Версия для печати 861 Материалы по теме
На Дальнем Востоке должен побывать каждый россиянин

Развитие Дальнего Востока Президент РФ назвал приоритетной задачей на весь XXI век. О том, что необходимо сделать для решения главных проблем этой территории, мы поговорили с Владимиром Михайловичем НОВИКОВЫМ, депутатом Государственной думы, членом Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

— Владимир Михайлович, Россия стремительно теряет позиции на Дальнем Востоке, население региона к 2050 году может сократиться почти на 40 процентов и составить менее 4 миллионов человек. Как депутат, представляющий интересы Приморского края, дальневосточник, что вы думаете по поводу такого рода прогнозов? Действительно ли население 41 процента территории России перестает ощущать себя частью большой единой страны?

— Я давно понял, что прогнозы вещь нужная и вместе с тем неоднозначная. Они хороший механизм манипуляции для того, чтобы направить процесс воображения, сознания в определенное русло. Да, проблемы на Дальнем Востоке есть, это очевидно, но разговоры о потере Россией влияния на территории округа и экспансии китайцев необоснованы. Нет никакого засилья китайских рабочих на Дальнем Востоке. Если их и привлекают, то в основном в строительную отрасль. К сожалению, строительных компаний на Дальнем Востоке не так много, а строительство идет активно. В связи с этим некоторые объекты строят китайские компании. Однако все это ведется под контролем и в соответствии с государственными контрактами.

Китайских граждан, занятых в сельском хозяйстве, за последние 20 лет стало гораздо меньше, нежели это было в 1990-е годы. Тогда действительно было засилье. Поэтому зарубежная экспансия, отдаление территории и прокитайские настроения на Дальнем Востоке — все это мифы, которые необходимо развенчивать.

Что касается оттока населения, то, да, такая проблема существует, окончательно переломить эту тенденцию пока не удается. Вообще конфликт интересов крупных городов, центральных регионов России с малыми городами, отдаленными регионами свойственен не только Дальнему Востоку, но здесь он наиболее выражен. Мир глобализировался, изменились ценности жизни, мотивы и установки людей, как следствие, возросла мобильность. В особенности это касается молодого поколения. Столицы и мегаполисы притягивают молодежь не только возможностью получить хорошее образование, построить хорошую карьеру, но и доступом к культурным ресурсам, к более благоустроенной жизни, доступом к цивилизации.

— Что нужно сделать, чтобы у дальневосточников не возникало чемоданного настроения?

— Мы должны создать жителям Дальневосточного федерального округа максимально комфортные условия для жизни. Что я понимаю под такими условиями? Во-первых, конечно же, решение жилищных проблем. Например, создалась молодая семья, и первый вопрос, который встает перед ней, — где жить? Так вот наша задача предоставить новой ячейке общества возможность на льготных условиях приобрести дом или квартиру. Большой шаг на этом пути уже сделан. Как вы, наверное, знаете, на Дальнем Востоке с 2019 года действует программа «Дальневосточная ипотека», в соответствии с которой молодая семья может взять кредит под 2 процента. Это важная государственная поддержка, которая имеет огромнейшее значение для закрепления молодежи в родном городе, поселке. Льготный кредит можно получить не только на покупку квартиры, но и на строительство собственного дома. Чтобы ипотека стала более доступной для молодых, я считаю, что нужно установить первоначальный взнос, который бы не превышал сумму материнского капитала. Зачастую молодая семья не может вступить в программу из-за того, что размер начального взноса оказывается для нее неподъемным. На мой взгляд, такое решение буквально напрашивается, и оно было бы правильным.

22.jpg

Второе, что я отношу к комфортным условиям, — наличие в достаточном количестве детских садов, школ (общеобразовательных, музыкальных, творческих), больниц, поликлиник, ФАПов, спортивных учреждений, досуговых центров. Сегодня на государственном уровне приняты важные решения о большом инфраструктурном развитии округа, о выделении регионам субсидий из федерального бюджета на развитие инфраструктуры. Понятно, что построить только за бюджетные деньги в каждом населенном пункте бассейн или ледовый дворец нет возможности. Да и с точки зрения последующего их содержания не все просто — не все муниципалитеты потянут такие расходы. Однако мы можем построить качественные дороги, чтобы люди в течение часа могли легко добраться до соседнего города или районного центра, где есть многофункциональный физкультурно-оздоровительный комплекс, большой досуговый центр, где можно интересно провести свободное время.

Дальний Восток нужно сделать доступным именно для наших граждан, тогда и мифы о зарубежной экспансии, об угрозах целостности страны развеются сами собой

И, наконец, — достойная заработная плата. Кардинальное повышение покупательной способности заработной платы — актуальнейший вопрос для Дальнего Востока. Сегодня уровень покупательной способности на территории округа при существующей заработной плате гораздо ниже, чем в средней части России. Чтобы сократить этот разрыв, мы должны создать такие условия, чтобы на наших предприятиях заработная плата была выше, как минимум, в 2,5 раза.

В настоящее время много мер предпринимается для социально-экономического развития территории, озвучивается много различных предложений. Например, предлагается освободить организации, работающие на Дальнем Востоке, и живущих там граждан от налогов. Соответствующие законопроекты поступают в Государственную думу. Возможно, такие предложения стоит более пристально изучить. Но, на мой взгляд, интересен другой механизм: государство предоставляет предпринимателю, предприятиям льготы по налогам, например, по НДФЛ или налогу на прибыль, а они сэкономленные средства направляют на повышение заработной платы своим работникам. Надеюсь, следующий состав Государственной думы будет активно поднимать и обсуждать данный вопрос.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что именно решение озвученного комплекса вопросов снизит отток населения с дальневосточных территорий. И еще, я хотел бы остановиться на одном моменте. Помните, героиня фильма «Москва слезам не верит» утверждала, что каждый гражданин нашей страны хотя бы раз в жизни отдыхает в Сочи. Я считаю, что сегодня настало время, когда каждый россиянин хотя бы раз должен побывать и отдохнуть на Дальнем Востоке. Сегодня многие соотечественники недооценивают наш регион, забывая, что его южная часть находится на широте Сочи. Да, сегодня у нас не все так обустроено, как в городе-курорте, но мы прилагаем усилия для создания комфортного отдыха, и, рано или поздно, мы сможем предложить высокий уровень сервиса для гостей.

Не только южные территории Дальнего Востока представляют интерес. Весь Дальний Восток уникален своей природой, бальнеологическими ресурсами. Думаю, многим было бы интересно посмотреть, как, например, в Якутии добывают алмазы, а в Магаданской области — золото, как на Камчатке ловят горбушу и кету, и так далее. Сегодня необходимо делать ставки на развитие внутреннего туризма. Нам нужно сделать доступным Дальний Восток именно для наших граждан, тогда и мифы о зарубежной экспансии, об угрозах целостности страны развеются сами собой. К тому же развитие туризма в регионе — это новые жизненные перспективы для дальневосточников, для предпринимательской инициативы, это создание рабочих мест, точка приложения креативных идей, новый ресурс для развития округа в целом.

— Как вы считаете, достаточно ли мер сегодня принимается для прорывного экономического развития региона?

— Очень хорошо, что у Дальнего Востока появилась собственная стратегическая программа — Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года. Она была утверждена в сентябре прошлого года[1]. Юрий Петрович Трутнев, заместитель председателя Правительства РФ — полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, смог добиться создания такого масштабного документа. Дальневосточным регионам не хватало устойчивой и планомерной программы развития, которая позволила бы развивать бизнес, создавать рабочие места, получать качественную медицинскую помощь и образование. Теперь программа, включающая все эти пункты, появилась.

Уникальность программы в том, что это результат совместной работы Минвостокоразвития России, Государственной думы, региональных властей и, конечно же, самих дальневосточников. Она отразила все те насущные проблемы, которые назвали сами граждане. Был организован сбор из регионов предложений по развитию территории, их было десятки тысяч, самые проработанные включены в программу. В частности, документом предусмотрено, создание в каждом из 11 регионов округа новых туристических кластеров. Заметный акцент сделан на строительстве новых школ, детских садов, больниц и объектов культуры.

— Владимир Михайлович, но подобные программы для Дальнего Востока уже принимались, и не раз, ни одна из них не решила существующие проблемы.

— Я понимаю ваш скептицизм. В отношении этой программы я уверен, что все будет по-другому, и она будет выполнена. Реализация документа будет осуществляться в три этапа: 2020–2024, 2025–2030, 2031–2035 годы. По каждому периоду будет утвержден план мероприятий. Для каждого субъекта РФ в программе поставлены цели и задачи. Каждый губернатор будет четко знать, что он обязан сделать и каких результатов достичь в рамках реализации Национальной программы. У нас зачастую при смене власти новый глава региона, мэр, не прочь списать свои неудачи на предшественников, либо обнулить все их начинания и назначить свой курс. Этот документ обеспечит преемственность при решении проблем на региональном, муниципальном уровнях.

23.jpg

Кроме того, на федеральном уровне в соответствии с этой программой определен объем финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета. Я считаю большим прорывом принятие решения о том, что уровень софинансирования при участии в федеральных проектах для дальневосточных регионов установлен минимальный. Для муниципалитетов объем софинансирования составляет всего 0,1 процента. Будучи мэром города Артем, я мог только мечтать о таком. В то время, чтобы поучаствовать в той или иной программе, муниципалитету нужно было изыскать 30 процентов от стоимости проекта. Нас часто обвиняли в инертности, в нежелании решать проблемы за счет действующих программ, но мы не участвовали не потому, что не хотели, а из-за банального отсутствия в бюджете денег на софинансирование. Сегодня все федеральные и краевые программы предполагают максимальное содействие муниципалитетам. И это большой прорыв.

— Накопившиеся на Дальнем Востоке проблемы решать исключительно за счет государственных инвестиций не совсем правильно, да это и невозможно. На ваш взгляд, какие инструменты следует задействовать еще?

— Абсолютно согласен. Если взять только те инфраструктурные проекты, которые как воздух нужны Дальнему Востоку, то на их реализацию нужно около 2,5 триллиона рублей, это примерно 12-15 процентов федерального бюджета. Изыскать такие средства не реально. В этой связи сейчас большое внимание уделяется государственно-частному партнерству.

Сегодня ГЧП можно назвать одним из основополагающих инструментов развития региональной и муниципальной инфраструктуры, привлечения частных инвестиций и, как следствие, повышения качества оказываемых населению услуг. Совместные проекты государства и бизнеса касаются не только крупных инфраструктурных, но и социальных объектов. При участии бизнеса и инвестиций в регионах развиваются проекты в сфере здравоохранения, спорта и туризма. Например, в Приморском крае застройка некоторых районов осуществляется при условии, что застройщик принимает на себя обязательства возведения в рамках ГЧП детских садов и школ на территории жилых комплексов.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА



[1]Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2020 года № 2464-р.


Поделиться