В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 года, Правительство РФ разработало государственную программу «Информационное общество» на период с 2011 по 2024 год[1]. В рамках указанной программы утверждена подпрограмма «Информационное государство». Одно из ее мероприятий — повышение качества государственного управления за счет создания и внедрения современных информационных технологий. В числе ожидаемых результатов от реализации этого мероприятия — обеспечение функционирования государственной автоматизированной информационной системы «Управление».
Ольга Александровна ДУМОВА, начальник отдела ведения федеральных реестров УФК по Амурской области
Основные принципы
Положение о ГАС «Управление» утверждено постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2009 года № 1088. Согласно положению система обеспечивает формирование и обработку данных государственных и муниципальных информационных ресурсов, официальной государственной статистики, сведений, необходимых для принятия управленческих решений в сфере государственного управления, в том числе для информационного обеспечения стратегического планирования. Цель внедрения ГАС «Управление» — создание результативных механизмов обмена информацией в системе государственных органов в режиме реального времени, сокращение дублирующих запросов, формирование общедоступных информационных ресурсов по различным направлениям реализации государственной политики и, как следствие, повышение эффективности государственного управления (рисунок 1).
Основные принципы формирования и функционирования системы следующие:
а) централизация сбора и предоставления информации для всех заинтересованных органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления, а также исключение запросов информации, содержащейся в системе, непосредственно у источника информации;
б) актуальность и достоверность информации, содержащейся в системе;
в) адаптируемость состава информации, содержащейся в системе, к изменяющимся требованиям пользователей;
г) открытость для информационного взаимодействия, в том числе интеграции, с системой существующих и создаваемых государственных и иных информационных ресурсов, ведомственных и межведомственных информационных систем на основе единой системы показателей и единых стандартов информационного взаимодействия;
д) единство используемых в системе терминов, нормативной и справочной информации, показателей и регламентов отчетности;
е) единство стандартов технологий, форматов для участников создания и эксплуатации системы;
ж) безвозмездность доступа пользователей к информации, содержащейся в системе;
з) безопасность системы с учетом требований обеспечения информационной безопасности;
и) открытость содержащейся в системе информации, в том числе возможность ее публикации в форме открытых данных, за исключением информации ограниченного доступа.
Функции казначейства
Портал ГАС «Управление» введен в эксплуатацию в апреле 2011 года. Оператором ГАС «Управление» (за исключением центральной информационной подсистемы «Контур») является Федеральное казначейство. С 2015 года на Федеральное казначейство и его территориальные органы возложены функции по обеспечению:
- контроля полноты и своевременности предоставления сведений в ГАС «Управление»;
- предоставления пользователям ГАС «Управление» ключей усиленных квалифицированных электронных подписей, а также сертификатов ключей проверки усиленных квалифицированных электронных подписей.
Кроме того, в рамках управления процессом развития ГАС «Управление» Федеральное казначейство:
- разрабатывает и утверждает организационно-распорядительные и методические документы, регламентирующие вопросы функционирования программно-технических компонентов системы;
- формирует требования к технологическому функционированию системы, включая определение ее архитектуры;
- обеспечивает соответствие системы требованиям информационной безопасности, включая формирование требований по сбору и обработке информации ограниченного доступа;
- обеспечивает эксплуатацию и развитие программно-технических средств системы, за исключением центральной подсистемы «Контур» и портала методической поддержки, и ее работоспособность в соответствии с функциональными требованиями к системе;
- обеспечивает функционирование центров обработки данных в соответствии с требованиями к технологическому функционированию системы;
- устанавливает технологические требования к сбору, контролю и обработке данных, форматы хранения и передачи данных между системой и информационными ресурсами;
- разрабатывает единые механизмы передачи и получения данных для взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
- разрабатывает требования к техническим компонентам системы.
Рейтинг субъектов РФ
Правительство РФ рекомендовало органам государственной власти субъектов РФ обеспечивать достоверность и своевременность предоставления в ГАС «Управление» данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, данных официальной государственной статистики, а также сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления (рисунок 2). Для стимулирования субъектов РФ к повышению полноты и своевременности передачи показателей в ГАС «Управление» правительственная комиссия РФ по использованию информационных технологий в июне 2015 года разработала методику их рейтингования. Сводный рейтинг субъектов РФ по полноте и своевременности передачи показателей в ГАС «Управление» по состоянию на 12 мая 2021 года представлен в таблице.
Таблица. Сводный рейтинг субъектов РФ по полноте и своевременности передачи показателей в ГАС «Управление» по состоянию на 12 мая 2021 года
Субъект РФ |
Значение рейтинга |
Ярославская область |
100,00 |
Тюменская область |
100,00 |
Ханты-Мансийский автономный окгуг — Югра |
100,00 |
Москва |
100,00 |
Республика Марий Эл |
100,00 |
Амурская область |
99,71 |
Оренбургская область |
99,44 |
Мурманская область |
99,41 |
Ставропольский край |
99,33 |
Санкт-Петербург |
99,16 |
Архангельская область |
99,09 |
Томская область |
98,94 |
Свердловская область |
98,77 |
Хабаровский край |
98,39 |
Новгородская область |
98,07 |
Севастополь |
97,83 |
Республика Карелия |
94,02 |
Республика Дагестан |
92,76 |
Красноярский край |
91,72 |
Алтайский край |
91,55 |
Ростовская область |
91,35 |
Кемеровская область |
91,13 |
Вологодская область |
90,76 |
Республика Хакасия |
90,38 |
Смоленская область |
90,05 |
Белгородская область |
90,00 |
Ульяновская область |
90,00 |
Курская область |
89,99 |
Тамбовская область |
89,96 |
Владимирская область |
89,90 |
Республика Тыва |
89,86 |
Псковская область |
89,80 |
Забайкальский край |
89,79 |
Саратовская область |
89,78 |
Ивановская область |
89,76 |
Тульская область |
89,73 |
Республика Алтай |
89,71 |
Ленинградская область |
89,70 |
Республика Мордовия |
89,70 |
Сахалинская область |
89,69 |
Кировская область |
89,63 |
Республика Коми |
89,62 |
Рязанская область |
89,59 |
Волгоградская область |
89,58 |
Новосибирская область |
89,49 |
Республика Башкортостан |
89,44 |
Краснодарский край |
89,40 |
Магаданская область |
89,38 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
89,31 |
Ненецкий автономный округ |
89,27 |
Калужская область |
89,25 |
Чукотский автономный округ |
89,23 |
Пензенская область |
89,22 |
Республика Крым |
89,21 |
Челябинская область |
89,16 |
Брянская область |
89,09 |
Орловская область |
89,09 |
Самарская область |
88,96 |
Костромская область |
88,88 |
Пермский край |
88,86 |
Омская область |
88,82 |
Тверская область |
88,79 |
Республика Бурятия |
88,49 |
Республика Татарстан |
88,35 |
Кабардино-Балкаская Республика |
88,07 |
Удмуртская Республика |
88,03 |
Республика Саха (Якутия) |
87,69 |
Иркутская область |
87,51 |
Чувашская Республика |
87,37 |
Курганская область |
87,32 |
Липецкая область |
87,15 |
Республика Калмыкия |
86,96 |
Приморский край |
86,42 |
Нижегородская область |
86,21 |
Воронежская область |
86,15 |
Астраханская область |
85,88 |
Калининградская область |
83,32 |
Камчатский край |
82,77 |
Еврейская автономная область |
81,77 |
Чеченская Республика |
81,28 |
Московская область |
77,66 |
Республика Адыгея |
75,52 |
Карачаево-Черкесская Республика |
72,55 |
Республика Северная Осетия — Алания |
70,93 |
Республика Ингушетия |
69,28 |
В процессе рейтингования анализируется статус предоставления показателей в ГАС «Управление» каждым субъектом РФ. При этом учитывается как соблюдение требований по оперативности, срокам предоставления показателей по соответствующему направлению мониторинга (функциональной задаче), так и предоставление ретроспективных показателей. Рейтинговая оценка определяется на основе сводного индекса предоставления показателей субъектом РФ, который рассчитывается автоматически по следующей формуле:
где:
Si — сводный индекс предоставления показателей;
Pn — оценка предоставления показателей в рамках соответствующего мониторинга;
n — количество мониторинговых процессов или функциональных задач системы, требующих предоставления соответствующих показателей в ГАС «Управление».
Pn вычисляется по следующей формуле:
где:
Tn — статус загрузки показателей по мониторингу (задаче) n за последний период (Tn — отношение количества загруженных показателей за последний отчетный период к количеству показателей, которые должны быть загружены за последний отчетный период);
Kn — статус загрузки показателей по мониторингу (задаче) n за предыдущие периоды (Kn — отношение количества загруженных показателей за все предыдущие отчетные периоды к количеству показателей, которые должны быть загружены за все предыдущие отчетные периоды);
n — общее количество процессов мониторинга (задач), по которым субъект Российской Федерации должен предоставлять показатели в ГАС «Управление».
В случае если субъект Российской Федерации не должен предоставлять показатели по мониторингу n, соответствующее значение Pn не рассчитывается.
Информационные ресурсы ГАС «Управление»
Информация, публикуемая в ГАС «Управление» уполномоченными органами, подразделяется на следующие тематические блоки:
1) публичная отчетность органов исполнительной власти субъектов РФ о ходе исполнения поручений, содержащихся в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года №
2) комплексный мониторинг социально-экономического положения монопрофильных муниципальных образований РФ;
3) мониторинг и контроль реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;
4) оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ;
5) мониторинг процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ;
6) межведомственное информационное взаимодействие через СМЭВ при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
7) мониторинг внедрения и использования системы ГЛОНАСС;
8) мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;
9) документы стратегического планирования;
10) анализ данных, предоставляемых МФЦ, и иные показатели.
Отчетность для проведения мониторингов сгруппирована в следующих модулях ГАС «Управление»:
1) мониторинг лицензирования отдельных видов деятельности[3];
2) мониторинг контрольно-надзорной деятельности;
3) мониторинг государственных (муниципальных) услуг;
4) мониторинг заключения соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и концессионных соглашений;
5) мониторинг объектов незавершенного строительства;
6) мониторинг и анализ казначейского сопровождения государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров (соглашений), заключенных в рамках их исполнения;
7) страховая деятельность;
8) мониторинг развития регионов федеральных округов в разрезе отраслей экономики.
Данные показатели подлежат размещению в ГАС «Управление» с различной периодичностью: ежемесячно, ежеквартально, два раза в год, ежегодно. В перспективе направления мониторингов будут расширяться.
Взаимодействие
В процессе контроля полноты и своевременности предоставления информации в ГАС «Управление» Управление Федерального казначейства по Амурской области использует следующие методы и формы взаимодействия с органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления:
- направление информационных писем с результатами проведенных мониторингов размещения показателей в адрес уполномоченных органов и Правительства Амурской области;
- осуществление информационной поддержки пользователей ГАС «Управление»;
- повышение приоритета при рассмотрении обращений, зарегистрированных уполномоченными органами в службах технической поддержки ГАС «Управление» и государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»;
- обеспечение участия представителей уполномоченных органов субъекта РФ и муниципальных образований в совещаниях и обучающих семинарах, проводимых Федеральным казначейством и Минэкономразвития России в режиме видео-конференц-связи.
За период с 2015 года по май 2021 года УФК по Амурской области направило свыше 450 информационных писем и осуществило сопровождение более 90 обращений уполномоченных органов по проблемам технического характера. Данная работа обеспечивает Амурской области высокие позиции в сводном рейтинге субъектов РФ (рисунок 3).
Ответственность за несвоевременное предоставление информации
Несмотря на меры, предпринимаемые Федеральным казначейством, не все респонденты статистической отчетности и поставщики информации выполняют рекомендации Правительства РФ по обеспечению своевременности предоставления данных в ГАС «Управление».
При этом статья 13.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несвоевременное предоставление первичных статистических данных субъектам официального статистического учета в виде наложения административного штрафа от 10 до 50 тысяч рублей на должностных лиц и от 20 до 150 тысяч рублей — на юридических лиц.
Применение мер ответственности к органам государственной власти и органам местного самоуправления за неразмещение (несвоевременное размещение, размещение недостоверных) сведений в ГАС «Управление» может повысить степень полноты, достоверности, актуальности размещаемой в системе информации и доверия со стороны внешних пользователей.
Заключение
Только при совместных, скоординированных действиях операторов информационной системы, федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъектов РФ можно достичь основную цель внедрения ГАС «Управление» — повышение уровня информатизации государственного сектора экономики и открытости для общества информации о деятельности органов власти.
[1] Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 года №
[2] Показатели 1, 2, 5, 7 включены в расчет сводного рейтинга субъектов Российской Федерации.
[3] Показатели