Проблема бездомных (безнадзорных) животных актуальна для каждого города, поселка, села. Ее решение лежит в двух плоскостях: работа с животными, которые оказались на улице, и работа с людьми. Необходимо развивать культуру ответственного отношения к домашним животным. Ведь подавляющее число бездомных кошек, собак — это выброшенные домашние животные или их потомство.
Людмила Петровна ЖУКОВСКАЯ, председатель ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области»
Вопросы защиты, обращения с безнадзорными животными регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498‑ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 498‑ФЗ). Положения закона, касающиеся отлова собак и других животных без владельцев, вступили в силу с января 2020 года.
До вступления в силу нововведений отловленных безнадзорных животных отвозили в пункты передержки, сейчас же их должны немедленно передавать в приюты. При этом определение понятия «приют» в федеральном законодательстве отсутствует. Указанный факт приводит к свободному толкованию субъектами РФ данного понятия и, как следствие, к отсутствию единого подхода при реализации мероприятий по обращению с безнадзорными животными.
Поскольку приютов для животных в настоящее время катастрофически не хватает, то безнадзорных собак и других животных, если они не проявляют агрессии, можно возвращать в прежние места обитания. Но, как предписывает закон, прежде животное необходимо стерилизовать, вылечить, маркировать и вакцинировать против бешенства и других опасных заболеваний. Другие способы обращения с безнадзорными животными считаются негуманными. Усыплять животное можно только по ветеринарным показаниям, в случае тяжелой болезни или травмы. Однако стерилизованная и вакцинированная собака после возвращения на улицу все равно может представлять опасность для человека. Собаки — стайные животные, у них есть своя иерархия, они будут жить по законам стаи и нападать вместе со всеми, если, например, возникнут проблемы с пищей.
Значительно изменились и требования к предпринимателям, которые занимаются отловом безнадзорных собак и других животных. В Законе № 498‑ФЗ закреплен большой список требований. Так, закон запрещает применять вещества и приспособления, которые могут травмировать или убить животное. Транспорт для перевоза животных должен быть оборудован спецсредствами: поилками, аптечками. Отлов животного и возращение его в прежнее место обитания должно быть зафиксировано на видео. Очевидно, что данные поправки направлены на эффективное и гуманное решение вопроса с безнадзорными животными, но в то же время очень усложняют его реализацию на практике.
Опыт Саратовской области
В Саратовской области государственное полномочие по обращению с животными без владельцев передано органам местного самоуправления. Данное решение закреплено Законом Саратовской области от 3 ноября 2015 года № 144-ЗСО[1]. В соответствии с этим законом предусмотрены субвенции из областного бюджета на осуществление передаваемых государственных полномочий. Объем субвенций определяется исходя из нормативов — расчетных показателей потребности органов местного самоуправления в бюджетных средствах в расчете на одну голову отловленного безнадзорного животного и прогнозной численности животных, подлежащих отлову на территории соответствующего муниципалитета.
Несмотря на то что Правительство Саратовской области создает условия для решения вопросов с безнадзорными животными, выделяет финансовые средства на строительство приютов, актуальность данной проблемы не снижается. И одна из причин этого — безответственное отношение людей к своим питомцам. Как пример: в Саратовской области вдоль реки Волга на протяжении нескольких десятков километров расположились дачные массивы. Ежегодно, по информации администраций сельских и городских поселений, на этой территории, после закрытия дачного сезона количество брошенных собак и кошек вырастает в разы.
По нашему мнению, решить вышеописанную проблему возможно, внедрив на законодательном уровне механизм контроля за пребыванием животного у владельца (учет и идентификация животных, внесение сведений о нем и его владельце в единую базу данных — реестр) и ответственности. Хозяин, оставивший без надзора животное, должен нести административную, финансовую ответственность за своего питомца, в том числе когда животное находится в приюте. Это, по нашему мнению, значительно снизит количество бродячих кошек и собак.
Приюты для четвероногих
Регулировать численность безнадзорных собак и кошек помогают и приюты. В Саратовской области в 2020 году принято постановление правительства об организации деятельности приютов для животных[2]. Вместе с тем мы сталкиваемся с вопросами, которые надо урегулировать на законодательном уровне. Так, на сегодня отсутствует правовая возможность создания межрайонных приютов. Понятия «межрайонный приют», «межмуниципальный приют» в действующем законодательстве отсутствуют, как и понятие «государственно-частный приют» или «муниципально-частный приют». Статья 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224‑ФЗ о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ содержит перечень объектов соглашения государственно-частного и муниципально-частного партнерства, однако пункта о животных или возможности создания приютов в данной статье нет. Внесение изменений в вышеуказанный закон даст толчок для развития ГЧП и муниципально-частного партнерства в условиях ограниченности ресурсов муниципального образования и станет одним из решений вопроса острой нехватки приютов в регионах, и в Саратовской области в частности. Известно, на уровне Правительства РФ обсуждается изменение законодательства с нововведением вышеуказанных понятий. По нашему мнению, данный вопрос требует более оперативного решения.
По данным всероссийской ассоциации «Благополучие животных» в регионах России (кроме Москвы) живут 660 тысяч бездомных собак. При этом имеющиеся приюты для животных, оказавшихся на улице, а их 461, могут вместить только 114 тысяч особей. Столичные приюты могут содержать 15,5 тысячи собак.
В нашей области к решению проблемы безнадзорных животных активно привлекаются частные приюты, благотворительные фонды. В одном из районов Саратовской области действуют два частных приюта для безнадзорных животных. Свою деятельность они ведут в том числе и на средства фонда президентских грантов, что является существенной поддержкой. В феврале 2021 года в Новобурасском районе начал работать частный приют на 240 мест. Здесь размещаются животные, отловленные в Новобурасском районе, а также в районах, входящих в радиус 450 километров. В дальнейшем планируется увеличить вместимость данного приюта до 500 мест.
При участии управления ветеринарии Правительства Саратовской области прорабатывается вопрос об увеличении вместимости и других имеющихся приютов. Например, частный волонтерский приют «Верность» (Саратовский район), где могут содержаться 200 собак, планируется увеличить до 500, благотворительный фонд «Пушистик» (город Маркс) — со 130 до 200 голов.
Нужен комплексный подход
Совет муниципальных образований Саратовской области наряду с управлением ветеринарии области оказывает методическую поддержку органам местного самоуправления, в том числе в разработке технической документации для объявления конкурса по выбору лицензированной организации на отлов безнадзорных животных; консультативную помощь юридическим лицам, изъявившим желание заниматься сложным, но полезным и необходимым для всего региона делом, — содержанием животных без владельцев в приютах.
Большую работу по реализации законодательства в сфере организации работы с безнадзорными животными проводит и Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления (ВАРМСУ). В настоящее время обсуждается вопрос о возможности принятия единого модульного документа по технической документации при реализации государственного полномочия.
Подводя итог вышесказанному, хочется подчеркнуть, что вопрос организации отлова и содержания животных без владельцев может быть решен только комплексно, с участием муниципальных и государственных органов, в том числе федеральных, общественных и иных организаций, неравнодушных граждан, а также при условии внесения изменений в действующее законодательство в данной сфере.
[1] Закон Саратовской области от 3 ноября 2015 года №
[2] Постановлением Правительства Саратовской области от 4 марта 2020 года №