25 апреля 2024 года
Регистрация
№ 8 август 2021 — 19 августа 2021

Нацпроектом по бездорожью России

Версия для печати 686 Материалы по теме
Нацпроектом по бездорожью России

Национальный проект «Безопасные качественные дороги» реализовывают 105 крупнейших городских агломераций и 84 российских региона. В этом году самый масштабный в новейшей истории страны дорожный проект трансформировался: расширил географию и изменил структуру.

Трансформация нацпроекта

В 2021 году утвержден обновленный паспорт национального проекта «Безопасные качественные дороги». Документ приведен в соответствие с указом Президента России от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В новой редакции структура нацпроекта с четырех федеральных проектов увеличилась до шести (рисунок 1).

17.jpg

Под руководством Минтранса России продолжается реализация проектов «Региональная и местная дорожная сеть» (предыдущее название — «Дорожная сеть») и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». МВД России по-прежнему курирует проект «Безопасность дорожного движения», а Министерство обороны РФ — федеральный проект «Автомобильные дороги Минобороны России».

С 2021 года в обновленную структуру вошло два новых федеральных проекта — «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» и «Развитие федеральной магистральной сети». Федеральный проект, касающийся агломераций, предусматривает, что Минтранс России будет оказывать регионам содействие в обновлении парка городских автобусов, троллейбусов и трамваев. Федеральная поддержка осуществляется с применением механизма лизинга, а именно путем предоставления перевозчикам права приобретения транспортных средств со скидкой 60% от стоимости. На конкурсной основе отобраны 13 городских агломераций, которые в 2021 году получат 412 новых транспортных средств — 305 автобусов и 107 троллейбусов (рисунок 2).

18.jpg

Основная цель второго нового направления нацпроекта — развитие федеральной магистральной сети — заключается в повышении уровня экономической связанности территорий страны за счет строительства и реконструкции участков федеральных трасс. Это возведение обходов крупных городов, строительство транспортных развязок, ликвидация одноуровневых пересечений с железными дорогами, а также строительство и реконструкция мостовых переходов.

До 2024 года планируется осуществить строительство и реконструкцию участков автодорог федерального значения общей протяженностью 1,8 тысячи километров, из них силами Росавтодора — более 1,4 тысячи километров, ГК «Автодор» — 370 километров. Отдельное внимание будет уделено приведению в нормативное состояние искусственных сооружений на автомобильных дорогах. С 2022 года в проекте предусмотрена реконструкция аварийных и предаварийных мостов, а с 2023 года — строительство путепроводов на региональных и местных дорогах.

С 2021 года к числу участников нацпроекта «Безопасные качественные дороги» присоединился Санкт-Петербург. Таким образом, проект реализуется на территории 84 субъектов РФ. В целом в 2021 году в рамках нацпроекта планируется привести в нормативное состояние свыше 5,7 тысячи объектов общей протяженностью 16 тысяч километров.

Предсказуемые и непредсказуемые последствия

Дорожные работы по нацпроекту проходят на региональных трассах и улично-дорожной сети городских агломераций. И это не латание ям (как раз ямочный ремонт по нацпроекту не проводится), а только полноценная работа — либо капитальный ремонт, реконструкция, либо строительство объектов с использованием наилучших технологий и материалов. Кроме того, дополнительным эффектом стало то, что субъекты РФ активно перенимают этот опыт и внедряют у себя передовые практики, уже доказавшие свою результативность на федеральных трассах.

Еще очень важно то, что мероприятия нацпроекта ведутся комплексно — помимо дорожного полотна подрядные организации обновляют инфраструктуру. В зависимости от участка и дорожной ситуации по согласованию с ГИБДД подрядчики устанавливают барьерные ограждения, дорожные знаки, светофоры и уличное освещение, наносят новую разметку и т. д.

По нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в 2021 году подрядные организации планируют установить 284 тысячи новых дорожных знаков, около 753 тысяч погонных метров барьерного и 247 тысяч погонных метров пешеходного ограждения, более двух тысяч светофоров и свыше 533,7 тысячи погонных метров стационарного освещения. На проезжую часть нанесут более 27,7 миллиона погонных метров разметки, а вдоль дорог появятся более 1,5 миллиона погонных метров тротуаров.

Отметим, по данным ГИБДД, в течение семи месяцев 2021 года общее количество ДТП в российских регионах сократилось на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Немалую роль в этом играет реализация нацпроекта.

Еще один важный аспект — беспрецедентное федеральное финансирование. Не секрет, что степень износа многих важнейших дорожных объектов, мостов и путепроводов на региональных трассах очень высока — они нуждаются в серьезном капитальном ремонте или реконструкции. Городские агломерации растут и испытывают часто острую потребность в строительстве новых дорог, развязок, обходов городов. Для того чтобы все это реализовать, требуются значительные финансовые средства, которых в региональных и тем более местных бюджетах нет. И здесь необходима федеральная поддержка. Общий объем финансирования мероприятий федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» в 2021 году составляет порядка 330 миллиардов рублей, из которых 103,2 миллиарда — средства федеральной казны.

Отметим, что сейчас нацпроект «Безопасные качественные дороги» реализуется в 105 крупнейших агломерациях, однако с 2025 года в проект включены задачи по приведению к 2030 году в нормативное состояние до 85% дорог в агломерациях с населением от 100 до 200 тысяч человек — это 51 агломерация. Также в проект вошли населенные пункты Дальневосточного федерального округа с численностью населения свыше 20 тысяч человек.

Новые технологии и методики

Эффективность реализации национального проекта напрямую зависит от качества проводимых работ, и большую роль в этом вопросе играет отказ от устаревших материалов и переход на современные решения. Для повышения качества дорожных работ утвержден и функционирует Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения (РННТ). В нем уже содержится порядка 790 наименований материалов, около 250 конструкций и 360 технологий. Общеотраслевым центром компетенций выступает ФАУ «РОСДОРНИИ».

В 2021 году около 74% трасс и магистралей, которые приводят к нормативу по национальному проекту «Безопасные качественные дороги», будут построены и отремонтированы с использованием новейших и наилучших технологий. В их числе — технология холодного ресайклинга[1], методика объемного проектирования асфальтобетонных смесей, устройство тонких слоев износа, использование геосинтетических материалов, применение щебеночно-мастичного асфальтобетона и многие другие.

Еще одно нововведение, которое пришло в дорожную отрасль в связи с реализацией нацпроекта, — заключение контрактов на принципах жизненного цикла. Такой договор предусматривает не только проведение дорожно-строительных работ, но и последующее — на протяжении нескольких лет — содержание объекта подрядной организацией. Подрядные организации оценили плюсы долгосрочных контрактов, которые гарантируют их финансовую и экономическую устойчивость, а также круглогодичную занятость работников. Благодаря заключению таких договоров подрядчик может заранее, на несколько лет вперед, оценить объемы работ, которые ему предстоит выполнять. Это дает возможность своевременно закупить материалы, подбирать хорошую технику и, как результат, больше концентрироваться на качестве ремонта.

16 тысяч километров дорог в 84 субъектах РФ планируется привести в нормативное состояние в 2021 году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги»

Без сомнения, для того чтобы дороги были качественными, нужны высококвалифицированные специалисты. Повышение квалификации и высшее образование для работников дорожного хозяйства — также одна из важнейших задач нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Так, по курсу «Повышение квалификации и высшее образование для работников дорожного хозяйства» в этом году планируется обучить не менее двух тысяч человек.

330 млрд рублей, из которых 103,2 млрд рублей — средства федеральной казны, — общий объем финансирования мероприятий федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» в 2021 году

Регионы-лидеры

19.jpg

В 2020 году определены 12 субъектов — лидеров по реализации дорожного нацпроекта. Это вдвое больше 2019 года. Оценивали деятельность региональных проектных офисов по таким показателям, как организация работы проектной команды, качество работ, использование лучших технологий, ситуация с безопасностью дорожного движения и выполнение мероприятий для ее улучшения, контрактация, коммуникация с общественностью и т. д.

На совещании с губернаторами регионов, прошедшем в рамках ежегодной Транспортной недели, дипломы и статуэтки — символичные асфальтоукладчики — представителям региональных проектных офисов вручил заместитель Председателя Правительства РФ, куратор нацпроекта Марат Шакирзянович Хуснуллин. Памятные дипломы и статуэтки получили проектные команды Московской, Пензенской, Самарской, Белгородской, Новгородской и Свердловской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, республик

Татарстан и Адыгея, Чеченской и Удмуртской республик. Кроме того, за лучшие показатели по исполнительской дисциплине памятный диплом получила Калужская область, по контрактации объектов 2020 года — Оренбургская область, по применению новых и наилучших технологий — Саратовская область. За самую активную работу с общественностью в рамках реализации национального проекта отмечен региональный проектный офис Нижегородской области, команда Краснодарского края — за лучшую реализацию патриотического проекта «Улица Победы».

«Социальные» дороги

Нацпроект «Безопасные качественные дороги» ориентирован на достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни». И именно поэтому в первую очередь в программы ремонтных работ субъекты РФ включают дороги, ведущие к социально значимым объектам, в том числе к больницам, поликлиникам, медицинским центрам. До конца текущего года в нормативное состояние должны быть приведены более 400 участков дорог, ведущих к медицинским учреждениям. Их общая протяженность составляет порядка 1,1 тысячи километров.

12,8% доля заключенных в 2021 году с подрядчиками контрактов жизненного цикла. 7% плановое значение на 2021 год

Состояние школьных маршрутов, участков улично-дорожной сети к детским образовательным и досуговым учреждениям — также в зоне особого внимания дорожного нацпроекта. В 2021 году в 84 регионах страны специалисты планируют отремонтировать 780 таких объектов, их общая протяженность составит 1,5 тысячи километров. Работы ведутся комплексно: помимо ремонта проезжей части происходит обустройство пешеходных переходов, установка светофорных объектов, барьерных ограждений и т. д.

Памятники архитектуры, природные заповедники и живописные места в российских регионах становятся доступнее благодаря реализации дорожного нацпроекта. В этом году в нормативное состояние планируется привести более 300 автодорог, ведущих к туристическим объектам. Их общая протяженность составит около 1,5 тысячи километров. Нацпроект вносит существенную лепту в развитие отечественной туристической индустрии.

Кроме того, в текущем году в 84 регионах России дорожники и мостостроители планируют возвести и реконструировать порядка 40 капиталоемких объектов. В число этих объектов входят обходы городов, новые городские улицы, участки региональных трасс, искусственные сооружения.

Материал подготовлен пресс-службой Федерального дорожного агентства (Росавтодор)



[1] Холодный ресайклинг — технология, которая позволяет производить дорожный ремонт с использованием старого асфальтобетонного покрытия как компонента нового.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно