Версия для печати 1257 Материалы по теме
Москва предложила подискутировать на тему закупок

«В этом году мы решили попробовать новый формат взаимодействия — открытый дискуссионный клуб. Безусловно, для нас это дополнительный инструмент коммуникации, причем неформальный. Нам важно оперативно получать обратную связь от наших партнеров — заказчиков, поставщиков и предпринимательского сообщества — по тем направлениям, где мы плотно вместе работаем. Площадка поможет всем участникам рынка обсудить ключевые вопросы, разобрать конкретные кейсы и ситуации, а также получить разъяснения по профильному законодательству от регуляторов и консультации по работе с информационными сервисами города», — сказал модератор сессии «Федеральные новеллы в сфере государственных закупок», министр Правительства Москвы, начальник Главконтроля Е. А. Данчиков.

Оптимизация и автоматизация

На подходе — оптимизационный закон, его принятие планируется в весеннюю сессию. Он призван значительно упростить жизнь всем участникам закупочной деятельности. Заказчикам, подрядчикам, контрольным органам уже сейчас нужно готовиться к реализации новых правил. Законопроект предусматривает переходный период для вступления в силу отдельных норм, но основные требования (если все пойдет по плану) вступят в силу с 1 января 2022 года.

На ключевых моментах оптимизационного законопроекта, на которые необходимо обратить внимание всем участникам закупочной деятельности, остановилась Т. П. Демидова, директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов РФ. Несмотря на сокращение способов закупки, законопроект сохраняет все механизмы, способствующие отбору квалифицированного подрядчика. То есть из имеющихся сейчас процедур он берет лучшее и объединяет в трех способах: открытый конкурс, запрос котировок, аукцион. По всем процедурам применено максимально возможное сокращение сроков их проведения. Законопроект повышает квалификационные требования к участникам, но, как отметила представитель регулятора, положение субъектов малого предпринимательства не осложнится, так как для заключения контрактов с ними дополнительная универсальная предквалификация не вводится. Наоборот, во внесенных ко второму чтению поправках содержится норма, которая улучшает жизнь представителей малого бизнеса — предусмотрено увеличение квоты совершаемых у этого сегмента закупок до 30%. Правительство сейчас рассматривает эту возможность, и вероятность того, что норма будет принята, велика.

Как известно, оптимизационный законопроект предусматривает полную автоматизацию всех необходимых документов. Внесение недобросовестных поставщиков в соответствующий реестр тоже будет осуществляться в автоматизированном режиме. И это случится еще до вступления законодательных норм в силу. На опережение подготовлено постановление Правительства РФ, которое предусматривает максимально возможный обмен документов при рассмотрении вопроса о включении в Реестр недобросовестных поставщиков, в том числе автоматическое направление одновременно с протоколом признания участников закупки недобросовестными поставщиками сведений в контрольный орган.

К запуску готовы

О том, какие новые прогрессивные опции будут реализованы на ЕИС, рассказала заместитель руководителя Федерального казначейства А. Т. Катамадзе. Она отметила, что к 1 января 2022 года опции единой информационной системы будут соответствовать запросам нового закона. «Первого числа следующего года мы будем стартовать. Предварительно обеспечим наличие всех необходимых разъяснений, обучающих видеороликов, руководства пользователя. Мы нашли целый ряд интересных технологических решений. Но пока не буду открывать все секреты», — заинтриговала Катамадзе.

Но глобальные планы были обнародованы. Например, с 1 июля казначейство планирует запустить электронную контрактацию, что позволит в том числе уйти от заполнения реестра контрактов посредством перебивания туда руками сведений из контракта. То есть реквизитный состав электронной карточки контракта будет достаточным для автоматического заполнения реестра. Таким образом, заказчик экономит целых пять дней, отведенных на контроль со стороны Федерального казначейства и со стороны финоргана.

Здесь стоит сказать еще об одной новации, связанной с электронным контрактом и электронным актированием. Это автоформирование документов на оплату. Формирование заявок на кассовый расход будет переведено в ЕИС, и сведения из электронного акта и денежного обязательства будут синтезировать корректный документ, который не потребует глазного контроля. Локальные системы регионов, чьи финансовые органы осуществляют платежи, обслуживают региональную или муниципальную сеть самостоятельно, казначейство интегрирует с ЕИС. Это будет сделано для того, чтобы финансовые органы могли формировать заявку на кассовый расход строго на основании электронного акта, который казначейство будет передавать им в автоматизированном режиме. Таким образом, казначейство думает обеспечить кардинальное снижение сроков оплаты контрактов — в подавляющей части случаев до 1–2 дней. «Это достаточно серьезное для нас изменение внутренней работы, работы с нашими клиентами. Мы планируем завершить подготовку к внедрению новации в полном объеме для тех, кто обслуживается в казначействе, к 1 января 2023 года, а для всех остальных — к 1 июля 2023 года», — сказала докладчик.

Нажми на копку — получишь результат

Председатель Контрольно-счетной палаты Московской области В. В. Королихин в своем выступлении поделился четырехлетним опытом Московской области в использовании электронного документооборота на этапе исполнения контракта. Заказчики и исполнители обмениваются документами через подсистему единой автоматизированной электронной системы управления закупками Московской области «Портал исполнения контрактов». В Подмосковье заключается порядка 400 тысяч контрактов в год в общей сумме где-то на 400 миллионов рублей, они порождают более шести миллионов документов. В среднем в день через систему проходит 22 тысячи документов, а иногда и до 40 тысяч.

Плюсом к уже годами опробированному функционалу системы появившаяся в середине 2020 года технология «Умный контракт» создает цифровую модель контракта и обеспечивает автоматизированное формирование текстовой части проекта контракта, его структурированных полей, в которых сама все рассчитывает, делает анализ и осуществляет контроль. Создание контракта происходит на основе первичных документов (как правило, форматы ФНС). Изменение условий контролируется на основе цифровой модели. Исполнение контролируется в режиме реального времени. Информация о результатах исполнения контрактов формируется из структурированных первичных источников — заказчику достаточно нажать кнопку, чтобы отправить отчет. Но, как отметил Королихин, недостаточно просто разработать программный продукт, очень много усилий, как показал опыт, уходит на внедрение новой системы. Если сегодня в ПИК реализуется 99% контрактов, то по технологии умных контрактов формируется пока только 70% от их общего числа. Тем не менее делать это нужно. К движению вперед побуждает ощутимый эффект от внедрения ПИК. Он значительный — улучшены основные показатели исполнения контракта. В частности, снизилось количество нарушений по срокам поставки, приемки и оплаты. Мотивация к соблюдению закона — нарушение отражается в системе по факту совершения.

Технология «Умный контракт» создает цифровую модель контракта и обеспечивает автоматизированное формирование текстовой части проекта контракта, его структурированных полей, в которых сама все рассчитывает, делает анализ и осуществляет контроль

Система интегрирована со многими информационными ресурсами региона. Например, все данные по приемке передаются в региональный электронный бюджет, соответственно, обязательства фиксируются в электронном бюджете, и документ оплаты привязывается к тому документу приемки, который оплачивается. Соответственно, информация об оплате автоматически передается на портал исполнения контрактов. Благодаря интеграции с системой 1С документы, которые получает заказчик, первичные учетные документы автоматически передаются в систему бухгалтерского учета и раскладываются там по регистрам учета. Сейчас идет работа по объединению ПИК с ЕИС.

Информации достаточно

Е. А. Исаева, заместитель руководителя Управления ФАС по Москве, рассказала об изменениях, которые уже произошли в деятельности Антимонопольной службы, в том числе которые связаны с функциями по контролю.

В целях реализации статьи 99 44‑ФЗ в конце 2020 года принято постановление Правительства РФ № 1576, которым утверждены правила контроля в отношении заказчиков, контрактных служб, полномочных органов. Данные правила устанавливают порядок, условия, формы проведения таких проверок, определяют права и обязанности как контролирующего органа, так и субъектов контроля. Исаева отметила, что это постановление сделало акцент на электронных проверках. «Вся информация содержится в единой информационной системе, и нам как контрольному органу не представляется сложным посмотреть всю документацию о закупке. Кроме того, при рассмотрении жалоб и при проведении проверок мы активно используем государственную информационную систему „Независимый регистратор“, которая позволяет нам без дополнительного запроса к заказчику получать доступ к заявкам, подающимся на закупку, и видеть всю хронологию процедуры», — сказала она.

Закон о контрактной системе не содержит ни порядка, ни сроков проведения проверок и до вступления в силу постановления Правительства № 1576 УФАС руководствовалось нормами, определенными Федеральным законом № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», и проводило проверки в течение 30 календарных дней. В настоящий момент в постановлении определены сроки для внеплановых проверок — десять рабочих дней. Контрольному органу дана возможность продлить проверку еще на десять дней. Причем постановление не устанавливает обязанность ФАС как контрольного органа вызывать заказчика для проведения контрольного мероприятия. В Управление ФАС по Москве в достаточно большом объеме поступают обращения организаций общественного контроля, которые фиксируют малосущественные нарушения закона. В большинстве случаев это нарушения, связанные с размещением сведений в реестре, и ФАС проверяет такие обращения самостоятельно, экономя и свое время, и заказчика.

Что касается плановых проверок, то теперь они проводятся в два этапа. Они могут проходить одновременно, но в первоочередном порядке ФАС смотрит закупки, по которым еще не определен поставщик для того, чтобы у контролера при выявлении нарушения была возможность оперативно среагировать и выдать соответствующее предписание. На втором этапе проверяются закупки, контракты по которым заключены.

Вопрос о том, кого проверять в плановом порядке, УФАС по Москве решает, используя свою собственную статистику по рассмотрению жалоб. Под контроль попадают те заказчики, на кого больше всего поступает жалоб, при этом, конечно, высчитывается процент обоснованных обращений. С 1 июля 2022 года в ЕИС должна заработать опция по автоматическому отнесению заказчика к той или иной категории риска, которая будет зависеть от трех критериев: количества выявленных нарушений в результате рассмотренных жалоб, количества случаев неисполненных предписаний и количества решений о невключении поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков при одностороннем расторжении контракта.

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться