Ульяновская область при формировании своей финансовой политики стремится к непрерывному увеличению налогового потенциала и снижению дотационной зависимости от федерального центра. В период с 2016 по 2020 год доходы консолидированного бюджета региона выросли на 10,7 миллиарда рублей, рост составил 23,7%.
Наталья Геннадьевна БРЮХАНОВА, исполняющий обязанности министра финансов Ульяновской области
Вначале 2020 года Минфин Ульяновской области провел стресс-тестирование бюджета, которое показало, что доходная часть может снизиться более чем на 6 миллиардов рублей по сравнению с прогнозными показателями. Однако проводимая Правительством Ульяновской области на протяжении ряда лет работа по увеличению доходов бюджета, привлечению инвестиций положительно отразилась на социально-экономическом развитии региона. Кроме того, экономика Ульяновской области диверсифицированная. Вкупе это позволило избежать существенных негативных последствий пандемии. Федеральные и региональные меры поддержки даже дали возможность увеличить поступления в консолидированный бюджет области на 1,6%, или более чем на 800 миллионов рублей.
Наш регион оказался одним из самых устойчивых к кризису в части поступления собственных доходов в бюджет как в целом в Российской Федерации, так и в Приволжском федеральном округе. При среднеокружном темпе роста среди регионов ПФО 93% мы входим в тройку лидеров по темпу роста налоговых и неналоговых доходов с положительной динамикой 101,6% и занимаем
Реализованные Ульяновской областью меры поддержки позволили поддержать и сохранить бизнес многим предприятиям региона. В результате системной работы доходы областного бюджета за четыре месяца 2021 года к соответствующему периоду 2020 года выросли на 2,3 миллиарда рублей и составили 15,2 миллиарда рублей. Лидирующие позиции по темпу роста занимают:
- акцизы — рост на 19,8%, или 761 миллион рублей;
- налог на прибыль — рост на 21,5%, или 740 миллионов рублей;
- НДФЛ — рост на 9,9%, или 339 миллионов рублей.
Неуклонно возрастающий объем финансовых обязательств региона по социальной поддержке населения, необходимость реализации комплексных государственных программ, поддержка приоритетных отраслей экономики в период адаптации к новым экономическим реалиям обуславливают непрерывный поиск путей для повышения доходов бюджета.
Основными источниками поступлений в бюджет Ульяновской области являются налог на прибыль — 32,2%, акцизы — 27,6%, НДФЛ — 26,8%, УСН — 4,9%
Развитие инвестиционной деятельности
Губернатор и Правительство Ульяновской области считают привлечение инвестиций главным инструментом развития региональной экономики. И опыт подтверждает правильность такого подхода. Мы не меняем и не собираемся менять своего отношения к этому важнейшему базовому процессу, прекрасно понимая: будут инвестиции — будет развитие региона и, соответственно, рост доходной части бюджета. В области большое внимание уделяется развитию инвестиционной активности и обеспечению налоговой конкурентоспособности, для чего предпринимаются меры по совершенствованию областного законодательства, направленные на привлечение новых налогоплательщиков. Мы создали прогрессивную нормативно-правовую базу, способную обеспечить оптимальные условия для локализации производств именно в Ульяновской области. Система административной поддержки, налоговые льготы инвесторам позволяют привлекать компании крупного и среднего бизнеса, обеспечивая промышленный рост нашего региона.
Если в 2005 году инвестиционные вложения исчислялись парой десятков проектов, то в настоящее время идет реализация 116 проектов с общим объемом инвестиций 97,1 миллиарда рублей. Инвесторы планируют создать порядка 114 тысяч рабочих мест.
В 2020 году завершено четыре инвестиционных проекта с суммарным объемом инвестиций около 1 миллиарда рублей. Создано более 300 рабочих мест, как результат — обеспечен рост поступлений налога на доходы физических лиц, формирующий региональную и местную казну, более чем на 18%, или более чем 125 миллионов рублей в сравнении с 2019 годом. По итогам 2020 года регион — лидер по темпу роста налога на доходы физических лиц среди субъектов Приволжского федерального округа, превысив среднеокружной темп роста на 3,5 процентного пункта.
В 2021 году планируется ввести в эксплуатацию 14 объектов с общим объемом инвестиций порядка 9,5 миллиарда рублей. Суммарное количество планируемых рабочих мест позволит предоставить работу 1,6 тысячи человек. Соответственно, увеличатся и поступления в консолидированный бюджет области. По оценке, в 2021 году от динамичной реализации инвестиционных проектов регион должен получить более 5,1 миллиарда рублей, что на 10% больше, чем в прошлом.
Условия для развития СМП
Развитие любой территории непосредственно связано с развитием малого и среднего бизнеса. Поступления от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, в структуре доходов консолидированного бюджета области занимают более 5%.
Не секрет, что сложившаяся экономическая ситуация отразилась на предпринимательской активности. В целях поддержки бизнеса Правительство Ульяновской области приняло антикризисные меры, которые в период действия жестких ограничений были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, максимально сохранить занятость.
Как на федеральном, так и на региональном уровнях были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, реализованы специальные меры поддержки наиболее пострадавших отраслей (прямое субсидирование — компенсация 50% аренды и коммунальных платежей). На наш взгляд, самыми эффективными стали следующие меры:
- снижение налоговой ставки до 1% по УСН с объектом налогообложения «доходы» и до 5% с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»;
- снижение стоимости патента до 1 рубля для отдельных видов деятельности, что позволило поддержать более 800 индивидуальных предпринимателей;
- возмещение 50% затрат, связанных с арендой коммерческой недвижимости и оплатой коммунальных услуг;
- отсрочка от уплаты арендных платежей по договорам аренды имущества и т. п.
Благодаря своевременно спланированному и реализованному комплексу мер государственной поддержки бизнеса в прошлом году нам удалось увеличить поступления в целом по налогам со специальными налоговыми режимами на 7,3% и занять первое место среди 14 регионов Приволжского федерального округа по темпу роста фактических поступлений по УСН.
В области проведена активная работа по популяризации нового специального режима для самозанятых, который начал действовать на территории региона с 9 июля 2020 года. В результате зарегистрировано более 11 тысяч самозанятых — по итогам 2020 года мы занимаем
Мы считаем целесообразным зачислять налог на профессиональный доход в бюджеты муниципальных образований. Планировалось, что так будет происходить с начала текущего года в соответствии с региональным законом о межбюджетных отношениях. Однако в настоящее время применение данной нормы в регионе приостановлено. Связано это с действующей системой учета самозанятых, в частности с отсутствием справочника ведения деятельности, позволяющего указывать ОКТМО муниципальных образований, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ и др.
Формирование на территории региона благоприятных для бизнеса условий способствует росту предпринимательской активности населения, пополнению доходной части бюджета, увеличению числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства и созданию предпосылок для инновационного развития экономики региона.
Работа с теневым сектором экономики
Современные реалии требуют более детально разобраться в причинах ухода бизнеса в тень. Часто нежелание субъектов предпринимательства официально осуществлять свою деятельность связано с опасениями попасть под избыточное регулирование, которое, даже если и вводится с благими намерениями, нередко имеет для бизнеса неблагоприятные побочные последствия. Три года назад проблема теневой экономики достигла своего апогея. На территории Ульяновской области более 150 тысяч работающих находилось в серой зоне, а ущерб для регионального бюджета исчислялся 6 миллиардами рублей. Причем эта проблема касалась не только субъекта РФ в целом, но и каждого муниципалитета.
На уровне региона было принято решение о необходимости реализации комплекса срочных мер, способных кардинально изменить крайне негативные тенденции развития теневого сектора, для чего был изучен опыт других регионов. В области разработана и апробирована методика оценки элементов теневой экономики. Оценка проходит в три этапа:
1) диагностика теневого сектора экономики;
2) оценка численности занятых в теневой экономике;
3) определение объемов неформального фонда оплаты труда и упущенной потери регионального бюджета и внебюджетных фондов.
Уже на следующий год после начала применения методики регион вошел в рабочую подгруппу «Легализация предпринимательства и противодействие теневой экономике», созданную в рамках рабочей группы Государственного совета РФ по направлению «Экономика и финансы». Следующим шагом стало создание Межведомственной комиссии по безопасности в экономической и социальной сферах, деятельность которой началась с 2017 года. В ее состав входят руководители исполнительных органов власти, федеральных и региональных структур, в том числе Управления ФНС России по Ульяновской области.
Была утверждена дорожная карта по борьбе с теневым сектором экономики, мероприятия которой охватывали все муниципальные образования области с распределением по зонам локализации теневого сектора. Как результат этой работы отмечено сокращение теневого сектора. Доля нелегалов в общей численности занятого населения снизилась на 2,4% — с 19,5 до 17,1%. Тем не менее и сейчас потенциальный ущерб для регионального бюджета оценивается в 2,4 миллиарда рублей.
Дорожная карта по борьбе с теневым сектором экономики охватила все муниципальные образования области с распределением по зонам локализации теневого сектора
В рамках работы с теневым сектором экономики и создания положительного имиджа налогоплательщика в конце 2020 года на базе Министерства финансов области был создан Региональный центр развития налоговой культуры и финансовой грамотности. Основной фокус его работы направлен на формирование финансовой грамотности и налоговой культуры жителей региона начиная с дошкольного возраста.
Межведомственное взаимодействие
Работа с резервами роста доходов осуществляется через межведомственное взаимодействие с территориальными органами федеральных структур. В частности, Министерство финансов Ульяновской области активно взаимодействует с Управлением Федеральной налоговой службы, Росреестром, Росприроднадзором, Управлением ГИБДД и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области. Совместная работа касается отслеживания полноты уплаты налоговых и неналоговых поступлений, выявления дополнительных резервов, информирования граждан и проведения общих мероприятий в рамках закрепленных полномочий.
Региональный Минфин совместно с налоговой службой ежегодно разрабатывает план приоритетных мероприятий по увеличению поступлений в консолидированный бюджет. Документ включает мероприятия по увеличению доходов консолидированного бюджета, в том числе по сокращению кредиторской задолженности по НДФЛ, снижению неформальной занятости, укреплению дисциплины оплаты труда, формированию и увеличению налоговой базы, повышению уровня собираемости неналоговых поступлений. Основные исполнители мероприятий — это органы местного самоуправления, органы исполнительной власти и соответствующие федеральные структуры. За 2020 год экономический эффект от реализации плана составил 873 миллиона рублей.
Соответственно, на текущий год разработан новый план, предусматривающий мероприятия по росту благосостояния жителей региона, в том числе за счет повышения уровня среднемесячной заработной платы, работу с теневым сектором экономики. Отдельный раздел посвящен развитию малого и среднего предпринимательства на территории Ульяновской области. Ожидаемый экономический эффект от реализации плана — более 400 миллионов рублей.