Цифровая трансформация государственного управления подразумевает охват всех без исключения сфер общественной жизни. Но особую роль технологии играют в организации и контроле бюджетных процессов. Какие сегодня есть возможности для управления бюджетом в «цифре», рассмотрим на кейсе Амурской области. Министр финансов региона Вера Ефимовна АРТЕМЬЕВА рассказала о технологических новациях, применяемых сегодня в министерстве. В частности, об ИТ-инструментах, позволяющих автоматизировать процессы формирования и ведения соглашений по межбюджетным трансфертам за счет их перевода в электронный формат.
Основа для цифровой трансформации
В ближайшее десятилетие Россию ждет глобальная цифровая трансформация — передовые информационные технологии будут внедряться повсеместно, их позитивное воздействие затронет каждого человека и все уровни власти. Такие перспективы были обозначены президентом нашей страны в конце 2020 года. Министерство финансов Амурской области уже давно придерживается поставленного на федеральном уровне курса, и в новое десятилетие мы вступаем с достаточно серьезной цифровой базой для дальнейшего развития.
В 2013 году в регионе была принята государственная программа «Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и управления Амурской области на
Интеграция этих систем позволила выстроить непрерывный цикл бюджетного процесса на всех уровнях, консолидировав порядка 300 муниципальных бюджетов. Сегодня к единому информационному пространству подключено около шести тысяч пользователей. Это позволило в несколько раз увеличить скорость взаимодействия между участниками бюджетного процесса вне зависимости от их территориального месторасположения.
Также была построена единая система проведения мониторинга и анализа ключевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти. А для граждан мы запустили удобный портал с открытыми данными о бюджетном процессе. На страницах портала можно найти подробную аналитику в различных разрезах и, что очень важно, в простой доступной для восприятия форме — например, в виде инфографики.
Эффективность — в динамике
Внедрение и интеграция информационных систем — далеко не конечная точка при построении цифровой инфраструктуры в рамках Министерства финансов. Мы понимаем, что важным свойством данной инфраструктуры должна быть динамичность. А именно технологическая возможность оперативно реагировать на любые внешние изменения, в том числе и на законодательном уровне. Чтобы реализовать эту возможность на практике, мы регулярно обновляем и модернизируем функционал используемых в работе министерства информационных систем.
В числе последних нововведений — реализованный совместно с Компанией БФТ проект, который позволил полностью перевести в электронный формат процесс заключения и ведения соглашений на предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов. Для этого было необходимо расширить функционал централизованной информационно-технической системы, обеспечивающей возможность централизации планирования средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.
Отмечу, что данная система, основанная на решении «АЦК-Планирование», стала незаменимым инструментом для наших специалистов. Она внедрена централизованно, что позволяет увидеть полную объективную картину бюджетных процессов в регионе в целом или же в разрезе муниципалитетов. Применение на практике данного решения позволило нам повысить эффективность планирования бюджета по расходам, доходам, источникам финансирования дефицита бюджета, эффективность подготовки изменений бюджета в течение года и в целом оптимизировать многие бюджетные процессы, которые ранее приходилось выполнять практически вручную.
Гибкость системы позволяет встраивать в нее дополнительные инструменты. Поэтому следующим нашим шагом по ее развитию стало внедрение программного модуля «Электронные соглашения».
Межбюджетное взаимодействие в «цифре»
Переход на электронное взаимодействие в части межбюджетных трансфертов значительно снизил трудозатраты для обеих сторон взаимодействия. После внедрения нового программного модуля работа строится гораздо проще, хотя суть бизнес-процессов остается той же: документы о предоставлении межбюджетных трансфертов формируются по преднастроенным шаблонам в электронном виде, заверяются электронной подписью и передаются через систему «АЦК-Планирование» на проверку и подпись в Министерство финансов Амурской области. Утвержденные соглашения через систему передаются исполнителям обязательств (рисунок).
Такое нововведение помогает более эффективно осуществлять анализ и контроль процессов заключения соглашений и исполнения бюджетных обязательств. Это касается в том числе контроля на непревышение сумм соглашений над суммой бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Следить за текущей ситуацией можно с помощью статусов, которые присваиваются документам в программном модуле на каждой стадии их обработки.
Отмечу важность такой функции, как автоматическое формирование отчетности. Для проведения мониторинга показателей результативности межбюджетных трансфертов — например, использования субсидий — за год или квартал можно сформировать «Отчет об исполнении соглашения», просто выбрав необходимые параметры.
Помимо оптимизации контрольных функций программный модуль «Электронные соглашения» упрощает работу специалистов и в менее глобальных, но тактически важных текущих задачах. Например, позволяет настраивать печатные формы соглашений через инструмент адаптивной печати, вносить изменения в соглашения в электронном виде (например, когда необходима перерегистрация или расторжение соглашений), формировать документацию на возврат неиспользованных остатков средств по межбюджетным трансфертам. Работа осуществляется через веб-интерфейс. Все это значительно сокращает временные затраты и снижает издержки — расходы на бумажный документооборот в части ведения соглашений теперь полностью исключены.
Технологии как необходимость
Новый программный модуль по ведению электронных соглашений был запущен в текущем году, и мы уже можем оценить первые результаты проекта. К началу мая 12 главных распорядителей бюджетных средств Амурской области заключили через модернизированную систему порядка 500 соглашений с 97 органами местного самоуправления. В целом мы можем отметить повышение оперативности и качества подготовки и ведения соглашений с муниципальными образованиями. Это стало возможным благодаря унификации применяемых правил и норм организации бюджетного процесса, перевода процессов в электронный формат и, конечно, применения централизованного подхода.
Технологии сегодня дают нам широкие возможности для совершенствования абсолютно любых процессов, в том числе, безусловно, процессов планирования и исполнения областного бюджета. Но я считаю, что важна не только их практическая ценность. Цифровые решения во многом меняют управленческую парадигму: берут на себя рутинную работу, тем самым освобождая нам время и ресурсы для решения важных стратегических задач. С нашей стороны мы обязаны рационально и эффективно распределить нагрузку между человеком и технологиями. В Министерстве финансов Амурской области мы уже много лет работаем в этом направлении, осваивая и внедряя новые ИТ-продукты.