Версия для печати 807 Материалы по теме

Межрегиональное совещание «Централизация бухгалтерского учета организаций государственного сектора. Практика и проблематика» состоялось в Вологде в июле текущего года. Вопрос темы совещания на Вологодчине изучен уже досконально, и приобретенный опыт интересен профессиональному сообществу. В конференции приняли участие представители Министерства финансов РФ и Федерального казначейства, а также руководители финансовых органов субъектов Северо-Западного федерального округа, Республики Татарстан, Московской и Ярославской областей, органов власти и муниципальных образований Вологодской области.

Новации от Казначейства России

С приветственным словом к участникам конференции обратился руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин, отметив, что сама жизнь заставляет регионы начинать процессы централизации бухгалтерского учета. Вологодская область является ярким примером эффективного управления общественными финансами. Руководство региона ищет и находит новые инструменты, обеспечивающие оперативность получения информации по направлениям деятельности участников бюджетного процесса.

Артюхин рассказал об изменениях в работе казначейской системы, которые не могут не касаться регионов. 2021-й — год масштабной модернизации, выразившейся в создании новой системы казначейских платежей. Это предопределяет новые возможности для платежных отношений — проведение платежей в соответствии с теми стандартами, которые существуют в банковской системе. Явный результат нововведений — за первое полугодие 2021 года благодаря управлению остатками средств единого казначейского счета субъекты РФ получили дополнительные доходы в размере 6,5 миллиарда рублей.

«По нашему прогнозу, до конца года мы еще перечислим порядка 11 миллиардов рублей субъектам РФ. И мы видим, что создали эффективную систему управления финансами, пользу от которой получают все регионы», — отметил Артюхин.

Говоря о развитии казначейской системы, руководитель ФК затронул тему бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей, которому сейчас в Бюджетном кодексе посвящена целая статья. Ее появление, по словам Артюхина, обусловлено тем, что теперь с созданием единого казначейского счета все публично-правовые образования стали клиентами казначейства, которое в свою очередь трансформировалось в квазибанк.

Провести же платеж через банк всегда было сложнее, чем осуществить казначейский платеж, так как регулятор в лице Центробанка возлагал на банки требования по жесткому комплаенс-контролю. «Получилось, что наши банковские коллеги ушли чуть дальше нас. И теперь Центральный банк, Минфин России, Росфинмониторинг ставят перед нами задачу создать такую систему платежей, при которой все без исключения транши будут просеиваться через сетку комплаенс-контроля. Предполагается разработка документа — приказа Минфина России по согласованию с Центральным банком и Росфинмониторингом, который будет касаться порядка осуществления бюджетного мониторинга. Сначала бюджетный мониторинг будет распространяться на участников казначейского сопровождения, а потом им будут охвачены все платежи», — рассказал главный казначей России. Казначейство разработает особые инструменты, которые позволят производить следующие действия:

  • приостановление операций по счету;
  • выяснение экономической сути той или иной операции;
  • фиксацию экономической сути;
  • обмен соответствующей информацией с Росфинмониторингом.

Без централизации не решить глобальные задачи

Казначейство России является клиентоориентированной сервисной организацией, которая призвана слышать, слушать и даже угадывать пожелания своих клиентов. И в казначейское меню входят в том числе и казначейское сопровождение, и централизация бухгалтерского учета. Без централизации учета, по мнению руководителя ФК, невозможно решить другие глобальные задачи, поставленные перед финансовой системой страны. Поэтому основное направление развития бухучета — это создание именно единой централизованной системы, работа участников которой базируется на общих для всех принципах. «Финансисты Вологодской области провели очень серьезный эксперимент, который завершился хорошим результатом. В области создана централизованная система бухгалтерского учета для финансовых органов, региональных и муниципальных автономных и бюджетных учреждений. На федеральном уровне тоже проходит централизация учетных полномочий, и мы рассчитываем на обмен опытом, что позволит при развитии данного проекта учесть все наработки Вологодской области», — сказал он в заключение своего выступления.

Об организации и развитии процедур ведения бюджетного учета и формирования отчетности в условиях централизации полномочий рассказал директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С. В. Романов. Сейчас реализуется крупнейший проект методологии по формированию стандартов бюджетного учета для государственного сектора. Эта работа продолжается на протяжении пяти лет и будет завершена в следующем году. Стандарты определяют все важнейшие аспекты организации учета и отчетности для организаций государственного сектора. Это публичный проект, в котором принимали участие все регионы страны. Нормы, заложенные в положения стандартов, существенно увеличивают объем объектов бюджетного учета, аналитический срез и глубину учета. «Сегодня, как, впрочем, и всегда, данные бухгалтерского учета — это основные данные, наиболее системные, полные и достоверные, для принятия управленческих решений. Бухгалтерские стандарты обеспечивают гармонизацию с международными требованиями финансовой отчетности», — отметил докладчик. Также представитель Минфина России подчеркнул, что Вологодская область и Краснодарский край — самые активные партнеры Министерства финансов РФ в работе по формированию современной методологии учета в условиях централизации, реализации национальных проектов, повышения требований к бухгалтерскому учету по обеспечению достоверности и полноты данных.

Сделано на Вологодчине

О концепции построения централизованной модели учета в Вологодской области рассказала заместитель губернатора региона, начальник департамента финансов В. Н. Артамонова. Процесс централизации на Вологодчине начался в 2014 году, когда область находилась в сложных финансовых условиях. Именно поэтому основными целями централизации учета было повышение экономности использования бюджетных средств и обеспечение управляемости финансами. На сегодня эти задачи решены.

«Реализация проекта позволила создать единую информационную платформу для государственных и муниципальных секторов, обеспечить единую методологию ведения бюджетного учета и отчетности, внедрить электронный юридически значимый электронный документооборот с применением электронной подписи, снизить трудозатраты и повысить производительность труда. Общий экономический эффект от сокращения расходов на содержание бухгалтерских служб в государственном и муниципальном секторах с начала реализации проекта составил более 1,7 миллиарда рублей», — отметила главный финансист Вологодской области.

В настоящее время в регионе действует модель централизованной системы бухгалтерского учета, где казенному учреждению «Областное казначейство» переданы полномочия по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности органов исполнительной государственной власти области и государственных учреждений в отраслях с небольшой подведомственной сетью. Полномочия остальных государственных учреждений переданы отраслевым центрам учета. В каждом муниципальном образовании созданы межведомственные центры бухгалтерского учета.

Безусловно, Вологодская область не остановится на достигнутом и будет ставить новые планки. В рамках цифровой трансформации управления государственными финансами регион планирует развивать региональный электронный бюджет, преследуя следующие цели:

  • интеграцию с внешними информационными системами;
  • совершенствование схемы юридически значимого электронного документооборота;
  • внедрение цифрового рабочего места руководителя;
  • проведение мониторинга производительности труда специалистов бухгалтерских центров.

Место главбуха

Заместитель руководителя Федерального казначейства А. В. Дубовик рассказал о подходах, которые применяются к централизации учета на федеральном уровне. В практике централизации в основном применяется четыре подхода. Первый — это технологическая централизация. При этом создается единое информационное пространство, в котором работают бухгалтеры, взаимодействуя с внешней средой. Второй — функциональная централизация. Если взять этот подход за основу, то тогда процесс можно организовать и без использования информационных систем, но передать функции ведения учета и формирования бухгалтерской отчетности специалисту извне, например представителю казначейства. Еще один способ — это технологическая интеграция, при которой система того или иного учреждения интегрирована с внешней системой, а последняя в свою очередь имеет полный доступ к учетным данным в режиме 24/7.

Федеральное казначейство, централизуя учетные функции федеральных органов власти, применила четвертый подход: функционально-технологическую централизацию, когда созданы единая бухгалтерская служба и единое информационное пространство. Дубовик озвучил первые итоги централизации:

  • обеспечена достоверность учета и прозрачность ФХД;
  • обеспечено объективное формирование информации о состоянии активов и обязательств;
  • унифицированы и цифровизованы бизнес-процессы (применяется единая учетная политика, 89% процессов цифровизовано);
  • созданы условия для оптимизации ресурсов (высвобождено до 50% бухгалтерских работников);
  • создана единая информационная среда бухгалтерского учета, в которой сейчас зарегистрировано 30 тысяч пользователей, формируется 50 тысяч документов ежедневно, к каждому из которых обеспечен доступ).

Проект централизации — в развитии, и на сегодняшний день еще есть открытые вопросы. По словам заместителя руководителя ФК, это, например, вопросы организации внутреннего контроля и аудита, обеспечения управленческого учета, разделения ответственности, а также роли бухгалтера в учреждении.

На последнем как раз остановилась заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С. В. Сивец. Она отметила, что сейчас не прекращаются серьезные дискуссии на тему того, что такое централизация в рамках цифровизации экономики в общем. Цифровизация как таковая определяется целью. «И на сегодня ни одна концепция цифрового правительства или цифрового государства не предполагает, что вместо профессионалов управления появится 25 компьютеров, которые будут руководить государством. Конечно, нельзя ставить знак равенства между цифровизацией государства и бухучета. Но принцип создания системы и в том, и в другом случае один и тот же. Цель цифровизации любого процесса — внедрение умных технологий для создания новых условий, способствующих быстрому принятию эффективных решений», — считает Сивец. По ее мнению, цифровизация бухгалтерского учета создает качественно новую среду для принятия решений. (И это очень хорошо понимают в тех регионах, которые реализуют соответствующие проекты, в частности в Вологде). Поэтому невозможен такой уровень внедрения умных систем, при котором отпадет надобность в главном бухгалтере.

Сейчас, по словам докладчика, Минфин России и Федеральное казначейство работают над трансформацией отношения к профессии бухгалтера, корректировкой его функционала. Создана соответствующая рабочая группа из специалистов Минфина и казначейства, усилиями которой подготовлен целый блок электронных документов — они оформлены приказом Минфина России от 15 апреля 2021 года № 61н. «Этим документом мы публично признались, что вся наша предыдущая регуляторика — бумажное делопроизводство и нам нужно концептуально трансформировать подходы к учету», — сказала она.

Опыт реализации

Опыт реализации проекта по централизации функций бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в отрасли здравоохранения представил руководитель казенного учреждения в сфере здравоохранения Вологодской области «Централизованная бухгалтерия» М. Д. Дуганов. Как отметила Артамонова, дав слово докладчику, провести централизацию в здравоохранении наиболее сложно, так как учреждения этой сферы имеют три источника финансирования. Тем не менее проект был успешно реализован. «Казенное учреждение в сфере здравоохранения Вологодской области „Централизованная бухгалтерия“ завершило централизацию подведомственных учреждений с переходом сотрудников бухгалтерий из районов области и других ЛПУ в состав филиалов Вологды и Череповца. В настоящий момент централизованная бухгалтерия обслуживает 86 учреждений здравоохранения: 25 ЦРБ, 40 ЛПУ Вологды, 21 ЛПУ Череповца. Это более 30 тысяч сотрудников учреждений здравоохранения. Ведется учет и формируется отчетность по трем основным источникам финансирования и четырем основным видам помощи», — рассказал Дуганов. Сейчас безбумажные технологии используются при реализации 60% бизнес-процессов, но их объем будет нарастать.

12.jpg

Р. М. Бухмичева, начальник ГКУ «Областное казначейство» Вологодской области, с которого и начался проект централизации, рассказав о работе учреждения, обратилась к представителям федеральных органов власти с предложениями. Их реализация, по ее мнению, будет способствовать большей эффективности уже начатого в стране процесса. Суть предложений в следующем:

  • при введении в действие федеральных информационных систем, в том числе ведомственных, применяемых федеральными органами власти, предусматривать возможность интеграции с региональными системами для обмена информацией;
  • подготовить разъяснения по вопросам взаимодействия субъектов централизованного учета и централизованных бухгалтерий при осуществлении ими внутреннего финансового аудита;
  • регламентировать порядок и условия доступа органам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, органам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля к государственным и муниципальным информационным системам учета и отчетности.

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться