№ 6 июнь 2021 — 09 июня 2021

Цифровое управление бюджетом в Амурской области: новый этап развития

Версия для печати 1374 Материалы по теме
Цифровое управление бюджетом в Амурской области:  новый этап развития

Цифровая трансформация государственного управления подразумевает охват всех без исключения сфер общественной жизни. Но особую роль технологии играют в организации и контроле бюджетных процессов. Какие сегодня есть возможности для управления бюджетом в «цифре», рассмотрим на кейсе Амурской области. Министр финансов региона Вера Ефимовна АРТЕМЬЕВА рассказала о технологических новациях, применяемых сегодня в министерстве. В частности, об ИТ-инструментах, позволяющих автоматизировать процессы формирования и ведения соглашений по межбюджетным трансфертам за счет их перевода в электронный формат.

Основа для цифровой трансформации

В ближайшее десятилетие Россию ждет глобальная цифровая трансформация — передовые информационные технологии будут внедряться повсеместно, их позитивное воздействие затронет каждого человека и все уровни власти. Такие перспективы были обозначены президентом нашей страны в конце 2020 года. Министерство финансов Амурской области уже давно придерживается поставленного на федеральном уровне курса, и в новое десятилетие мы вступаем с достаточно серьезной цифровой базой для дальнейшего развития.

В 2013 году в регионе была принята государственная программа «Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и управления Амурской области на 2014–2020 годы». С момента ее утверждения Министерство финансов региона проводило активную планомерную работу по повышению эффективности организации бюджетного процесса за счет применения цифровых технологий. Вся политика информатизации строилась на принципах единства информации, интеграции применяемых систем и централизации всех данных и процессов. С учетом этих принципов в Амурской области была создана единая система управления государственными финансами: централизованы и интегрированы процессы планирования и исполнения бюджета, управления государственными и муниципальными закупками.

Интеграция этих систем позволила выстроить непрерывный цикл бюджетного процесса на всех уровнях, консолидировав порядка 300 муниципальных бюджетов. Сегодня к единому информационному пространству подключено около шести тысяч пользователей. Это позволило в несколько раз увеличить скорость взаимодействия между участниками бюджетного процесса вне зависимости от их территориального месторасположения.

Также была построена единая система проведения мониторинга и анализа ключевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти. А для граждан мы запустили удобный портал с открытыми данными о бюджетном процессе. На страницах портала можно найти подробную аналитику в различных разрезах и, что очень важно, в простой доступной для восприятия форме — например, в виде инфографики.

Эффективность — в динамике

Внедрение и интеграция информационных систем — далеко не конечная точка при построении цифровой инфраструктуры в рамках Министерства финансов. Мы понимаем, что важным свойством данной инфраструктуры должна быть динамичность. А именно технологическая возможность оперативно реагировать на любые внешние изменения, в том числе и на законодательном уровне. Чтобы реализовать эту возможность на практике, мы регулярно обновляем и модернизируем функционал используемых в работе министерства информационных систем.

В числе последних нововведений — реализованный совместно с Компанией БФТ проект, который позволил полностью перевести в электронный формат процесс заключения и ведения соглашений на предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов. Для этого было необходимо расширить функционал централизованной информационно-технической системы, обеспечивающей возможность централизации планирования средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.

Отмечу, что данная система, основанная на решении «АЦК-Планирование», стала незаменимым инструментом для наших специалистов. Она внедрена централизованно, что позволяет увидеть полную объективную картину бюджетных процессов в регионе в целом или же в разрезе муниципалитетов. Применение на практике данного решения позволило нам повысить эффективность планирования бюджета по расходам, доходам, источникам финансирования дефицита бюджета, эффективность подготовки изменений бюджета в течение года и в целом оптимизировать многие бюджетные процессы, которые ранее приходилось выполнять практически вручную.

Гибкость системы позволяет встраивать в нее дополнительные инструменты. Поэтому следующим нашим шагом по ее развитию стало внедрение программного модуля «Электронные соглашения».

Межбюджетное взаимодействие в «цифре»

Переход на электронное взаимодействие в части межбюджетных трансфертов значительно снизил трудозатраты для обеих сторон взаимодействия. После внедрения нового программного модуля работа строится гораздо проще, хотя суть бизнес-процессов остается той же: документы о предоставлении межбюджетных трансфертов формируются по преднастроенным шаблонам в электронном виде, заверяются электронной подписью и передаются через систему «АЦК-Планирование» на проверку и подпись в Министерство финансов Амурской области. Утвержденные соглашения через систему передаются исполнителям обязательств (рисунок).

23.jpg

Такое нововведение помогает более эффективно осуществлять анализ и контроль процессов заключения соглашений и исполнения бюджетных обязательств. Это касается в том числе контроля на непревышение сумм соглашений над суммой бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Следить за текущей ситуацией можно с помощью статусов, которые присваиваются документам в программном модуле на каждой стадии их обработки.

Отмечу важность такой функции, как автоматическое формирование отчетности. Для проведения мониторинга показателей результативности межбюджетных трансфертов — например, использования субсидий — за год или квартал можно сформировать «Отчет об исполнении соглашения», просто выбрав необходимые параметры.

Помимо оптимизации контрольных функций программный модуль «Электронные соглашения» упрощает работу специалистов и в менее глобальных, но тактически важных текущих задачах. Например, позволяет настраивать печатные формы соглашений через инструмент адаптивной печати, вносить изменения в соглашения в электронном виде (например, когда необходима перерегистрация или расторжение соглашений), формировать документацию на возврат неиспользованных остатков средств по межбюджетным трансфертам. Работа осуществляется через веб-интерфейс. Все это значительно сокращает временные затраты и снижает издержки — расходы на бумажный документооборот в части ведения соглашений теперь полностью исключены.

Технологии как необходимость

Новый программный модуль по ведению электронных соглашений был запущен в текущем году, и мы уже можем оценить первые результаты проекта. К началу мая 12 главных распорядителей бюджетных средств Амурской области заключили через модернизированную систему порядка 500 соглашений с 97 органами местного самоуправления. В целом мы можем отметить повышение оперативности и качества подготовки и ведения соглашений с муниципальными образованиями. Это стало возможным благодаря унификации применяемых правил и норм организации бюджетного процесса, перевода процессов в электронный формат и, конечно, применения централизованного подхода.

Технологии сегодня дают нам широкие возможности для совершенствования абсолютно любых процессов, в том числе, безусловно, процессов планирования и исполнения областного бюджета. Но я считаю, что важна не только их практическая ценность. Цифровые решения во многом меняют управленческую парадигму: берут на себя рутинную работу, тем самым освобождая нам время и ресурсы для решения важных стратегических задач. С нашей стороны мы обязаны рационально и эффективно распределить нагрузку между человеком и технологиями. В Министерстве финансов Амурской области мы уже много лет работаем в этом направлении, осваивая и внедряя новые ИТ-продукты.

Поделиться