Принцип эффективности использования бюджетных средств, это достижение наилучшего результата с использованием наименьшего объема ресурсов, для местных бюджетов является основополагающим. Одним из инструментов реализации данного принципа являются обзоры бюджетных расходов. В статье представлен опыт применения этого механизма в городе Медногорске.
Ирина Валерьевна НИКИТИНА, заместитель главы муниципального образования по финансово—экономической политике — начальник финансового отдела Администрации города Медногорска Оренбургской области
Органы местного самоуправления должны быть заинтересованы в наращивании собственных доходов и в повышении качества управления бюджетными расходами, используя современные инструменты и нестандартные решения. Одним из таких перспективных инструментов управления общественными финансами выступают обзоры бюджетных расходов.
Обзоры бюджетных расходов в городе носят систематический характер и уже интегрированы в бюджетный процесс, что обеспечит оптимальный объем и структуру расходов
В настоящее время активно перенимается международный опыт внедрения практики проведения обзоров бюджетных расходов. Но на данный момент не существует строго регламентированных инструкций, методик, порядка, организационного механизма проведения бюджетных обзоров. Это дает большое поле для законотворческой деятельности на муниципальном уровне.
В нашем муниципальном образовании принято постановление администрации города «Об утверждении порядка проведения обзоров расходов бюджета муниципального образования город Медногорск». В соответствии с ним в систему управления муниципальными финансами введены обзоры бюджетных расходов. Цель проведения обзоров бюджетных расходов— определение и высвобождение недостаточно эффективно используемых ресурсов для их перенаправления на решение приоритетных задач социально-экономической политики муниципалитета. Обзоры бюджетных расходов позволяют простимулировать администраторов бюджетных средств к поиску внутренних резервов оптимизации бюджетных расходов в целях обеспечения финансирования приоритетных направлений муниципальной политики.
Проведение обзоров бюджетных расходов осуществляет финансовый отдел Администрации города Медногорска. Но при необходимости к этой работе мы привлекаем заинтересованных главных распорядителей и получателей бюджетных средств.
Расходы на охрану
Объектом бюджетных обзоров в 2019 году выступили расходы по организации охраны зданий муниципальных учреждений культуры и образования. Для выбора мер и направлений экономии необходимо было изучить варианты охраны зданий. Охрана объектов может осуществляться силами муниципальных учреждений, а также подразделениями вневедомственной охраны, частными охранными предприятиями (ЧОП), имеющими лицензию на ведение охранной деятельности, с помощью технических средств, посредством вывода сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в дежурную часть территориального органа внутренних дел (ДЧ ОВД) или на пункты централизованной охраны (ПЦО) территориальных органов вневедомственной охраны (ОВО) либо сочетанием этих видов охраны.
В ходе изучения рынка предложений по организации охраны зданий специализированными службами и сопоставления соответствующих расходов по содержанию младшего обслуживающего персонала (МОП), выполняющего функции охраны в муниципальных учреждениях, был сделан вывод, что организация охраны объектов с помощью частных охранных предприятий повышает эффективность бюджетных расходов (таблица 1).
Таблица 1. Расчет экономии от использования услуг ЧОП в 2019 г., тыс. руб.
Муниципальные учреждения |
Годовой фонд оплаты труда МОП |
Годовая цена договора с ЧОП |
Экономия (гр. 4 = 2 – 3) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Учреждения дошкольного образования |
6746,9 |
5517,6 |
1229,3 |
Учреждения общего образования |
4516,7 |
3479,3 |
1037,4 |
Учреждения культуры |
878,3 |
748,6 |
129,7 |
Итого |
12 141,9 |
9745,5 |
2396,4 |
Таблица 2. Бюджетный эффект от использования услуг ЧОП в 2020 г., тыс. руб.
Муниципальные учреждения |
Годовой фонд оплаты труда МОП |
Годовая цена договора с ЧОП |
Бюджетный эффект (гр. 4 = 2 – 3) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Учреждения дошкольного образования |
7252,9 |
5808,0 |
1444,9 |
Учреждения общего образования |
4855,4 |
3662,4 |
1193,0 |
Учреждения культуры |
944,4 |
791,6 |
152,8 |
Итого |
13 052,7 |
10 262,0 |
2790,7 |
По итогам проведения обзора бюджетных расходов в 2019 году главным распорядителям бюджетных средств — отделу образования и отделу культуры Администрации города Медногорска рекомендовано: 1) провести мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов путем перевода зданий на охрану специализированными службами; 2) результаты бюджетного обзора учесть при подготовке бюджета на 2020 год и плановый период. Бюджетный эффект от перевода функций охраны частному охранному предприятию в 2020 году уже составил 2790,7 тысячи рублей (таблица 2).
Расходы на отопление
Объектом проведения бюджетного обзора в 2020 году выступили расходы на обслуживание газовых котельных по двум главным распорядителям бюджетных средств: отделу образования и отделу культуры Администрации города Медногорска. Эксплуатация объектов энергоснабжения муниципальных учреждений, в нашем случае — газовых котельных, предполагает наличие постоянного обслуживающего персонала. Даже на полностью автоматизированных котельных требуется минимум два аттестованных человека, отвечающих за работу котельного и вспомогательного оборудования.
Муниципальное учреждение, в котором действует газовая котельная, несет расходы, связанные с выплатой заработной платы операторам газовых котельных, заменой основного и вспомогательного оборудования, проведением экспертиз (здания, дымовой трубы), поверкой приборов, режимно-наладочными испытаниями, ликвидацией нештатных (аварийных) ситуаций. В ходе анализа мы пришли к выводу, что, привлекая для эксплуатационного обслуживания объекта энергоснабжения специализированную организацию, муниципальное учреждение получит ряд преимуществ:
1) повышение эффективности бюджетных расходов — использование услуг специализированной организации в 2020 году позволило бы высвободить 629 тысяч рублей, так как фонд оплаты труда операторов газовых котельных составлял 2317,9 тысячи рублей, при этом цена договора со специализированной организацией была равна 1688,9 тысячи рублей;
2) снижение зависимости от ресурсных ограничений (в первую очередь финансовых и кадровых) по сравнению с ситуацией, когда учреждение задействует собственные ресурсы для выполнения функций по эксплуатации газовой котельной;
3) доступ через специализированную организацию к передовым технологиям управления энергообъектом.
По результатам проведенного обзора бюджетных расходов было предложено учреждениям культуры и образования в 2021 году оформить договор со специализированной газовой службой. Ожидаемый бюджетный эффект от перевода услуг по эксплуатации газовых котельных составит около 675 тысяч рублей (рисунок).
Стоит отметить, что коэффициент роста минимальной оплаты труда, от которой зависит фонд оплаты труда младшего обслуживающего персонала, опережает темпы роста инфляции. Следовательно, в долгосрочном периоде прогнозируется рост экономического эффекта от проведения мероприятий по переводу услуг охраны и эксплуатации газовых котельных специализированным службам.
Обзоры бюджетных расходов в городе Медногорске носят систематический характер и уже интегрированы в бюджетный процесс. Обеспечивая возможность перераспределения ресурсов, обзоры бюджетных расходов повышают эффективность программного бюджетирования, способствуют установлению многолетних потолков расходов, обеспечивают учет долгосрочных стратегических целей.