№ 6 июнь 2021 — 09 июня 2021

Индустрия культуры

Версия для печати 1307 Материалы по теме
Индустрия культуры

Культурный сектор важен для обеспечения непрерывного развития общества и находится в центре креативной экономики. Основанный на индивидуальном творчестве и таланте людей, он создает значительное экономическое богатство. Более того, в экономическом плане культурный и креативный сектора демонстрируют рост выше среднего и создают рабочие места, особенно для молодежи, одновременно укрепляя социальную сплоченность.

Валерий Дмитриевич ДЗГОЕВ, руководитель объединенной редакции ИД «Бюджет»

Бизнес на комиксах

Журнал «Бюджет» уже писал о опыте небольшого французского города Ангулема (население 43 тысячи человек), что расположен недалеко от более знаменитого городка Коньяк. Главной гордостью Ангулема является фестиваль комиксов Angouleme BD, который ежегодно собирает до 200 тысяч участников. Комиксы — рассказы в картинках, появились, как известно, в Америке и оттуда попали в Европу. История Ангулемского фестиваля начинается с выставки комиксов «10 миллионов картинок». Выставка имела такой оглушительный успех, что муниципалитет решил проводить ее ежегодно. Начиная с 1974 года, также по инициативе муниципальных властей, вместо выставки ежегодно проводится фестиваль комиксов.

Культура — это идеальное средство общения, которое отвергает языковые барьеры, расширяет права и возможности людей и содействует социальной сплоченности

Идею проведения фестиваля активно поддержал тогдашний президент Франции. Постепенно акция приобрела масштабный характер, в ней активно стал участвовать бизнес. Был создан музей комиксов, стали развиваться мультимедийные технологии, начали работать школы по подготовке специалистов в сфере мультимедиа и кино, появилось много новых рабочих мест. Ангулем стал вторым городом во Франции (после Парижа) по количеству созданных фильмов. Останавливаться на достигнутом муниципалитет не стал, с 1998 года город проводит фестиваль анимационного кино, в мае, октябре и декабре каждого года проходят фестивали музыки и гастрономии. В 2009 году в городе был открыт новый музей комиксов с библиотекой и производством комиксов.

66.png

Как итог сегодня все это не только культура, но и бизнес. Сегодня для Ангулема все, что связано с комиксами, стало образом жизни и источником деловых контактов.

Опыт французского города Ангулема — это хороший пример умелой организации бизнеса и государственно-частного партнерства в области культуры. И мы призываем внимательно посмотреть на подобные примеры и попытаться сделать что-то подобное.

Опыт Германии

Сегодня мы наблюдаем, что все больше творческих людей трудятся в индустрии культуры. Замечено, что во всем мире индустрия культуры — один из самых быстрорастущих секторов экономики. В Германии, например, 1,2 миллиона человек заняты полный рабочий день в сфере культуры и творчества. Общая стоимость производимых ими товаров и услуг в 2018 году составила более 100 миллиардов евро, что значительно больше, чем в таких гигантских отраслях, как химическая промышленность (50,6 миллиарда евро), или секторе финансовых услуг (75,2 миллиарда евро.) По аналогии с ИТ-индустрией культура все больше и больше становится отраслью, объединяющей специалистов из разных сфер. Культура становится двигателем инноваций для многих отраслей экономики. Ведь компании во всех отраслях постоянно нуждаются в новых продуктах, услугах и процессах, и, чтобы завоевывать клиентов в конкурентной борьбе, они прибегают к услугам деятелей культуры.

67.png

В Германии решили: чтобы тенденция продолжалась, отрасль должна стать более конкурентоспособной, нужно расширить возможности получения прибыли для инновационных малых предприятий в сфере культуры и для самозанятых. Осенью 2007 года федеральное правительство Германии выдвинуло инициативу — создать Центр компетенций индустрии культуры и творчества. Его координаторами стали федеральное Министерство экономики и энергетики и уполномоченный федерального правительства по культуре и средствам массовой информации. Основная цель — улучшить возможности для развития малых инновационных компаний, расширить перспективы трудоустройства для фрилансеров и креативщиков. Еще одна задача новой структуры — показать возможности для сотрудничества со сферой культуры и создать синергетический эффект взаимодействия культурной и творческой индустрии с другими отраслями.

Задача центра компетенций — сделать культурные и творческие индустрии более заметными, поддержать их межотраслевой потенциал для экономики, общества и политики и вместе с участниками данной сферы решать проблемы отрасли

Со временем центр компетенций расширил концепцию своего создания, инициируя новые проекты и форматы, проводя постоянный анализ отрасли. Тем самым он укрепляет ее и в долгосрочной перспективе подготавливает плодородную почву для формирования экономики со значительным участием культурных и творческих индустрий. Спектр услуг, предлагаемых центром компетенций, структурирован по трем направлениям:

1

Развитие и инновации. Центр компетенций использует методы индустрии культуры и творчества, чтобы продвигать что-то новое. Регулярно собирает игроков из разных отраслей, чтобы использовать подходы всех секторов экономики и генерировать инновационные решения для конкретных задач в короткие сроки.

2

Сеть и платформа. Благодаря большому количеству проектов и мероприятий, от конгрессов до роуд-шоу (маркетинговые мероприятия), центр дает представителям бизнеса, политики и общества возможность познакомиться с различными механизмами культурной и творческой индустрии и обсудить общие вопросы.

3

Анализ и тенденции. Центр предоставляет важные данные и факты об индустрии культуры и творчества, а также информацию о последних событиях в этой отрасли. В рамках научного анализа центр изучает новаторские темы в сфере культуры и творчества и показывает их связь с другими областями экономики и общества.

В Центре компетенций индустрии культуры и творчества Германии работает порядка 20 сотрудников. Они в том числе помогают предпринимателям в сфере культуры и творчества общаться друг с другом и с представителями других секторов.

68.png

По инициативе федерального правительства Германии Центр компетенций индустрии культуры и творчества осуществляет постоянный мониторинг в данной сфере. Ежегодные мониторинговые отчеты анализируют (с 2009 года) важность культурных и творческих инициатив для экономики страны в целом и показывают развитие всей индустрии и ее субрынков на основе экономических показателей. Эти анализы основаны на общедоступных источниках, например таких, как статистические данные Федерального агентства занятости, а также репрезентативные данные, изначально собранные для отчетов о мониторинге.

Евросоюз — за культуру!

Германия не единственная страна, которая использует большой потенциал индустрии культуры. В 2018 году Евросоюз принял новую европейскую повестку дня в области культуры, где сформулировал три стратегические цели — социальную, экономическую и внешнюю. В документе, в частности, говорится о необходимости поощрять мобильность специалистов в культурном и творческом секторах и устранять препятствия для их мобильности, защищать и продвигать культурное наследие Европы как общего ресурса, повышать осведомленность об общей истории и ценностях и укреплять чувство общей европейской идентичности.

Участие в культурной жизни улучшает здоровье и благосостояние людей. 71% недавно опрошенных европейцев согласились с тем, что «жизнь вблизи мест, связанных с культурным наследием Европы, может улучшить качество жизни». Исследования подтверждают, что доступ к объектам культуры является вторым по важности фактором после здоровья, определяющим психологическое благополучие человека.

ЕС убежден, что культура и творчество являются важными активами для экономики. Культуру и творческое мышление в формальном и неформальном образовании, профессиональной подготовке на всех уровнях и в процессе обучения на протяжении всей жизни всячески нужно поддерживать. Поощрять создание благоприятных экосистем для культурных и творческих индустрий, содействовать доступу к финансированию, инновационному потенциалу, справедливому вознаграждению авторов и создателей.

69.png

Существует четкая связь между уровнем образования и участием в культурной жизни. Культурная самоидентификация и выражение ее — одна из восьми ключевых компетенций, признанных Европарламентом. Межсекторальные действия в этом сегменте будут изучать в контексте пересмотренной системы ключевых компетенций для обучения на протяжении всей жизни. В разделе «Внешнее измерение —укрепление международных культурных связей» документ призывает «поддерживать культуру как двигатель устойчивого социально-экономического развития. Содействовать культуре и межкультурному диалогу для мирных межобщинных отношений. Укреплять сотрудничество в области культурного наследия».

Культурная занятость

Евросоюз имеет сильные культурные и творческие индустрии. Они необходимы не только для культурного разнообразия Европы, укрепления социальной сплоченности и повышения ее международной привлекательности. Это один из самых динамичных секторов экономики континента. По данным Евростата, в культурной и креативной индустрии занято порядка 8,7 миллиона человек (1,2 миллиона предприятий), что составляет 3,8% от общей рабочей силы в ЕС.

«Креативная Европа»

«Креативная Европа» (Creative Europe) — это рамочная программа Европейской комиссии по поддержке культурного и аудиовизуального секторов. Вслед за предыдущей культурной и медиапрограммами «Креативная Европа» с бюджетом 1,46 миллиарда евро (на 9% больше, чем у предыдущих программ) будет поддерживать культурный и креативный сектора Европы.

Для многих европейцев, особенно для молодежи, культура и творчество являются важной точкой входа на рынок труда (в Латвии, Румынии, на Кипре, в Болгарии, Португалии, Эстонии и Испании в сфере культуры занято больше 15—29-летних людей, чем в экономике в целом). Но преобладание проектной, нетипичной и неполной занятости может быть проблематичным для властей. Адаптация нормативной базы для обеспечения охвата и социальной защиты непостоянных и все более мобильных работников представляет собой серьезную политическую проблему. Справедливое вознаграждение авторов и исполнителей — это задача, которую Комиссия ЕС решает в рамках стратегии единого рынка.

Кредиты

Доступ к финансированию для малых и средних предприятий в культурном и творческом секторах является более сложным, чем для обычных МСП. Отчасти это объясняется нематериальной природой их активов, нишевой составляющей некоторых рынков и недостаточным знанием финансистами специфики сектора. Для решения этих проблем Европейская комиссия выделила более 250 миллионов евро на обеспечение кредитов предприятиям творческих секторов. Гарантийный фонд культурного и креативного секторов гарантирует до 2 миллиардов евро новых кредитов для тысяч культурных и креативных МСП.

Через Гарантийный фонд культурного и креативного секторов Европейская комиссия взяла на себя обязательство частично покрывать потенциальные потери финансовых посредников по кредитам, предоставленным для проектов культурного и творческого секторов. Покрытие может доходить до 70% потерь по каждому отдельному кредиту и до 25% общего портфеля кредитов финансового посредника культурному сектору. Делая это, Еврокомиссия надеется стимулировать участие финансистов в этой сфере.

Гарантию ЕС предоставляет бесплатно выбранным финансовым посредникам. Она может быть дана двумя способами: 1) прямые финансовые гарантии банкам, долговым (кредитным) фондам и другим финансовым посредникам, предоставляющим кредиты, финансовую аренду или облигации МСП культурного и творческого секторов; 2) финансовая контргарантия поручителям, которые выдают гарантии банкам и другим финансовым посредникам в отношении кредитов и/или финансовой аренды МСП культурного и творческого секторов.

В дополнение к гарантии финансовые посредники могут воспользоваться бесплатными услугами, целью которых является обучение финансовых посредников для повышения их понимания особенностей культурного и творческого секторов.

Поделиться