№ 6 июнь 2021 — 09 июня 2021

Инструмент повышения качества государственного управления

Версия для печати 1196 Материалы по теме
Инструмент повышения качества государственного управления

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 года, Правительство РФ разработало государственную программу «Информационное общество» на период с 2011 по 2024 год[1]. В рамках указанной программы утверждена подпрограмма «Информационное государство». Одно из ее мероприятий — повышение качества государственного управления за счет создания и внедрения современных информационных технологий. В числе ожидаемых результатов от реализации этого мероприятия — обеспечение функционирования государственной автоматизированной информационной системы «Управление».

Ольга Александровна ДУМОВА, начальник отдела ведения федеральных реестров УФК по Амурской области

Основные принципы

Положение о ГАС «Управление» утверждено постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2009 года № 1088. Согласно положению система обеспечивает формирование и обработку данных государственных и муниципальных информационных ресурсов, официальной государственной статистики, сведений, необходимых для принятия управленческих решений в сфере государственного управления, в том числе для информационного обеспечения стратегического планирования. Цель внедрения ГАС «Управление» — создание результативных механизмов обмена информацией в системе государственных органов в режиме реального времени, сокращение дублирующих запросов, формирование общедоступных информационных ресурсов по различным направлениям реализации государственной политики и, как следствие, повышение эффективности государственного управления (рисунок 1).

37.jpg

Основные принципы формирования и функционирования системы следующие:

а) централизация сбора и предоставления информации для всех заинтересованных органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления, а также исключение запросов информации, содержащейся в системе, непосредственно у источника информации;

б) актуальность и достоверность информации, содержащейся в системе;

в) адаптируемость состава информации, содержащейся в системе, к изменяющимся требованиям пользователей;

г) открытость для информационного взаимодействия, в том числе интеграции, с системой существующих и создаваемых государственных и иных информационных ресурсов, ведомственных и межведомственных информационных систем на основе единой системы показателей и единых стандартов информационного взаимодействия;

д) единство используемых в системе терминов, нормативной и справочной информации, показателей и регламентов отчетности;

е) единство стандартов технологий, форматов для участников создания и эксплуатации системы;

ж) безвозмездность доступа пользователей к информации, содержащейся в системе;

з) безопасность системы с учетом требований обеспечения информационной безопасности;

и) открытость содержащейся в системе информации, в том числе возможность ее публикации в форме открытых данных, за исключением информации ограниченного доступа.

Функции казначейства

Портал ГАС «Управление» введен в эксплуатацию в апреле 2011 года. Оператором ГАС «Управление» (за исключением центральной информационной подсистемы «Контур») является Федеральное казначейство. С 2015 года на Федеральное казначейство и его территориальные органы возложены функции по обеспечению:

  • контроля полноты и своевременности предоставления сведений в ГАС «Управление»;
  • предоставления пользователям ГАС «Управление» ключей усиленных квалифицированных электронных подписей, а также сертификатов ключей проверки усиленных квалифицированных электронных подписей.

Кроме того, в рамках управления процессом развития ГАС «Управление» Федеральное казначейство:

  • разрабатывает и утверждает организационно-распорядительные и методические документы, регламентирующие вопросы функционирования программно-технических компонентов системы;
  • формирует требования к технологическому функционированию системы, включая определение ее архитектуры;
  • обеспечивает соответствие системы требованиям информационной безопасности, включая формирование требований по сбору и обработке информации ограниченного доступа;
  • обеспечивает эксплуатацию и развитие программно-технических средств системы, за исключением центральной подсистемы «Контур» и портала методической поддержки, и ее работоспособность в соответствии с функциональными требованиями к системе;
  • обеспечивает функционирование центров обработки данных в соответствии с требованиями к технологическому функционированию системы;
  • устанавливает технологические требования к сбору, контролю и обработке данных, форматы хранения и передачи данных между системой и информационными ресурсами;
  • разрабатывает единые механизмы передачи и получения данных для взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
  • разрабатывает требования к техническим компонентам системы.

Рейтинг субъектов РФ

Правительство РФ рекомендовало органам государственной власти субъектов РФ обеспечивать достоверность и своевременность предоставления в ГАС «Управление» данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, данных официальной государственной статистики, а также сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления (рисунок 2). Для стимулирования субъектов РФ к повышению полноты и своевременности передачи показателей в ГАС «Управление» правительственная комиссия РФ по использованию информационных технологий в июне 2015 года разработала методику их рейтингования. Сводный рейтинг субъектов РФ по полноте и своевременности передачи показателей в ГАС «Управление» по состоянию на 12 мая 2021 года представлен в таблице.

38.jpg

Таблица. Сводный рейтинг субъектов РФ по полноте и своевременности передачи показателей в ГАС «Управление» по состоянию на 12 мая 2021 года

Субъект РФ

Значение рейтинга

Ярославская область

100,00

Тюменская область

100,00

Ханты-Мансийский автономный окгуг — Югра

100,00

Москва

100,00

Республика Марий Эл

100,00

Амурская область

99,71

Оренбургская область

99,44

Мурманская область

99,41

Ставропольский край

99,33

Санкт-Петербург

99,16

Архангельская область

99,09

Томская область

98,94

Свердловская область

98,77

Хабаровский край

98,39

Новгородская область

98,07

Севастополь

97,83

Республика Карелия

94,02

Республика Дагестан

92,76

Красноярский край

91,72

Алтайский край

91,55

Ростовская область

91,35

Кемеровская область

91,13

Вологодская область

90,76

Республика Хакасия

90,38

Смоленская область

90,05

Белгородская область

90,00

Ульяновская область

90,00

Курская область

89,99

Тамбовская область

89,96

Владимирская область

89,90

Республика Тыва

89,86

Псковская область

89,80

Забайкальский край

89,79

Саратовская область

89,78

Ивановская область

89,76

Тульская область

89,73

Республика Алтай

89,71

Ленинградская область

89,70

Республика Мордовия

89,70

Сахалинская область

89,69

Кировская область

89,63

Республика Коми

89,62

Рязанская область

89,59

Волгоградская область

89,58

Новосибирская область

89,49

Республика Башкортостан

89,44

Краснодарский край

89,40

Магаданская область

89,38

Ямало-Ненецкий автономный округ

89,31

Ненецкий автономный округ

89,27

Калужская область

89,25

Чукотский автономный округ

89,23

Пензенская область

89,22

Республика Крым

89,21

Челябинская область

89,16

Брянская область

89,09

Орловская область

89,09

Самарская область

88,96

Костромская область

88,88

Пермский край

88,86

Омская область

88,82

Тверская область

88,79

Республика Бурятия

88,49

Республика Татарстан

88,35

Кабардино-Балкаская Республика

88,07

Удмуртская Республика

88,03

Республика Саха (Якутия)

87,69

Иркутская область

87,51

Чувашская Республика

87,37

Курганская область

87,32

Липецкая область

87,15

Республика Калмыкия

86,96

Приморский край

86,42

Нижегородская область

86,21

Воронежская область

86,15

Астраханская область

85,88

Калининградская область

83,32

Камчатский край

82,77

Еврейская автономная область

81,77

Чеченская Республика

81,28

Московская область

77,66

Республика Адыгея

75,52

Карачаево-Черкесская Республика

72,55

Республика Северная Осетия — Алания

70,93

Республика Ингушетия

69,28

В процессе рейтингования анализируется статус предоставления показателей в ГАС «Управление» каждым субъектом РФ. При этом учитывается как соблюдение требований по оперативности, срокам предоставления показателей по соответствующему направлению мониторинга (функциональной задаче), так и предоставление ретроспективных показателей. Рейтинговая оценка определяется на основе сводного индекса предоставления показателей субъектом РФ, который рассчитывается автоматически по следующей формуле:

39.jpg

где:

Si — сводный индекс предоставления показателей;

Pn — оценка предоставления показателей в рамках соответствующего мониторинга;

n — количество мониторинговых процессов или функциональных задач системы, требующих предоставления соответствующих показателей в ГАС «Управление».

Pn вычисляется по следующей формуле:

40.jpg

где:

Tn — статус загрузки показателей по мониторингу (задаче) n за последний период (Tn — отношение количества загруженных показателей за последний отчетный период к количеству показателей, которые должны быть загружены за последний отчетный период);

Kn — статус загрузки показателей по мониторингу (задаче) n за предыдущие периоды (Kn — отношение количества загруженных показателей за все предыдущие отчетные периоды к количеству показателей, которые должны быть загружены за все предыдущие отчетные периоды);

— общее количество процессов мониторинга (задач), по которым субъект Российской Федерации должен предоставлять показатели в ГАС «Управление».

В случае если субъект Российской Федерации не должен предоставлять показатели по мониторингу n, соответствующее значение Pn не рассчитывается.

Информационные ресурсы ГАС «Управление»

Информация, публикуемая в ГАС «Управление» уполномоченными органами, подразделяется на следующие тематические блоки:

1) публичная отчетность органов исполнительной власти субъектов РФ о ходе исполнения поручений, содержащихся в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596–606 (майские указы)[2];

2) комплексный мониторинг социально-экономического положения монопрофильных муниципальных образований РФ;

3) мониторинг и контроль реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;

4) оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ;

5) мониторинг процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ;

6) межведомственное информационное взаимодействие через СМЭВ при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

7) мониторинг внедрения и использования системы ГЛОНАСС;

8) мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;

9) документы стратегического планирования;

10) анализ данных, предоставляемых МФЦ, и иные показатели.

Отчетность для проведения мониторингов сгруппирована в следующих модулях ГАС «Управление»:

1) мониторинг лицензирования отдельных видов деятельности[3];

2) мониторинг контрольно-надзорной деятельности;

3) мониторинг государственных (муниципальных) услуг;

4) мониторинг заключения соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и концессионных соглашений;

5) мониторинг объектов незавершенного строительства;

6) мониторинг и анализ казначейского сопровождения государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров (соглашений), заключенных в рамках их исполнения;

7) страховая деятельность;

8) мониторинг развития регионов федеральных округов в разрезе отраслей экономики.

Данные показатели подлежат размещению в ГАС «Управление» с различной периодичностью: ежемесячно, ежеквартально, два раза в год, ежегодно. В перспективе направления мониторингов будут расширяться.

Взаимодействие

В процессе контроля полноты и своевременности предоставления информации в ГАС «Управление» Управление Федерального казначейства по Амурской области использует следующие методы и формы взаимодействия с органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления:

  • направление информационных писем с результатами проведенных мониторингов размещения показателей в адрес уполномоченных органов и Правительства Амурской области;
  • осуществление информационной поддержки пользователей ГАС «Управление»;
  • повышение приоритета при рассмотрении обращений, зарегистрированных уполномоченными органами в службах технической поддержки ГАС «Управление» и государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»;
  • обеспечение участия представителей уполномоченных органов субъекта РФ и муниципальных образований в совещаниях и обучающих семинарах, проводимых Федеральным казначейством и Минэкономразвития России в режиме видео-конференц-связи.

За период с 2015 года по май 2021 года УФК по Амурской области направило свыше 450 информационных писем и осуществило сопровождение более 90 обращений уполномоченных органов по проблемам технического характера. Данная работа обеспечивает Амурской области высокие позиции в сводном рейтинге субъектов РФ (рисунок 3).

41.jpg

Ответственность за несвоевременное предоставление информации

Несмотря на меры, предпринимаемые Федеральным казначейством, не все респонденты статистической отчетности и поставщики информации выполняют рекомендации Правительства РФ по обеспечению своевременности предоставления данных в ГАС «Управление».

При этом статья 13.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несвоевременное предоставление первичных статистических данных субъектам официального статистического учета в виде наложения административного штрафа от 10 до 50 тысяч рублей на должностных лиц и от 20 до 150 тысяч рублей — на юридических лиц.

Применение мер ответственности к органам государственной власти и органам местного самоуправления за неразмещение (несвоевременное размещение, размещение недостоверных) сведений в ГАС «Управление» может повысить степень полноты, достоверности, актуальности размещаемой в системе информации и доверия со стороны внешних пользователей.

Заключение

Только при совместных, скоординированных действиях операторов информационной системы, федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъектов РФ можно достичь основную цель внедрения ГАС «Управление» — повышение уровня информатизации государственного сектора экономики и открытости для общества информации о деятельности органов власти.



[1] Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 года № 356-24. Продлена с 2020 по 2024 год.

[2] Показатели 1, 2, 5, 7 включены в расчет сводного рейтинга субъектов Российской Федерации.

[3] Показатели 1-4 включены в расчет сводного рейтинга субъектов Российской Федерации.


Поделиться