работать в онлайн-форматах.

Очень оперативно сработали все заинтересованные стороны, и нам удалось в кратчайшие сроки выработать меры поддержки. Например, творческая деятельность в области искусства и организации развлечений (ОКВЭД 90) включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Важное решение ведомства — не был сокращен объем государственного задания федеральным учреждениям культуры, несмотря на недостижение основного показателя по нему — количества посетителей.

Кроме того, федеральные музеи, театры, концертные учреждения, самостоятельные музыкальные коллективы получили дополнительное финансирование на обеспечение первоочередных расходов — оплату труда работников, коммунальные услуги, содержание имущества. И мы благодарны Правительству Российской Федерации за своевременные решения этих вопросов.

Проведена значительная работа по учету негосударственных организаций — частных театров, музеев, цирков и зоопарков. Созданы соответствующие реестры. Негосударственным организациям и индивидуальным предпринимателям, использующим животных в сфере циркового искусства, содержания и экспонирования коллекций животных, впервые выделено 238,5 миллиона рублей.

В рамках цифровизации сферы культуры создано 80 виртуальных концертных залов, на портале «Культура.рф» проведено 159 прямых трансляций наиболее ярких событий отрасли, 78 выставочных проектов снабжены цифровыми гидами в формате дополненной реальности

Не осталась без внимания и киноиндустрия. Так, 4,2 миллиарда рублей получили пострадавшие в связи с пандемией и введением ограничительных мер организации, осуществляющие производство, прокат и показ национальных фильмов. Сегодня мы постепенно привыкаем к работе в новых условиях, но на восстановление отрасли нужно время.

— По прошествии времени уже можно сделать выводы, насколько достаточной была эта поддержка и какое влияние она оказала на отрасль?

— Нам удалось сохранить коллективы и уровень заработной платы федеральных учреждений культуры. Считаю это ключевым достижением. Впервые оказана помощь частным циркам и зоопаркам. Подготовлены меры поддержки частных театров, которые должны заработать в этом году, а в части, например, гастролей негосударственных коллективов эта поддержка уже оказывается в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана.

3.jpg

Помощь кинотеатрам позволила компенсировать им часть долговых обязательств, накопленных в связи с приостановкой (запретом) деятельности, а также часть недополученных доходов в связи с введенными ограничениями по заполняемости залов и рассадке зрителей. Меры поддержки компенсировали убытки и недополученные доходы российских кинопроизводителей.

— Как особенности прошлого года повлияли на реализацию нацпроекта «Культура»? К примеру, что можно сказать о цифровизации отрасли? Как при этом обстоит дело с кадрами, способными эффективно действовать в цифровом пространстве?

— Национальный проект «Культура» закладывает основы для комплексной модернизации сферы культуры, а именно качественного изменения инфраструктуры отрасли и ее наполнения. В этом смысле пандемия никак не повлияла на реализацию нацпроекта. Единственный показатель, который был скорректирован, — это посещаемость учреждений культуры, который по объективным причинам не мог быть достигнут. Несмотря ни на что, по итогам года кассовое исполнение нацпроекта «Культура» по линии Минкультуры России составило 99,3 процента.

4.jpg

Что касается цифровизации культуры, то в рамках нацпроекта в этом направлении реализуется множество мероприятий: создано 80 виртуальных концертных залов, на портале «Культура.рф» состоялось 159 прямых трансляций наиболее ярких событий сферы культуры, 78 выставочных проектов снабжены цифровыми гидами в формате дополненной реальности. В течение 2020 года Госфильмофонд России разработал и полностью освоил технологию оцифровки и хранения фильмовых материалов, обучил соответствующий персонал, который в свою очередь оцифровал 2,5 тысячи фильмовых материалов.

Наконец, в рамках федерального проекта «Цифровая культура» национального проекта «Культура» с 2019 по 2024 год предусмотрена оцифровка 48 тысяч книжных памятников, из которых восемь тысяч документов оцифрованы в 2020 году и размещены в разделе «Книжные памятники» на платформе Национальной электронной библиотеки РФ rusneb.ru.

— Вы упомянули о высоком кассовом исполнении нацпроекта «Культура». За счет чего был получен такой эффект?

— Это слаженная работа ведомства, региональных властей и всех заинтересованных сторон. Руководство министерства старается всегда держать руку на пульсе, общаться с регионами и помогать в реализации всех планов. Для этого регулярно проводим совещания в формате видео-конференц-связи, ведем пять мониторингов в рамках нацпроекта и достижения национальных целей, имеющих определенную дату отчетности и методику расчета показателей.

— Что в новой реальности является приоритетом развития отрасли со стратегической точки зрения?

— На сегодняшний день в сфере культуры работает более 90 тысяч учреждений различной ведомственной принадлежности и форм собственности. Подавляющее большинство — это библиотеки и культурно-досуговые учреждения. Как я уже говорил выше, национальный проект «Культура» направлен на развитие сети таких учреждений. Это безусловный приоритет.

5.jpg

Еще одно стратегическое направление — обеспечение доступа граждан к культурным благам вне зависимости от места их проживания. Здесь нам помогает развитие цифровых технологий. Важнейшая задача — создать условия для развития талантов.

Кстати, в соответствии с указом Президента РФ от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» ведомством проведена работа по корректировке паспорта национального проекта «Культура». Мероприятия, запланированные в новой редакции, обеспечивают достижение национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» и направлены на достижение четырех общественно значимых результатов. Все это раскрывается в комплексе мер по созданию широкого доступа к культурным благам и повышению качества жизни каждого человека.

6.jpg

— Коснемся вопроса развития и поддержки талантов. Недавно Президентом РФ подписан законопроект о закреплении особого статуса детских школ искусств. Насколько это важное решение?

— В части сохранения уникальной системы художественного и музыкального образования, подготовки творческих кадров сделаны значительные шаги. Например, в рамках национального проекта «Культура» уже с текущего года будет проходить капитальный ремонт и реконструкция детских школ искусств, продолжится оснащение учреждений музыкальными инструментами и учебной литературой.

Также мы продолжим реализацию программы повышения квалификации работников отрасли культуры. На сегодняшний день уже функционируют 18 учебных центров на базе творческих образовательных организаций. В них в том числе проходят подготовку и работники детских школ искусств. Фактически сегодня создается национальная система профессионального роста работников сферы культуры, которая обеспечивает их непрерывное образование и постоянное совершенствование профессионального мастерства.

7.jpg

В этом году принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“», внесенный президентом Владимиром Владимировичем Путиным. Это позволит сохранить уникальную трехуровневую систему образования в области искусств — детская школа искусств — училище — вуз — и закрепить особый статус творческого образования.

— Сергей Геннадиевич, по-вашему, приживутся ли онлайн-форматы, запущенные в период изоляции в «мирное» время?

— Опыт проведения мероприятий онлайн станет для нас теперь новой реальностью. Мы видим спрос на это с обеих сторон — и со стороны пользователей, и со стороны институций. Прекрасный пример успешного диалога зрителей и учреждений культуры — портал «Культура.рф». Ресурс значительно усилил работу над направлением онлайн-трансляций, которые за прошлый год набрали более 110 миллионов просмотров.

При этом важно понимать, что онлайн-форматы не уводят людей из офлайна. Традиционное посещение учреждений остается таким же востребованным. А где-то, например в федеральных музеях, расположенных в регионах, возросло количество посетителей. Это говорит и о постепенном развитии внутреннего туризма. Фактически онлайн-форматы привлекли дополнительное внимание к учреждениям, помогли найти новую аудиторию.

8.jpg

Мы продолжим активно развивать культуру онлайн и после снятия всех ограничений, потому что подобный формат выводит коммуникацию в сфере культуры на качественно новый уровень. Уверен, значительную популярность получат гибридные мероприятия, когда организаторы с успехом применяют как офлайн-, так и онлайн-технологии.

— Открыл ли кризис новые возможности для развития? Или культура — это не та отрасль, которая может с успехом развиваться в условиях ограничений и изоляции?

— Не согласен с такой постановкой вопроса. За прошлый год, даже несмотря на ограничения, нам удалось многого достигнуть. Посмотрим хотя бы на сферу реставрации. В 2020 году отреставрировано 28 объектов культурного наследия. Несмотря на пандемию, удалось завершить реставрацию восьми объектов Музейного квартала в Туле. В прошлом году ведомством запущены две новые программы. Это программа консервации объектов культурного наследия и программа по сохранению объектов деревянного зодчества (реставрация и консервация таких объектов). Продолжены и другие комплексные реставрации, как пример — ансамбль Новодевичьего монастыря.

9.jpg

Можно сказать, что главное в развитии сферы культуры — четко отлаженные процессы. Нам пришлось скорректировать их на время пандемии, но в целом все продолжало эффективно работать.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться