2 июня этого года Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства отмечает свое десятилетие. О том, как развивалось управление, каких успехов достигло и какие имеет планы на перспективу, наш разговор с руководителем МОУ Наталией Михайловной ГОРИНОЙ.
— Наталия Михайловна, давайте вернемся на десять лет назад. В чем была необходимость создания Межрегионального операционного управления Федерального казначейства?
— Идея создания Межрегионального операционного УФК принадлежала руководству Федерального казначейства: Роману Евгеньевичу Артюхину, Станиславу Евгеньевичу Прокофьеву, Анатолию Васильевичу Букину. Основная цель — это специализация функций внутри Казначейства России, которая необходима для повышения качества управления общественными финансами. МОУ — это первый пример специализации. Все федеральные министерства и ведомства, а также наиболее значимые учреждения науки и культуры были переведены на обслуживание в МОУ. Главные администраторы бюджетных средств существенно отличаются от своих подведов: у них больше функций, шире задачи, у них особый статус. Федеральное казначейство поставило перед МОУ задачу обеспечить высокий уровень сервиса клиентам, проникнуться их проблемами, учесть все индивидуальные особенности, оказывать максимальную помощь в прохождении всех этапов бюджетного процесса, оперативно осуществлять операции. Неформальный девиз МОУ, придуманный нашим первым руководителем Дмитрием Сергеевичем Гришиным, «Все для клиента в рамках закона» остается актуальным и в настоящее время.
В МОУ были переданы уникальные полномочия, осуществление которых эффективно только централизованным способом на межрегиональном уровне: осуществление учета сводной бюджетной росписи и доведение бюджетных данных, учет и распределение таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности, функции уполномоченного органа Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе, ведение закрытого реестра контрактов и закрытого реестра банковских гарантий, формирование сводной отчетности об исполнении федерального бюджета и отчетности об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. И в дальнейшем, практически ежегодно, уникальные полномочия МОУ прибавлялись: появились функции уполномоченного органа по распределению доходов от акцизов на нефтепродукты, алкогольную продукцию, спирт и средние дистилляты, ведению, актуализации и распространению во все информационные системы Федерального казначейства классификаторов и справочников, ведению реестра соглашений, централизация закрытых операций клиентов и ряд других задач.
С 1 января 2016 года Федеральное казначейство оказало наивысшее доверие Межрегиональному операционному УФК, передав нам единый счет федерального бюджета. Ежедневно с этого счета осуществляется подкрепление всех счетов УФК по субъектам РФ для проведения кассовых расходов получателей средств федерального бюджета, федеральных бюджетных и автономных учреждений. По сути, передача в МОУ единого счета окончательно оформила первоначальную идею создания Межрегионального операционного управления. С 1 января 2021 года при создании системы казначейских платежей был открыт единый казначейский счет. На едином казначейском счете теперь сосредоточены деньги всех бюджетов бюджетной системы РФ, то есть кроме средств Федерации деньги субъектов РФ, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов — в общем, все финансовые ресурсы государства теперь здесь. Владелец этого счета — также Межрегиональное операционное УФК.
МОУ, находясь в центре казначейской системы, ежедневно взаимодействует с главными администраторами средств федерального бюджета, органами управления государственными внебюджетными фондами, финансовыми органами субъектов РФ, УФК по субъектам РФ; по ряду вопросов в рамках соответствующих соглашений Федерального казначейства напрямую взаимодействует с Минфином России, Счетной палатой РФ, Росфинмониторингом. Так что с гордостью могу сказать, что в настоящее время МОУ известно всей финансовой системе Российской Федерации, УФК полностью оправдало свой статус межрегионального управления.
— Наталия Михайловна, нельзя не затронуть тему ковида. Прошлый год стал очень сложным для всех, и для казначеев в том числе. Из федерального бюджета были выделены беспрецедентные суммы средств, которые незамедлительно после того, как Президент РФ озвучивал новые меры поддержки, нужно было доводить до получателя. Объем работы Федерального казначейства, и МОУ в частности, значительно увеличился. Как прошли это испытание на прочность?
— В самом деле, последний год проверил и продемонстрировал надежность всей финансовой системы страны, и Федерального казначейства в частности. МОУ оказалось в эпицентре событий. Межрегиональное операционное УФК выполняло важнейшие задачи Правительства РФ по оперативному доведению финансирования до ГРБС и от ГРБС до финансовых органов субъектов РФ на осуществление мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией и средств государственной поддержки граждан, врачей, предпринимателей. Совместно с Минфином России была проведена огромная работа по перераспределению бюджетных ассигнований, формированию Резервного фонда Правительства РФ в целях его направления на мероприятия, связанные с пандемией.
Минфин России, все органы Федерального казначейства, все финансовые службы ГРБС и субъектов РФ в этот период трудились в очень напряженном режиме, и мы не явились исключением — понимали срочность и значимость проводимых операций. Никто не считался со своим личным временем, работали и по ночам, и в выходные дни. Все понимали, что мы не можем допустить ни малейшей задержки в проведении финансирования. В это время никто не мог оставаться равнодушным, видя каждодневные подвиги, которые совершали настоящие герои — врачи и весь медицинский персонал, рискуя своей жизнью ради спасения других.
МОУ создано для обеспечения бесперебойного, надежного проведения платежей. Эта задача реализуется и в мирное время и может быть реализована, как показал прошлый год, в чрезвычайных условиях. Поэтому хочу отметить, что основная ценность нашей организации — это наш коллектив, это наши сотрудники. Их работа не видна гражданам, но так и должно быть. Деятельность чиновников не должна быть заметна, но должна быть организована таким образом, чтобы ее невидимость как раз и являлась доказательством четкой, профессиональной работы.
Деятельность чиновников не должна быть заметна, но должна быть организована таким образом, чтобы ее невидимость как раз и являлась доказательством четкой, профессиональной работы
— При создании МОУ как вы формировали коллектив?
В связи с передачей в МОУ ряда функций из Федерального казначейства и спецотделения УФК по городу Москве логичным было решение руководства о переводе оттуда и специалистов. Именно эти сотрудники составили наш основной костяк, бесценными стали их знания и опыт. Бывшие сотрудники Федерального казначейства, многие из которых много лет проработали в Минфине, привнесли в МОУ дух и традиции Минфина России — бескорыстное служение Родине, высокую интеллигентность и глубокую порядочность. Для выполнения новых функций и задач Станислав Евгеньевич и Дмитрий Сергеевич на ряд ключевых позиций пригласили сотрудников из других УФК по субъектам РФ, обладающих нужными профессиональными знаниями. Кстати, я как раз одна из таких сотрудников. До момента назначения на должность заместителя руководителя Межрегионального операционного УФК я работала начальником отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов — главным бухгалтером УФК по Московской области. И ярко помню тот ноябрьский вечер 2010 года, когда мне позвонил Дмитрий Сергеевич и предложил стать его заместителем во вновь образуемом территориальном органе Федерального казначейства. А дальше уже в течение второй половины 2011 года мы все формировали нашу команду: искали специалистов, проводили бесконечные собеседования, отбирали лучших. Так был сформирован наш первый коллектив — параллельно с освоением нами новых функций, изучением нормативки, — мы росли и развивались все вместе. Энтузиазм, проактивность, желание и готовность участвовать в развитии финансово-бюджетной системы РФ — такими качествами обладал наш молодой руководитель, и их он смог передать всему коллективу.
Когда меня назначили руководителем, в МОУ были переданы новые дополнительные полномочия, что потребовало создания новых отделов и расширения штата. Наш основной принцип в кадровой работе — растить кадры внутри. Каждый из наших сотрудников знает, что в МОУ у него есть возможность роста и только от его личных способностей, вклада в общее дело, инициативности, профессионализма будет зависеть дальнейшая карьера. Я очень люблю молодежь, это абсолютно новое по качеству поколение Y и Z. Это люди, глубоко вовлеченные в современные информационные технологии — а без этих новых способностей уже невозможно работать в нашей сильно цифровизированной и автоматизированной финансовой системе. Именно поэтому, когда встал вопрос о необходимости оперативного набора сотрудников, я сделала ставку на молодежь — выпускников финансовых вузов. В основном это специалисты, подготовленные Финансовым университетом при Правительстве РФ. Кроме того, мы взяли на работу два выпуска Звенигородского финансового колледжа. Ребята пришли на должности специалистов
Мы очень гордимся нашим дружным коллективом, коллективом единомышленников, командой профессионалов! В коллективе есть все лучшее: многолетний опыт и традиции ветеранов системы, а также свежий драйв и энергия молодого поколения. И никогда не устану благодарить лично каждого из своих заместителей, каждого начальника отдела и каждого сотрудника за эффективную работу, надежность, ответственность, порядочность, максимальную самоотдачу и преданность нашему любимому МОУ.
— Наталия Михайловна, вы стали руководителем управления, сменив на этом посту Дмитрия Сергеевича Гришина. Как вы считаете, в чем основное отличие мужчины-руководителя от женщины-руководителя?
— Мужской и женский подход? Я считаю, что различия в стиле руководства всегда есть, но склоняюсь к мысли, что они больше связаны не с гендерной принадлежностью, а непосредственно с чертами личности конкретного человека. Я очень глубоко уважаю Дмитрия Сергеевича и как высококлассного профессионала, и как очень порядочного человека. Он смог организовать деятельность МОУ с нуля, сформировать наш коллектив, а самое главное — сформулировать и внедрить основные принципы, руководствуясь которыми мы работаем до сих пор.
Когда меня назначили руководителем, мне достался уже заведенный часовой механизм. Поэтому я поставила себе задачу — сохранить традиции и наработанное в первые пять лет, при этом привнести как можно больше и своего, не останавливаться на достигнутом, продолжать движение только вперед, развивая и преумножая направления деятельности. Кроме того, я решила больше внимания уделять социальной стороне жизни нашего коллектива и направить усилия на его сплочение, на предоставление каждому сотруднику возможности самореализации. Мы взяли в традицию празднование дня рождения Межрегионального операционного УФК. Это веселое корпоративное мероприятие, наши сотрудники его любят и ждут. Мы ввели в практику ежегодное проведение профессиональных конкурсов, в которых участвуют сотрудники Межрегионального операционного УФК. Такие конкурсы позволяют нашим молодым сотрудникам максимально раскрыться. Последний прошел в ноябре 2020 года — каждый отдел готовил и представлял на суд жюри видеоролик о своей деятельности. Эти видеоматериалы теперь можно использовать в практических целях, в частности для адаптации новых сотрудников. Видеоролики помогут им быстро понять, чем занимаются другие отделы. Также больше внимания я стала уделять деятельности нашего профсоюза и Молодежного совета. Все это, на мой взгляд, неотъемлемая часть корпоративной культуры организации.
А вообще, конечно, трудно ответить на такой вопрос, спросите лучше сотрудников МОУ — со стороны же всегда виднее.
— С 2013 года управление стало основной площадкой Федерального казначейства для реализации важных проектов. Какие проекты вы могли бы выделить как наиболее сложные, интересные, запоминающиеся?
— За десять лет работы в МОУ ФК было реализовано множество важных проектов. Одним из самых значимых был совместный проект Федерального казначейства и Федеральной таможенной службы по сокращению времени поступления в ФТС России информации об уплаченных таможенных и иных платежах от участников внешнеэкономической деятельности. Доходы федерального бюджета, администрируемые ФТС России, централизованы на отдельном счете, который открыт в Межрегиональном операционном УФК. И не важно, в каком регионе груз пересекает границу, где зарегистрирован участник ВЭД, — все платежи осуществляются на счет МОУ. В 2012 году, когда МОУ наделили этой функцией, передача информации об уплате осуществлялась более чем через сутки, что приводило к задержкам груза на границе. Эта ситуация была настолько катастрофичной, что часто становилась темой телевизионных новостей. Президент России поставил задачу разобраться с ситуацией. В результате была утверждена дорожная карта, и МОУ было в числе ответственных за ее реализацию. Уже в 2013 году мы начали передавать информацию четыре раза в день, продолжая ежегодно увеличивать количество транзакций. В настоящее время информацию о поступлении платежей мы передаем в ФТС России практически в режиме онлайн и не имеем нареканий ни со стороны таможенных органов, ни со стороны плательщиков.
Как пример хочу привести запуск функции по проверке соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на соответствие их нормам постановления Правительства РФ № 999 и ведению реестра соглашений. Перед Федеральным казначейством очень часто ставятся сложные задачи, которые нужно выполнять немедленно, когда нет времени на пилотирование. Возникает норма законодательства, и ты должен обеспечить ее реализацию в короткие сроки. Такие проекты наиболее сложны, наиболее экстремальны, требуют сверхусилий. И это был один из таких проектов. В короткий срок сотрудникам пришлось погрузиться в отраслевые особенности, научиться разбираться в сложнейших экономических вопросах.
Проект, который мы успешно завершили в конце 2020 года, — централизация обслуживания клиентов закрытого контура. Начали с одного региона, Кабардино-Балкарской Республики, — Федеральное казначейство увидело колоссальную экономическую и операционную эффективность, теперь охватили 84 субъекта РФ и замкнули функцию на Межрегиональном операционном управлении. Это был крупнейший пилот, который потребовал самых больших трудовых затрат с начала образования МОУ.
С 1 января 2021 года МОУ, являясь ключевым участником бюджетного процесса, владельцем ЕКС, внедрило систему казначейских платежей и осуществило перевод клиентов на казначейское обслуживание. Федеральное казначейство стало полноценной платежной системой. Это самый крупный проект Казначейства России за несколько последних лет.
В одном интервью невозможно перечислить многочисленные пилотные проекты, в которых участвовало МОУ. Лишь отмечу, что по количеству мероприятий, в которых мы участвуем, МОУ на протяжении многих лет находится на первом месте среди территориальных органов Федерального казначейства. Как правило, все наши пилоты связаны с нашим функционалом.
Но в истории МОУ есть и другие проекты, которые были апробированы в наших стенах и переданы в другие ТОФК. Например, придуманный и успешно реализованный в МОУ проект «Автоштрафование». В 2016 году, когда Федеральному казначейству перешли функции Росфиннадзора, Межрегиональное операционное управление предложило такой подход: возбуждать дела об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере на основании информации, содержащейся в информационных системах Федерального казначейства, без выхода на объект контроля. Федеральное казначейство нас услышало и дало возможность попробовать. Этот проект начался как пилотный, а сейчас перешел на постоянную основу. Ровно четыре года мы занимались этой работой — огромное количество дел было возбуждено за этот период с минимальным количеством ресурсов, значительно повысилась бюджетная дисциплина по проверяемым нами нормам. Пилот оказался очень успешным, и этот подход распространен по всем УФК по субъектам РФ. А что касается проверки ГРБС, то с 1 января 2021 года мы передали функции по автоматическому штрафованию во вновь созданное Межрегиональное контрольное управление Федерального казначейства.
То же самое — пилотный проект по обеспечению исполнения полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности. В рамках данного мероприятия между Межрегиональным операционным УФК (первый пилот от Казначейства России) и Федеральной службой по аккредитации (первый пилот от ФОИВ) было заключено соответствующее соглашение о работе по новой схеме с 1 января 2018 года. На основе нашего пилота Федеральное казначейство утвердилось в правильности выбранного направления реформы и возможности ее проведения. К сожалению, ограниченность ресурсов не позволила нам забрать этот функционал в МОУ, поэтому в дальнейшем пилотный проект с другими ГРБС успешно был реализован нашими коллегами из УФК по Московской области, а в настоящее время это функция Межрегионального бухгалтерского управления Федерального казначейства.
— На коллегии Федерального казначейства, посвященной итогам 2020 года и планам на 2021 год, министр финансов РФ поставил задачу по разработке критериев рисков при предоставлении субсидий. Вы тоже в этой работе участвуете?
— Конечно, мы активно начали участвовать в этой работе. Дело в том, что проверка соглашений по предоставлению субсидий субъектам РФ активно ведется еще с конца 2017 года в рамках постановления Правительства РФ № 999. А вот соглашениям по предоставлению субсидий юридическим лицам до настоящего времени уделялось недостаточно внимания. Именно поэтому министр и поставил перед Федеральным казначейством такую задачу. Это совместная работа двух блоков ведомства: контрольно-ревизионного (курирует Эли Абубакарович Исаев) и расходно-операционного (курирует Станислав Евгеньевич Прокофьев). Предполагается (и уже начала частично реализовываться) двухэтапная проверка соглашений: ряд показателей должны быть проверены в соглашениях до постановки на учет бюджетного обязательства (Межрегиональное операционное УФК) и ряд показателей должны быть проверены уже после постановки на учет бюджетного обязательства (Межрегиональное контрольно-ревизионное управление). И сейчас идет процесс разработки подходов и показателей. При этом важно найти баланс между оперативностью осуществления операции и качеством проверки. Поэтому контроль, который осуществляется на уровне МОУ, ни в коем случае не должен сильно влиять на скорость процесса. Но в то же время мы должны, не осуществляя блокировку, сигналить о каких-либо, на наш взгляд, рискоемких моментах нашим коллегам в Межрегиональное контрольно-ревизионное управление, которое будет уже с должным вниманием настоящих контролеров делать выводы и принимать окончательное решение по конкретной субсидии.
— Наталия Михайловна, десять лет — небольшой срок для учреждения, а сделано немало. Есть чем гордиться. А каковы ваши планы на будущее?
— В планах — не останавливаться, максимально участвовать во всех проектах Федерального казначейства, быть оперативными и эффективными. Все, что мы сделали, мы сделали благодаря доверию, помощи и поддержке руководства Федерального казначейства. Поэтому хочу искренне поблагодарить руководителя Романа Евгеньевича Артюхина, нашего куратора Станислава Евгеньевича Прокофьева, а также сотрудников центрального аппарата, с которыми нам приходится постоянно взаимодействовать. Мы очень дорожим этим доверием и прилагаем все усилия, чтобы его оправдать. Когда нас наделяют новыми полномочиями, вменяют в обязанность новые функции, это для нас наивысшая оценка деятельности. Наша основная цель и главная задача — быть нужными и полезными государству, обществу и нашим гражданам.
Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО