Работа Белгородской области по реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» получила высокую оценку на федеральном уровне, что позволило привлечь дополнительные средства на реализацию мероприятий нацпроекта.
Владимир Филиппович БОРОВИК, заместитель губернатора области — начальник Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области
За три года в рамках проекта «Безопасные качественные дороги» отремонтировано 405 объектов протяженностью более 670 километров и построено (реконструировано) пять капиталоемких объектов. Общий объем финансовых вложений составил 10,5 миллиарда рублей, из которых 6,4 миллиарда рублей было получено из федерального бюджета.
Реконструкция капиталоемких объектов, проведенная в 2020 году в Белгороде, привела к значительному улучшению транспортной ситуации в областном центре. На перекрестках, где пересекаются транспортные потоки, въезжающие в город из области, а также городские магистральные маршруты, соединяющие северную и южную части города, построены транспортные развязки в двух уровнях. После ввода их в эксплуатацию значительно улучшилась пропускная способность кольцевых пересечений.
Одна из составляющих национального проекта «Безопасные качественные дороги» — федеральный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». В рамках данного проекта на период с 2020 по 2023 год предусмотрено внедрение интеллектуальной транспортной системы, автоматизация процессов управления дорожным движением в городских агломерациях. Ежегодный объем финансирования по этому направлению составляет 80 миллионов рублей. Развитие интеллектуально-транспортных систем (ИТС) является важным элементом повышения безопасности дорожного движения. В перспективе мы планируем разработать и внедрить более эффективную систему управления дорожным движением — адаптивную автоматизированную систему.
Белгородская область применяет в дорожном строительстве девять новых технологий, в то время как большинство других регионов — максимум четыре
Белгородская область ежегодно и в установленный срок обеспечивает выполнение показателей национального проекта по вводу реконструированных и отремонтированных километров автодорог, отвечающих современным техническим требованиям эксплуатации. Для этого проводится масштабная подготовительная работа. В ходе визуально-инструментального обследования специалисты оценивают состояние конструктивных элементов автодороги, покрытия, обочин и водоотводных сооружений. На основании результатов составляют таблицу критичности всех автомобильных дорог регионального и межмуниципального значений, в которой в приоритетном порядке и с учетом значимости автодороги определяются сроки ее ремонта.
Своевременная подготовка ведомости дефектов, проектно-сметной документации, прохождение государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости объектов, входящих в нацпроект, дают возможность оперативно формировать конкурсную документацию для осуществления закупок и заключения контрактов. В результате уже к началу весенне-летнего периода, то есть сезону дорожно-строительных работ, заключена основная масса государственных контрактов. Это позволяет подрядным организациям подготовиться к строительному сезону и исполнить свои обязательства без нарушения сроков.
В области максимально используются инновации дорожного строительства. Регион входит в тройку лидеров по количеству используемых при строительстве дорог новых технологий. Мы используем девять новинок, в то время как другие регионы — максимум четыре.
Контроль
Для контроля качества выполняемых работ эксперты ежедневно берут пробы дорожно-строительных материалов из всех конструктивных элементов земляного полотна и дорожной одежды для проведения лабораторных исследований. В целях обеспечения своевременной оплаты уже выполненных дорожных работ как на областном, так и на муниципальном уровне ежемесячно составляются графики производства и финансирования, установлен жесткий контроль за его исполнением со стороны заказчиков и финансовых органов.
Для оперативного управления дорожными работами и контроля за их ходом мы используем автоматизированную систему оперативного управления «Эталон», которая является основной программой для подтверждения выполнения мероприятий в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». В этой системе в онлайн-режиме отображается ход работ на всех объектах и формируется отчетная информация для всех уровней власти не только региона, но и федерального дорожного агентства («Росавтодор»), Министерства транспорта РФ и Правительства РФ в целом.
Оценка на федеральном уровне
В связи с успешным выполнением мероприятий национального проекта и освоением запланированных средств в первом полугодии 2020 года из федерального бюджета было выделено дополнительно 2,8 миллиарда рублей. Таким образом, общий объем расходов по проекту составил в прошлом году 5,2 миллиарда рублей. Это позволило на год раньше приступить к работам на объектах, запланированным на 2021 год.
В текущем году объем финансирования в рамках национального проекта составляет 3,1 миллиарда рублей, в том числе средства областного бюджета — 2 миллиарда рублей, федерального бюджета — 1,1 миллиарда. На сегодня уже отремонтировано 150 объектов протяженностью 259,5 километра, из которых 166,7 километра — региональные и 92,8 километра — муниципальные автодороги. В соответствии с графиком все работы завершены до 1 июля.
Успешная работа региона по реализации дорожного национального проекта отмечена на федеральном уровне. Как поощрение за своевременное выполнение работ в текущем году из федерального бюджета дополнительно выделено 900 миллионов рублей на достижение целевых показателей региональных программ в сфере дорожного хозяйства. Это позволит перенести работы на отдельных объектах с 2022 года на текущий.