Версия для печати 698 Материалы по теме
Нормотворческие инициативы

Гарантировать безопасность социального питания в образовательных учреждениях посредством закупок, решить вопрос подтверждения опыта совокупной стоимостью контрактов в сфере социального питания и другие проблемы осуществления закупочной деятельности возможно благодаря внесению в законодательство соответствующих поправок. В статье представлены предложения Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга по совершенствованию законодательства в системе государственных закупок.

Александр Викторович ЖЕМЯКИН, председатель Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга

«60 на 40», или когда качество важнее цены

Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга в ходе реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 15 января 2020 года в части обеспечения бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы разработал систему повышения качества организации питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Некоторые механизмы этой системы уже прошли апробацию и транслируются как позитивная региональная практика в сфере государственных закупок по питанию.

В настоящее время правила оценки заявок участников закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд не выделяют закупки социального питания в отдельный вид услуг, в отношении которых устанавливались бы отличные от общего правила предельные величины значимости критериев оценки. Заказчики при осуществлении таких закупок устанавливают значимость стоимостных критериев оценки в размере 60%, нестоимостных — 40%. Этот механизм дает возможность признать победителем поставщика, предложившего сниженную цену контракта, при этом не получившего максимальных баллов по нестоимостным критериям оценки (рисунок 1). Такая процедура определения победителей закупок при существующих критериях оценки, где преференция отдана цене, не исключает снижения качества поставляемых продуктов и оказываемых услуг в школах и детских садах.

50.jpg

Специалисты комитета провели комплексный анализ рынка социального питания в разных регионах РФ, в ходе которого выявили общую тенденцию: демпинг является существенным фактором, влияющим на процедуру определения победителя закупки. Для исключения этого фактора и минимизации рисков при проведении закупок по питанию комитет выступил с инициативой изменить веса критериев оценки: стоимостных на 40% и нестоимостных на 60%. Таким образом, победителем контракта будет определен тот, кто предложит наиболее качественные и функциональные характеристики объекта закупки. В частности, поставщик будет обладать необходимым уровнем квалификации и иметь должный объем финансовых и материальных ресурсов, оборудования, опыта работы, связанного с предметом контракта, а также деловую репутацию и наличие специалистов, иных работников определенного уровня квалификации.

Подтверждение опыта совокупной стоимостью контрактов

При анализе ситуации на рынке социального питания в Санкт-Петербурге, специалисты комитета выявили проблему подтверждения опыта исполнения участником контрактов социального питания в рамках предквалификации. Так, участники закупок, которые ранее участвовали в совместных закупках указанной категории, не смогут подтвердить свой опыт, потому что будет учитываться стоимость каждого контракта, а не их общая сумма, составляющая сумму начальной максимальной цены контракта совместной закупки. По мнению экспертов, причиной является правовое несовершенство положений Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99, в соответствии с которым заказчик при проведении конкурса с ограниченным участием обязан установить дополнительные требования к участникам закупки. В частности, он обязан потребовать наличие опыта исполнения конкретного контракта на оказание услуг общественного питания и поставки пищевых продуктов. Для участия в соответствующей закупке участнику надлежит предоставить копию ранее исполненного контракта или договора на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов в подтверждение своего опыта. При этом стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20% от НМЦК.

Участнику закупок представляется более целесообразным направить все свои ресурсы на победу в крупной единичной закупке, чем на совместную закупку на ту же сумму

Например, НМЦК по единичной закупке — 100 миллионов рублей и НМЦК по совместной закупке (100 контрактов по 1 миллиону) — 100 миллионов рублей. В соответствии с Постановлением № 99 победитель по единичному контракту в 100 миллионов рублей сможет использовать этот контракт в закупках с НМЦК до 500 миллионов рублей. В то же время победитель по указанной совместной закупке будет иметь опыт исполнения контракта в 1 миллион рублей (100:100 = 1) и сможет принять участие в будущих закупках только до 5 миллионов рублей. Это порождает неравенство участников совместных и единичных закупок. Участнику представляется более целесообразным направить все свои ресурсы на победу в крупной единичной закупке, чем на совместную закупку на ту же сумму, ведь по совместной закупке будет несколько контрактов, цена каждого из которых, естественно, ниже.

Комитет разработал и направил в Министерство финансов РФ предложения по внесению соответствующих изменений в Постановление Правительства РФ № 99 (рисунок 2). Предложения получили положительный отзыв и приняты в работу по дальнейшему совершенствованию законодательства о контрактной системе.

51.jpg

Взаимодействие с УФСИН и расширение перечня преференций

В начале 2021 года комитет провел заседание рабочей группы с участием представителей Управления федеральной службы исполнения наказаний и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам заключения контрактов о производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг для обеспечения государственных нужд. На заседании был рассмотрен перечень производимых учреждениями УФСИН товаров, работ и услуг, при закупках которых в соответствии с Федеральным законом предоставляются преференции. В результате было принято решение инициировать расширение перечня товаров (работ, услуг), закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика. В настоящее время в этом перечне отсутствуют закупки средств индивидуальной защиты, изделий медицинских, в том числе хирургических, а также изделий из нетканых материалов.

Министерство юстиции РФ поддержало инициативу комитета и подготовило предложения о внесении изменений в перечень товаров (работ, услуг). Соответствующий проект постановления Правительства РФ уже проходит процедуру согласования с заинтересованными органами государственной власти.

Перспективы совместных межрегиональных закупок

Экономия бюджетных средств и сокращение собственных затрат — то, что стимулирует заказчиков объединяться для покупки однородных товаров, работ, услуг путем проведения совместных закупок. Это позволяет расширить круг потенциальных поставщиков за счет повышения рентабельности (объединение небольших закупок в одну более крупную) и оптимизации затрат на логистику.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона № 44‑ФЗ, если два и более заказчика закупают одни и те же товары, работы, услуги, то они вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Однако при организации таких закупок возникает проблема определения идентичности и однородности товаров, работ, услуг.

Так, в целях проведения совместной закупки Санкт-Петербургом и Ленинградской областью комитет проанализировал ведомости дефектов общей автомобильной дороги по улице Братьев Горкушенко и автомобильной дороги Новый Петергоф — Низино — Сашино. В ведомостях Санкт-Петербурга и ведомостях Ленинградской области выявлены различия в составе видов предполагаемых к выполнению работ. Например, в работах по вырубке кустарниковой растительности, по ремонту моста, в том числе по устройству деформационных швов, замене водопропускной круглой металлической трубы и др. Считаем, что для реализации права региональных заказчиков на проведение совместной закупки следует предусмотреть изменения Федерального закона № 44‑ФЗ, которые будут допускать проведение совместных закупок с одинаковым наименованием предмета закупки (например, капитальный ремонт дорог), но допускающие не полностью идентичные виды работ у заказчиков (например, в Санкт-Петербурге — дорога без моста, а в Ленинградской области мост имеется).

№ 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ: синергия совместных закупок

Совершенствование системы государственных закупок идет непрерывно. Одной из наиболее перспективных тенденций развития совместных закупок являются совместные закупки государственных заказчиков и заказчиков, осуществляющих закупки по Федеральному закону № 223‑ФЗ, в рамках единого объекта. Однако при их реализации не всегда удается достичь синергетического эффекта. Например, оказалось невозможным осуществить совместную закупку в рамках единого объекта по уборке и содержанию территорий ПАО РЖД и администраций районов Санкт-Петербурга, прилегающих к полосе отвода железной дороги. Законы № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ такие закупки не регулируют.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона № 44-ФЗ, если два и более заказчика закупают одни и те же товары, работы, услуги, то они вправе проводить совместные конкурсы или аукционы

ПАО РЖД осуществляет закупки по уборке и содержанию ж/д территорий в соответствии с Федеральным законом № 223‑ФЗ, а администрации районов — в соответствии с Федеральным законом № 44‑ФЗ. Практика осуществления таких совместных торгов будет способствовать разрешению проблемы «перекидывания» мусора от одного подрядчика к другому, предотвращению несанкционированных свалок.

Аналогичный пример — совместная закупка в рамках единого объекта «Лахта Центр»: строительство объекта «Лахта Центр» и обустройство прилегающих к нему территорий, в том числе, подъездных путей, развязок, переходов. ПАО «Газпром» осуществляет закупки по строительству объекта «Лахта Центр» в соответствии с Федеральным законом № 223‑ФЗ. Исполнительные органы власти Санкт-Петербурга осуществляют закупки по ремонту, благоустройству и содержанию дорог, территорий Санкт-Петербурга, прилегающих к объекту «Лахта Центр», в соответствии с Федеральным законом № 44‑ФЗ.

Проведение совместной закупки по законам № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ не только повысит эффективность процедур, но и позволит выбрать единого подрядчика для осуществления указанных работ в рамках единого объекта, что поспособствует созданию единой концепции благоустройства территорий Санкт-Петербурга и реализации программы «Доступная среда».

Механизм рассрочки в госконтрактах: 30 дней и более

Рассрочка — достаточно распространенный механизм приобретения товаров, работ, услуг при наличии ограниченного бюджета. Он описан статьей 489 Гражданского кодекса. В то же время положения части 13.1 статьи 34 Федерального закона № 44‑ФЗ, регламентирующие обязанность заказчика оплатить поставленный товар, выполненную работу (ее результаты), оказанную услугу, отдельный этап исполнения контракта в срок не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, не позволяют заказчикам воспользоваться механизмом рассрочки при приобретении объектов социальной инфраструктуры.

Комитет предлагает внести изменения, которые в исключительных случаях будут предусматривать возможность оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта в срок более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. В случае, если объект построен досрочно, а контракт многолетний, и в текущем периоде ассигнования отсутствуют, тогда подрядчик будет нести затраты на содержание и охрану объекта. А заказчик, в свою очередь, не сможет запустить объект (например, детский сад) в эксплуатацию. Предлагаемая новация целесообразна потому, что за счет введения механизма рассрочки снизит расходы застройщика и ускорит ввод в эксплуатацию объектов социальной сферы.

Поделиться