№ 6 июнь 2021 — 09 июня 2021

Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. Опыт УФК по Алтайскому краю

Версия для печати 1300 Материалы по теме

Единый портал бюджетной системы — вершина архитектуры ГИИС «Электронный бюджет», который аккумулирует информацию о бюджетном процессе. В статье представлен опыт Алтайского края по работе с ЕПБС, показаны результаты деятельности в данном направлении, обозначены планы по дальнейшему развитию портала.

42.png

Кристина Владимировна СУНЦОВА, заместитель руководителя УФК по Алтайскому краю


43.png

Юрий Владимирович ШМИДТ, начальник отдела ведения федеральных реестров УФК по Алтайскому краю


Требование времени

Рост объема информации, используемой обществом, стремительное развитие информационных технологий требуют определенной компетентности граждан при поиске необходимых сведений и их последующем применении. Сегодня это касается решения не только профессиональных, но и бытовых вопросов граждан. Правительство РФ, понимая важность и актуальность этих аспектов, принимает все возможные меры, направленные на повышение информационной грамотности населения.

Государственной программой РФ «Информационное общество (2011–2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 20 октября 2010 года № 1815-р и в дальнейшем продленной до 2024 года, предусмотрено решение задач по развитию экономики и финансовой сферы на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Также в документе говорится о необходимости предоставления гражданам возможности доступа к информации о деятельности организаций сектора государственного управления, публично-правовых образований в целом.

44.png

ЕПБС отвечает требованиям общегосударственной информационной политики, является составной частью проекта ГИИС «Электронный бюджет», а также более крупного проекта — «Электронное правительство»

Единый портал бюджетной системы РФ (budget.gov.ru) создан в целях обеспечения прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества. Основные этапы становления и развития ЕПБС показаны на рисунке 1. Портал способствует реализации на практике самих принципов построения бюджетной системы Российской Федерации, в частности принципа полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (статья 32 Бюджетного кодекса РФ) и принципа прозрачности (открытости) (статья 36 Бюджетного кодекса РФ).

45.png

Единый портал отвечает требованиям общегосударственной информационной политики и разработан в рамках реализации Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 июля 2011 года № 1275-р. Таким образом, ЕПБС является составной частью проекта ГИИС «Электронный бюджет», а также более крупного проекта — «Электронное правительство».

Порядок создания и ведения единого портала бюджетной системы РФ утвержден приказом Минфина России от 27 декабря 2013 года № 141н «О создании и ведении единого портала бюджетной системы Российской Федерации». В соответствии с порядком функциональным заказчиком портала является Минфин России. Непосредственно создание и ведение портала осуществляет Федеральное казначейство.

Первые контракты на разработку ЕПБС заключены Федеральным казначейством в 2013 году. В течение 2013–2015 годов осуществлено уточнение технических требований и разработаны программные компоненты единого портала, обеспечивающие интеграцию и сопряжение с подсистемами ГИИС «Электронный бюджет» (подсистемой обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров, подсистемой обеспечения юридической значимости электронных документов и подсистемой обеспечения информационной безопасности), осуществлялось наполнение портала справочной информацией.

На едином портале размещены базовые для бюджетного процесса справочники:

  • реестр соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров (работ, услуг);
  • реестр государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ);
  • реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.

В промышленную эксплуатацию

С 1 июля 2015 года приказом Минфина России портал введен в промышленную эксплуатацию. В соответствии с требованиями приказа Минфина России от 28 декабря 2016 года № 243н «О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации» с 1 января 2018 года финансовые органы субъектов РФ и органы управления территориальными фондами ОМС субъектов РФ обязаны размещать информацию о бюджетном законодательстве и бюджетном процессе соответствующих бюджетов на едином портале. С 1 января 2020 года обязанность размещения данной информации установлена также и для финансовых органов муниципальных образований. Размещение информации на едином портале осуществляется в структурированном виде с использованием ГИИС «Электронный бюджет» и личного кабинета ЕПБС.

Положениями приказа № 243н предусмотрена возможность формирования финансовыми органами муниципальных районов (городских округов) информации за финансовые органы городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (городского округа). В Алтайском крае этой возможностью воспользовались 648 муниципальных образований, которые приняли решение о передаче соответствующих полномочий 69 финансовым органам районов (100% городских и сельских поселений).

В целях предоставления возможности размещения информации Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее — Управление) обеспечило своевременное подключение к личным кабинетам на едином портале пользователей 71 финансового органа Алтайского края. Проведенная подготовительная работа управления совместно с Министерством финансов Алтайского края позволила практически полностью исключить возврат заявок на регистрацию, предоставленных финансовыми органами муниципальных образований. Управление осуществляет регулярное взаимодействие с финансовыми органами края по вопросам подключения, формирования и размещения информации на портале, проводит совещания, видеоконференции, ведет разъяснительную и консультативную работу.

Мониторинг размещенной информации

В соответствии с приказом Федерального казначейства от 12 декабря 2018 года № 400 «Об организации размещения информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации и осуществления полномочий его оператора» Управление осуществляет ежемесячный мониторинг размещенной информации на предмет ее наличия, актуальности, а также соблюдения сроков размещения. В ходе мониторинга осуществляется:

  • проведение детального анализа наличия информации в разрезе показателей, подлежащих опубликованию, и в разрезе муниципальных образований;
  • выявление причин неразмещения информации, по результатам их анализа предоставление рекомендаций по устранению;
  • публикация на официальном сайте управления (altay.roskazna.gov.ru) материалов и видеопрезентаций по размещению информации в разрезе каждого набора данных;
  • доведение до финансовых органов Алтайского края пошаговой инструкции по заполнению каждого набора данных;
  • проведение разъяснительной и побудительной работы с финансовыми органами муниципальных образований;
  • направление в адрес финансовых органов и глав администраций муниципальных образований результатов мониторинга размещения информации на едином портале.

46.png


Существует ряд объективных и субъективных факторов, которые не позволяют размещать информацию в сроки, предусмотренные приказом № 243н. К таким факторам можно отнести: дефицит кадров в сельской местности; переизбрание глав поселенческих администраций, вызвавшее необходимость переопубликования соответствующей информации; отсутствие информационно-технических возможностей; ограничения, действующие в условиях распространения коронавирусной инфекции.

47.png

Тесное и постоянное взаимодействие Управления с финансовыми органами Алтайского края имеет положительные результаты. Так, по состоянию на 1 декабря 2020 года информация, публикуемая способом «формирование с использованием личного кабинета единого портала», была размещена в полном объеме (рисунок 3) — 23 705 наборов данных по 719 бюджетам, в том числе:

  • 34 набора данных по краевому бюджету;
  • 10 наборов данных по бюджету Территориального фонда ОМС Алтайского края;
  • 23 661 набор данных по 717 бюджетам муниципальных образований Алтайского края.

По результатам проведенного Федеральным казначейством рейтинга субъектов РФ по количеству информации, размещенной финансовыми органами на ЕПБС, Алтайский край вошел в десятку лидеров (таблица).

Таблица. Рейтинг субъектов РФ по количеству размещенной муниципальными образованиями информации на ЕПБС, %

Наименование субъекта

Процент

Алтайский край

100

Воронежская область

100

Калужская область

100

Карачаево-Черкесская Республика

100

Новгородская область

100

Орловская область

100

Республика Адыгея

100

Республика Тыва

100

Тверская область

100

Ростовская область

99

Самарская область

99

Дальнейшее развитие

Сегодня Федеральное казначейство продолжает развитие единого портала. С 2021 года реализовано:

  • проведение мониторинга в разрезе муниципальных образований в автоматизированном режиме, в том числе информации, размещенной способом «формирование в структурированном виде»;

  • выгрузка из автоматизированной системы Федерального казначейства информации о кассовом исполнении по расходам бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов и об исполнении решений налоговых органов, предусматривающих взыскание на средства бюджетов при открытии лицевых счетов в органах Федерального казначейства.

Одной из ключевых задач текущего года является реализация функционала государственного (муниципального) социального заказа в социальной сфере на едином портале. 7 октября 2020 года принято распоряжение Правительства РФ № 2579-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в которых вступает в силу Федеральный закон „О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере“». В соответствии с ним Алтайский край включен в перечень регионов по реализации в 2021 году Федерального закона от 13 июля 2020 года № 189‑ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

Стратегической картой Федерального казначейства УФК по Алтайскому краю определено пилотным территориальным органом. Задача Управления по данному направлению — обеспечение возможности размещения на едином портале информации и документов в соответствии с Федеральным законом № 189‑ФЗ. В 2021 году Управление участвует в разработке целевого решения по обеспечению опубликования информации на едином портале (подготовка предложений о составе формуляров ГИИС «Электронный бюджет», предназначенных для размещения информации о государственном (муниципальном) социальном заказе), оказывает содействие финансовым органам Алтайского края (проведение консультаций, семинаров, совещаний с заинтересованными сторонами), а также осуществляет мониторинг размещения информации.

Дальнейшее развитие портала продиктовано новыми нормативными правовыми актами, принимаемыми для регулирования бюджетной сферы, а также изменениями потребностей пользователей ЕПБС. Закономерно ожидать изменения структуры портала, появления новых разделов, нового функционала. Уже сегодня Федеральное казначейство рассматривает возможность расширения в ГИИС «Электронный бюджет» объема информации по исполнительным документам, доработки витрин данных с учетом интеграции сведений из других информационных систем, оператором которых является Федеральное казначейство, а также из внешних информационных систем.

Поделиться