Версия для печати 915 Материалы по теме

Финансовый университет при Правительстве РФ и Институт реформирования общественных финансов провели круглый стол «Возрождение рынка региональных облигаций. Прецедент Москвы». Представители Правительства Москвы, региональных министерств, инвестиционных институтов, профильных бизнес-ассоциаций, зарубежных и российских финансовых компаний, банков, бирж, общественных организаций,
эксперты рынка обсудили актуальные вопросы привлечения заемного финансирования, в частности перспективы выпуска зеленых облигаций.

В следствие пандемии для многих российских регионов увеличилась актуальность привлечения заемного финансирования, которое позволит продолжить выполнение важных социально-экономических программ в условиях сложной бюджетной ситуации. При этом, как отметил спикер мероприятия А. В. Трачук, декан факультета «Высшая школа управления», профессор Департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве РФ, генеральный директор АО «Гознак», конъюнктура рынка обеспечивает привлекательные условия для размещения облигаций. В такой ситуации Москва создала серьезный прецедент, организовав масштабный выпуск долговых бумаг. Подробнее об облигационной программе столицы рассказала заместитель руководителя аппарата мэра и Правительства Москвы М. А. Багреева.

11.jpg

Москва давно на рынке субфедеральных займов, с 2013 года. В последнее время этим инструментом активно не пользовалась, московский бюджет и без того имел достаточно средств на выполнение всех социальных обязательств перед жителями города, а также на реализацию и наращивание большой инвестиционной программы. Запущено много новых проектов в сфере строительства, в первую очередь, касающихся развития транспортной системы, инфраструктуры. 2020 год по понятным причинам сложился в плане доходов не так хорошо, как хотелось бы. Хотя спад в сравнении с другими мировыми мегаполисами был не очень большим, а в 2021 году темпы исполнения доходов бюджета говорят о том, что экономика активно восстанавливается, Москва решила выйти на рынок заимствований. Ключевой аргумент «за» — нельзя замедлять темпы реализации инфраструктурных проектов, а лучше даже ускорить завершение некоторых строек. В строительстве фиксируется очень высокая инфляция, и экономически выгодней занять сегодня, чем откладывать реализацию проекта и строить уже по завтрашним ценам. Кроме того, проекты в сфере строительства инфраструктуры — это возможность привлечения частных инвестиций и создания новых рабочих мест. «В среднем по нашим оценкам на один рубль бюджетных инвестиций у нас привлекаются порядка трех рублей частных инвестиций», — поделилась подсчетами Багреева

Программа заимствований на 2021 год зафиксирована в законе о бюджете Москвы. Обозначена предельная сумма займа — 396 миллиардов рублей. Но, скорее всего, нужды в такой сумме не будет. Во всяком случае пока принято решение об эмиссии облигаций на 210 миллиардов рублей. Эти средства привлечены в равных долях от продажи трехлетних, пятилетних и семилетних зеленых облигаций.

Российская нормативная база, касающаяся инструментов ESG-финансирования, в частности, зеленого финансирования, на данный момент еще только формируется. Сейчас созданы рабочие группы, в которые входят представители Минэкономразвития России, ВЭБа. И пока только идет большая работа по определению правил оценки экологических эффектов от реализуемых проектов и мер поддержки для эмитентов и инвесторов, вкладывающихся в зеленые бумаги. «Поэтому наши облигации являются зелеными по международным стандартам. Они включены в реестр зеленых облигаций и инструментов устойчивого развития Международной ассоциации рынков капитала. Кроме того, облигации были квалифицированы как инструмент зеленого финансирования по стандарту ВЭБ, и Московская биржа получила наши бумаги в сектор устойчивого развития», — сказала Багреева.

12.jpg

Что касается привлеченных средств, то часть их власти Москвы планируют направить на закупку электробусов. В этом году будет приобретено 400 единиц. Второй проект — развитие большой кольцевой линии Московского метрополитена. Предполагается построить 18 станций. На это в том числе будут использованы и собственные средства города.

Часть привлеченных с помощью зеленых облигаций средств Москва планирует направить на закупку электробусов и на развитие большой кольцевой линии метрополитена

Кто вслед за Москвой?

Директор Института реформирования общественных финансов В. В. Климанов отметил, что уже очевидно — рынок региональных долговых обязательств будет меняться. Бюджеты регионов в целом, исключая 2018-2019 годы, складывались с дефицитом, несмотря на постоянное увеличение безвозмездных межбюджетных трансфертов. Рос и госдолг. Сейчас консолидированный долг регионов составляет около 2,5 триллиона рублей плюс 300 миллиардов муниципального долга. Рост госдолга в значительной степени происходит за счет роста бюджетных кредитов из федерального бюджета. Их объем в настоящее время составляет более 1,1 триллиона рублей. При этом у богатых регионов, к которым в том числе относится Москва, возможностей получить бюджетную ссуду под символические 0,1 годовых больше, чем у бедных.

Ситуация складывается таким образом, что бюджетные кредиты останутся основным долговым инструментом для субъектов РФ. Это продиктовано тем, что в апрельском послании Президента РФ Федеральному собранию анонсировано удлинение сроков возврата по существующим бюджетным кредитам, замещение ими коммерческих кредитов, а также новый инструмент долговой политики — инфраструктурные бюджетные кредиты. Ценные бумаги также представляются адекватным инструментом. Их суммовой объем в настоящее время составляет около 800 миллиардов. Был период активного пользования этим инструментом, но с середины 2010 годов многие стали от него отказываться. «Мой прогноз, что сейчас благоприятное время для изменения конструкции долгового рынка. Нам стоит ожидать изменений в законодательстве, легитимирующих предоставление инфраструктурных кредитов, увеличение срока предоставления бюджетных займов, а также эмиссию зеленых облигаций. А после этого уже определяться, кто из регионов сможет пойти вслед за Москвой», — сказал Климанов.

Хорошо, но мало

О системных последствиях развития формата зеленых облигаций рассказал, снизив градус восхищения белокаменной, депутат Московской городской думы, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова М. И. Яндиев. Он отметил, что, кроме зеленых облигаций, есть еще зеленые кредиты, зеленые инвестиции, зеленые акции и т. д. Зеленые облигации — всего лишь крохотная часть такой системы, такого образа жизни, при котором экология занимает ключевое место, является безусловным приоритетом. В Москве, по мнению спикера, такого, к сожалению, пока нет. «В этой связи нам видится преподнесение московских зеленых облигаций в качестве великого достижения не к месту», — отметил он и привел результаты проведенных исследований. Они следующие. Только 10% выбросов СО2 приходится на транспорт, включая авиацию, железнодорожный, водный, автомобильный. Из 3 миллионов автомобилей, которые выходят на улицы города, 10 тысяч — автобусы. Москва же собирается за счет зеленых облигаций поменять в целом 400 автобусов. «Получается, великая цель и малюсенькое действие, нацеленное на ее достижение», — считает ученый.

Второе направление зеленых облигаций — большая кольцевая линия метро. Ее введение должно способствовать пересадке людей с личного транспорта на метро. По мнению многих экспертов, количество людей, которые это сделают, невелико.

Применительно к Москве Яндиев рассмотрел состояние трех ключевых составляющих сохранения экологии — госполитики, законодательства, применения законодательства.

1

В Москве нет экологической стратегии. Ее нет, несмотря на попытки сделать, потому что реальный приоритет московских властей, по мнению Яндиева, это строительный комплекс. За последние годы строительные площади существенно выросли, в то время как площади зеленых территорий, по данным Greenpeace, существенно сократились. «По нашим расчетам, за последние три года мы потеряли в общей сложности 200 тысяч деревьев, то есть посажено деревьев меньше, чем вырублено, на 200 тысяч. Это разве не свидетельство катастрофических интенсивных изменений?», — отметил депутат.

2

Зеленое законодательство Москвы очень сильно устарело, оно нуждается в оптимизации и усовершенствовании. Существуют проблемы с распределением ведомственных полномочий. При выборе форм компенсации за вырубленные деревья в приоритете не посадка натуральная, а денежная компенсация: строителям выгоднее заплатить деньги.

3

Применение законодательства — тоже слабое звено. Имеют место нарушения при вырубке деревьев, непрозрачность порядка выдачи порубочных билетов, неактуальность схем зеленых насаждений. В прошлом году на портале «Активный гражданин» было организовано два голосования. Первое посвящено выбору мест для компенсационного озеленения, второе — выбору пород деревьев. Голосование состоялось. «Мы в начале года сделали грандиозную рассылку писем в органы власти с просьбой: „Уважаемые коллеги, вы же готовитесь к зимнему сезону, проверяете опрессовку отопления, точно так же подготовьтесь к началу посадочного сезона“. Несмотря на предупреждение, посадки нет. Пару недель назад мы получили письмо, там написано кратко: принято решение в весенний сезон посадки не производить. Почему? Не понятно», — рассказал Яндиев.

Депутат признал, что он, конечно же, не против ввода зеленых облигаций. Но это маленькая часть работы, которая требуется для спасения экологии. Москве, например, для нормальной жизнедеятельности необходимы 28 миллионов деревьев. Дефицит оценивается в 8,5 миллиона. Нужны меры. И одна из них — не выдавать разрешения на строительство до тех пор, пока не будет определена площадка для компенсационного озеленения.

Ответственное инвестирование

Директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Я. А. Кабаков рассказал о привлекательности долговых инструментов российских регионов для розничных инвесторов. По его мнению, неправильно, что физлица не имеют достаточного доступа к выкупу облигаций, а также сталкиваются с проблемой их ликвидности. Например, в 2020 году денег на рынке было немного, и средства частных инвесторов были бы очень актуальны. Что касается зеленых облигаций, то, по мнению эксперта, это очень интересная тема. Появляется ответственное инвестирование. «Мы, как профессионалы, отлично понимаем, что зеленые облигации — это обычные облигации. Пока государство не даст определенный стимул, инвесторы вряд ли будут делиться своей доходностью по зеленым облигациям. При этом новое поколение физических лиц, которое сейчас активно идет на финансовый рынок, смотрит на этот сегмент», — отметил эксперт.

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться