25 апреля 2024 года
Регистрация
№ 7 июль 2021 — 13 июля 2021

Государственный и муниципальный долг субъектов РФ и муниципальных образований

Версия для печати 981 Материалы по теме

В ходе обращения Президента РФ к Федеральному собранию в 2021 году была затронута тема задолженности субъектов бюджетной сферы по коммерческим заимствованиям. Президент поставил задачу заместить бюджетными кредитами весь объем коммерческого долга, превышающего 25% собственных доходов бюджета бюджетной сферы.

По состоянию на 1 июня 2021 года совокупный долг субъектов РФ и муниципальных образований составляет более 2,8 триллиона рублей (из них 12% муниципальный долг).

Структура долга (рисунок), если сравнивать субъекты и муниципальные образования, свидетельствует о том, что субъекты РФ при выборе коммерческих заимствований чаще предпочитают форму выпуска облигационного займа. Этот инструмент дает возможность осуществлять заимствования на более длительный срок, а также, ввиду более широких возможностей по работе с ними на финансовых рынках, наиболее предпочтителен для кредитных организаций.

1.jpg

Однако данный вид заимствований доступен не всем — бюджетное законодательство ставит возможность размещения облигаций в зависимость от величины кредитного рейтинга, присвоенного одним из аккредитованных агентств. Это требование в большинстве случаев является определяющим для муниципальных образований и субъектов РФ со средним уровнем долговой устойчивости, которые не могут получить необходимого кредитного рейтинга. Они вынуждены осуществлять заимствования в виде коммерческих кредитов на короткие сроки — в среднем от года до трех лет.

Предложения Президента РФ по обеспечению долгосрочной устойчивости региональных и муниципальных финансов позволят субъектам бюджетной сферы в первую очередь снизить расходы по обслуживанию долга (ставки по коммерческим заимствованиям в разы выше ставок по бюджетным кредитам) и, что более важно, растянуть график погашения долговых обязательств на срок до 2029 года. Это положительно скажется как на долговой устойчивости субъектов бюджетной сферы, так и на возможности получения более высокого кредитного рейтинга.

Приведенные в статье данные рассчитаны на основе сведений, публикуемых на официальных сайтах Министерства финансов РФ minfin.ru, Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, а также Банка России cbr.ru.

Р. А. ГЛУШКИН, начальник управления аналитического сопровождения бизнеса Департамента государственных финансов АО «СМП Банк»

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно