№ 6 июнь 2021 — 09 июня 2021

В центре внимания — мобилизация доходов

Версия для печати 929 Материалы по теме
В центре внимания — мобилизация доходов

Несмотря на перемены, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции, по итогам 2020 года Красноярский край сохранил лидирующие позиции
по основным экономическим и финансовым показателям, войдя в десятку крупнейших субъектов РФ по объему бюджета. О том, каким запомнился Красноярскому краю 2020 год и что позволяет ему обеспечивать финансовую стабильность, мы поговорили с заместителем председателя правительства края — министром финансов края Владимиром Викторовичем БАХАРЕМ.

— Красноярский край — один из самых больших регионов страны, и бюджет у вас один из самых устойчивых. Владимир Викторович, с какими результатами вы завершили непростой 2020 год?

— Несмотря на все сложности, с которыми Красноярский край столкнулся в прошлом году в связи с распространением коронавируса, по итогам года мы имеем хорошие финансовые результаты. Они гораздо лучше, чем могли быть по прогнозам, сделанным в начале пандемии. Отмечу несколько важных, на мой взгляд, моментов.

Первый. Красноярский край завершил 2020 год с небольшим превышением доходов над расходами в сумме 0,4 миллиарда рублей и остатками на счетах. Таким образом, второй год подряд краевой бюджет исполнен без дефицита.

Второй. В течение 2020 года нам удалось сократить размер государственного долга на 4,6 миллиарда рублей, или более чем на пять процентов. И по состоянию на 1 января 2021 года фактический размер госдолга составлял 77,4 миллиарда рублей, это около 35% от налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета.

Безусловно, такие результаты стали возможными благодаря существенной поддержке из федерального бюджета. Общий объем безвозмездных поступлений из Федерации в 2020 году составил около 60 миллиардов рублей. Это выше уровня 2019 года более чем на 20 миллиардов рублей главным образом за счет финансирования мероприятий, связанных с эпидемией и социальной поддержкой граждан. Кроме того, в 2020 году, как и в предыдущие годы, в Красноярском крае проводилась взвешенная бюджетная политика по расходам. В приоритетном порядке финансировались социально значимые расходы и мероприятия национальных проектов. В прошлом году к ним добавились расходы, направленные на предупреждение распространения коронавируса и устранение последствий пандемии. При этом в дополнение к федеральным в Красноярском крае был принят ряд региональных антикризисных решений для поддержки наиболее пострадавших отраслей экономики и граждан. В результате дополнительная нагрузка на краевой бюджет в 2020 году составила порядка 9 миллиардов рублей.

Если говорить о параметрах краевого бюджета, то по итогам 2020 года фактическое поступление доходов составило 288,7 миллиарда рублей, в том числе собственных — 239,6 миллиарда рублей. Нужно сказать, что в целом с учетом целевых средств федерального бюджета отмечается даже незначительный рост доходов краевого бюджета — на 3,5 миллиарда рублей относительно 2019 года.

— Для сохранения финансовой стабильности необходимо наличие серьезного доходного потенциала, который у Красноярского края, безусловно, имеется. Каким образом в вашем регионе выстроена работа по привлечению дополнительных доходов?

— Когда говорят о потенциале нашего края, прежде всего отмечают мощный инвестиционный рывок, который был совершен в последние годы. Комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь», стартовавший в 2018 году, уже сегодня включает более 30 крупных проектов, где флагманом выступает нефтяной проект «Восток Ойл». Нельзя не отметить также ряд проектов в добывающей, металлургической и лесной отраслях, среди которых — «Южный кластер», «Развитие «Ангаро-Енисейского экономического района».

Для локальной экономики муниципальных образований края важным является развитие малого и среднего бизнеса. Сегодня при поддержке регионального правительства уже началась реализация проекта «Развитие Канско-Абанской экономической зоны», а также проектов отдельных территорий — в Шушенском районе, Минусинске. Хорошей практикой стали муниципальные комплексные проекты развития, которые позволяют решать не только экономические, но и социальные вопросы.

Кроме того, в целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости краевого бюджета регион начиная с 2014 года реализует мероприятия по росту доходов, повышению эффективности расходов и совершенствованию долговой политики. В настоящее время правительство утвердило план мероприятий на период до 2024 года, который включает три основных раздела: «Мероприятия по росту доходов бюджета», «Мероприятия по повышению эффективности расходов бюджета», «Мероприятия по совершенствованию долговой политики».

План мероприятий по росту доходов бюджета предусматривает организацию работы по 16 основным направлениям. Среди них создание условий для эффективного взаимодействия с крупнейшими налогоплательщиками региона, усиление межведомственного взаимодействия и координация деятельности органов местного самоуправления. Ряд мероприятий направлен на повышение собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, снижение уровня неформальной занятости и легализацию заработной платы во внебюджетном секторе экономики.

Справка «Бюджета»

Красноярский край — второй по площади субъект Российской Федерации. Регион занимает почти 14% территории страны, протянувшись от Северного Ледовитого океана до Саянских гор. Этот сибирский край является уникальной природно-климатической зоной с высокой концентрацией природных ресурсов. На его территории размещены производственные мощности, формирующие топливно-энергетический комплекс, а также предприятия по разведке, добыче и переработке руд, содержащих драгоценные и цветные металлы.

В последнее десятилетие в Красноярском крае наблюдается активный экономический рост. Реализовано несколько крупных инвестиционных проектов, таких как проект комплексного развития Нижнего Приангарья, освоение Ванкорской группы месторождений, углеводородов юга Эвенкии. В ближайшей перспективе основу инвестиционного потенциала будут формировать проекты нефтедобывающей, металлургической и лесной отраслей, вошедшие в состав комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь». Проект объединил экономический потенциал Красноярского края, Республики Тыва и Республики Хакасия. Все это предопределило статус Красноярского края как одного из опорных и наиболее экономически развитых регионов России.

Например, что касается взаимодействия с крупнейшими налогоплательщиками региона, то в 2020 году краевое Министерство финансов проводило мониторинг деятельности 109 налогоплательщиков, обеспечивших порядка 60 процентов доходов консолидированного бюджета Красноярского края. Ежедневная работа по оценке и прогнозу налоговых платежей позволяла своевременно реагировать на экономические изменения и корректировать соответствующие показатели бюджета.

Кроме того, в рамках реализации мероприятий по увеличению доходного потенциала контролируется исполнение восьми отраслевых программ, разработанных Красноярским краем в инициативном порядке. Эти программы определяют перспективы комплексного развития ключевых отраслей экономики и показатели, формирующие основу доходной части бюджета региона.

План мероприятий по росту доходов бюджета предусматривает организацию работы по 16 основным направлениям

— В Красноярском крае 544 муниципальных образования, включая уровень поселений. Каким образом вы решаете вопросы развития налоговой базы муниципалитетов?

— Отвечая на ваш вопрос, отмечу, что сегодня одним из приоритетных направлений деятельности регионального правительства и органов местного самоуправления, обозначенных губернатором Красноярского края Александром Викторовичем Уссом, является обеспечение финансовой самостоятельности местных бюджетов и поддержка органов местного самоуправления. Эта задача реализуется в рамках совершенствования системы межбюджетных отношений. В том числе путем передачи нормативов отчислений от налогов в местные бюджеты. Например, на протяжении двух последних лет для укрепления финансовой основы территорий с учетом обеспечения принятых расходных обязательств, а также в связи с отменой ЕНВД муниципальным образованиям передаются дополнительные нормативы отчислений по УСН. Сегодня в бюджеты муниципальных районов и муниципальных округов поступает 70 процентов, а в бюджеты городских округов — 50 процентов поступлений от указанного налога. Годом ранее для муниципальных районов и городских округов увеличен норматив отчисления по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в региональный бюджет, с пяти до десяти процентов. Увеличение единых нормативов отчислений от налогов в местные бюджеты, с одной стороны, позволяет обеспечить источниками дополнительные расходы муниципальных образований, с другой — у них повышаются стимулы к увеличению собираемости налогов и развитию налоговой базы.

Для мобилизации доходов и увеличения налогового потенциала муниципалитетов в крае сделано еще несколько важных шагов. Речь идет, например, о передаче Министерству финансов Красноярского края полномочий по определению налоговой политики. Раньше они были разделены между двумя министерствами — финансов и экономики. Сосредоточение функционала на уровне одного ведомства позволило скоординировать работу всех участников данного процесса и проводить в крае единую налоговую политику.

Следующим этапом стало создание межведомственной комиссии по вопросам совершенствования краевого законодательства в сфере налоговых и неналоговых доходов, повышения собираемости платежей и сокращения задолженности по платежам в консолидированный бюджет края. Название комиссии довольно длинное, но оно в полной мере отражает все направления ее деятельности. В состав комиссии входят сотрудники ведомств, отвечающих за сбор налогов и платежей на территории края. Это представители законодательной и исполнительной власти региона, органов местного самоуправления территориальных подразделений федеральных органов власти — налоговой службы, Росреестра, службы судебных приставов. Координирует межведомственное взаимодействие в целях мобилизации доходов в местные бюджеты Министерство финансов Красноярского края (рисунок).

17.jpg

Работа комиссии строится в соответствии с ежегодно утверждаемыми планами мероприятий по мобилизации доходов и наращиванию налогового потенциала Красноярского края. Основными направлениями являются: совершенствование краевого и федерального налогового законодательства, работа по снижению задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджет, повышение эффективности управления и бюджетной отдачи от объектов земельно-имущественного комплекса.

Например, в прошлом году на заседаниях межведомственной комиссии большое внимание уделялось совершенствованию краевого налогового законодательства, направленного на поддержку наиболее пострадавших отраслей экономики в условиях распространения коронавирусной инфекции. По итогам в 2020 году было принято шесть законов, которые позволили оказать государственную поддержку порядка 35 тысячам налогоплательщиков. Общий объем налоговой поддержки по принятым законам оценивается в размере более двух миллиардов рублей.

За последние три года в результате взаимодействия с налоговыми органами недоимка в местные бюджеты и в консолидированный бюджет Красноярского края сократилась более чем на 20 процентов. В основном за счет снижения задолженности по имущественным налогам.

Существенных результатов удалось достичь в работе с объектами земельно-имущественного комплекса. Здесь межведомственное взаимодействие выстроено по четырем основным направлениям:

1) актуализация сведений в Государственном адресном реестре и Федеральной информационной адресной системе;

2) уточнение данных в Едином государственном реестре недвижимости о земельных участках без кадастровой стоимости;

3) осуществление муниципального земельного контроля;

4) работа по снижению неформальной занятости в крае.

Результатом двухлетней работы по актуализации сведений в Государственном адресном реестре стало внесение более 1,1 миллиона адресов объектов недвижимости и земельных участков. При этом основная работа по инвентаризации адресов объектов недвижимости была завершена уже к началу 2019 года.

Еще одним важным направлением в работе по увеличению доходной базы местных бюджетов стало уточнение характеристик и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков. На сегодняшний день в Едином государственном реестре недвижимости по Красноярскому краю учтено более 1,4 миллиона объектов. Благодаря системному сотрудничеству органов местного самоуправления с Росреестром объектов, не имеющих кадастровую стоимость и не вовлеченных в налоговый оборот, осталось менее одного процента.

Важным инструментом увеличения доходов местных бюджетов является осуществление муниципального земельного контроля. Своевременный контроль позволяет вовлечь в налоговый оборот незарегистрированные объекты, а также обеспечивает дополнительные поступления в местные бюджеты за счет взыскания штрафов. За последние три года муниципальные образования провели более 15 тысяч проверок.

В целях повышения качества работы по наращиванию доходной базы территорий Министерство финансов Красноярского края регулярно проводит оценку деятельности органов местного самоуправления в отношении объектов земельно-имущественного комплекса. Подготовленную во взаимодействии с федеральными органами власти информацию ежеквартально доводим до сведения территорий на совместных совещаниях. На встречах мы обсуждаем результаты этой деятельности, рассматриваем проблемные вопросы и определяем механизмы их решения. В Красноярском крае также проходят выездные «кустовые» совещания по группам территорий. Как показывает практика, такая форма работы является достаточно эффективной.

Конечно, в условиях распространения коронавируса форматы встречи и заседания межведомственной комиссии мы переводили преимущественно в онлайн-режимы. Однако ситуация в крае постепенно стабилизируется, и это позволяет надеяться, что формат совещаний будет прежним.

18.jpg

— Владимир Викторович, как вы оцениваете эффективность принятых мер по мобилизации доходов? Какие ставите новые задачи?

— Начатая три года назад работа в области налоговой политики, безусловно, дала свои положительные результаты. Начиная с 2018 года, поступления по налоговым и неналоговым доходам в местные бюджеты увеличились почти на 10 миллиардов рублей и по итогам 2020 года составили порядка 49 миллиардов рублей. Но мы понимаем, что многое нам еще предстоит реализовать, например внедрить современные информационные технологии.

Правительство края приняло решение о создании Государственной межведомственной информационной системы централизованного учета объектов земельно-имущественного комплекса Красноярского края (ГМИС). Ее внедрение позволит решить сразу несколько ключевых задач, среди которых консолидированный учет объектов земельно-имущественного комплекса и принятых в отношении них обязательств во всех муниципальных образованиях края, вовлечение в оборот неиспользуемого имущества. Созданная платформа ГМИС уже синхронизирована с федеральными информационными системами, применяемыми для учета объектов земельно-имущественного комплекса, осуществляется методическое сопровождение на базе единых стандартов, норм учета и подходов в управлении имуществом.

19.jpg

Необходимо отметить, что реализация мероприятий по мобилизации доходов от использования объектов земельно-имущественного комплекса осложнена территориальными особенностями края, удаленностью ряда муниципальных образований, наличием проблем со связью.

— Работа по наращиванию налогового потенциала требует немалых усилий со стороны органов местного самоуправления. Каким образом выстроена система стимулирования территорий к этой работе?

— На протяжении нескольких лет (в 2014–2019 годах) в Красноярском крае действовала система поощрения муниципальных образований за рост налогового потенциала. Специалисты регионального Министерства финансов оценивали деятельность муниципалитетов по утвержденной методике, анализируя наиболее значимые показатели, характеризующие развитие налогового потенциала территорий за определенный период. Основные показатели — объем отгруженных товаров, размер инвестиций в основной капитал, объем налоговых доходов, эффективность использования земельных участков. Но при реализации данного механизма отмечалась невысокая заинтересованность муниципалитетов в получении высокой оценки и в отдельных случаях отсутствие у органов местного самоуправления возможности изменения указанных показателей.

В 2020 году с участием депутатов краевого парламента и глав муниципальных образований был выработан иной подход. Теперь система поощрения работает по другой схеме. По итогам отчетного года муниципальным образованиям предоставляется иной межбюджетный трансферт в размере прироста по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, единому сельскохозяйственному налогу и налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения. Это позволяет муниципальным образованиям самим прогнозировать размер поощрения в зависимости от динамики поступлений налоговых доходов. Примечательным является то, что при определении размера межбюджетного трансферта, подлежащего распределению муниципальному образованию, учитываются только приросты по вышеуказанным налогам, и часть полученных средств — не менее 50 процентов — должна быть направлена в поселения. По итогам последних двух лет муниципальным образованиям было предоставлено порядка 250 миллионов рублей именно за работу по развитию налогового потенциала.

Полученные средства могут быть использованы для решения вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом № 131‑ФЗ и Законом Красноярского края от 15 октября 2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края».

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться