Российская Федерация передала ВЭБ.РФ право управлять от своего имени институтами развития, наделив функциями агента Правительства РФ. Почему был выбран именно этот механизм и как теперь происходит управление данной системой, «Бюджету» рассказал Георгий Александрович ЧИКОВ, руководитель блока агента Правительства РФ ВЭБ.РФ.
— Георгий Александрович, в ноябре 2020 года Правительство РФ объявило о реформе институтов развития. В связи с чем потребовалось изменить сложившуюся систему.
— Если быть более точным, то реформа на самом деле началась еще раньше. Вышедший в мае 2018 года президентский указ № 204 определил повестку развития страны на ближайшие шесть лет. Для достижения ключевых показателей, заявленных в документе, нужна была синергия институтов развития. Тогда по решению Правительства РФ на ВЭБ.РФ была возложена новая функция по координации деятельности Корпорации МСП, Российского экспортного центра и ДОМ.РФ.
Почему возникла такая необходимость? Надо понимать, что все институты развития создавались в разное время и для решения определенных задач — поддержки инноваций, малого и среднего предпринимательства, экспорта, регионального развития, жилищного строительства и промышленности. Однако в последние годы появились новые вызовы, которые требуют существенного пересмотра работы таких структур. Еще одна причина в том, что институты курировали разные министерства и повестку своей деятельности между собой они не согласовывали. В итоге у ряда институтов дублировался функционал, и они порой конкурировали между собой. Например, проблемами Дальнего Востока занималось сразу несколько структур со схожими задачами. Также у части институтов развития наблюдались низкие показатели эффективности, отсутствовала система мониторинга результатов работы. Все это и привело к пониманию необходимости создания совершенно другой модели работы институтов развития и формирования для них иного целеполагания, отвечающего современным вызовам и реалиям.
В конце 2020 года Правительство РФ приняло решение о кардинальном преобразовании системы институтов развития. Оно предусматривало объединение и ликвидацию организаций со схожими видами деятельности, сохранение при этом институтов развития со специальными задачами и передачу их под управление ВЭБ.РФ. Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года №
Таблица. Список институтов развития — участников реформы Правительства РФ
№ |
Наименование |
Сокращенное наименование |
Организационно-правовая форма |
Собственник |
Роль ВЭБ.РФ |
Институты развития, переданные под управление ВЭБ.РФ |
|||||
1 |
Агентство по технологическому развитию |
АНО АТР |
Автономная некоммерческая организация |
Минэкономразвития |
Агент Правительства РФ |
2 |
Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства |
Корпорация МСП |
Акционерное общество |
72% Минэкономразвития; 28% ВЭБ.РФ |
Агент Правительства РФ; Акционер |
3 |
РОСНАНО |
Роснано |
Акционерное общество |
Минэкономразвития |
Агент Правительства РФ |
4 |
Российский экспортный центр |
РЭЦ |
Акционерное общество |
ВЭБ.РФ |
Акционер |
5 |
Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк |
РОСЭКСИМБАНК |
Акционерное общество |
61% ЭКСАР; 39% РЭЦ |
Акционер через РЭЦ |
6 |
Российское агентство по страхованию кредитов и инвестиций |
ЭКСАР |
Акционерное общество |
РЭЦ |
Акционер через РЭЦ |
7 |
УК «РОСНАНО» |
УК Роснано |
Общество с ограниченной ответственностью |
99% РОСНАНО; 1% Куликов С. А. |
Учредитель (Агент Правительства РФ) через РОСНАНО |
8 |
Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий |
Сколково |
Некоммерческая организация |
МГТУ; РВК; ВЭБ.РФ; Ростехнологии; РАН; Фонд содействия инновациям |
Один из учредителей |
9 |
Российский фонд технологического развития |
Фонд развития промышленности |
Автономная некоммерческая организация |
Минпромторг |
Агент Правительства РФ |
10 |
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере |
Фонд содействия инновациям Фонд Бортника |
Бюджетное учреждение |
Минэкономразвития |
Агент Правительства РФ |
11 |
Российский фонд развития информационных технологий |
РФРИТ |
Унитарная некоммерческая организация |
Минэкономразвития |
Агент Правительства РФ |
12 |
Фонд инфраструктурных и образовательных программ |
ФИОП |
Унитарная некоммерческая организация |
РОСНАНО |
Агент РОСНАНО |
Институты развития, подлежащие ликвидации |
|||||
1 |
Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта |
АНО АПИ |
Автономная некоммерческая организация |
Минэкономразвития |
Агент Правительства РФ |
2 |
Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике |
АНО АРЧК ДВ |
Автономная некоммерческая организация |
Минэкономразвития |
Агент Правительства РФ |
3 |
Особые экономические зоны |
ОЭЗ |
Акционерное общество |
Минэкономразвития |
Агент Правительства РФ |
4 |
Росинфокоминвест |
Росинфокоминвест |
Акционерное общество |
Минэкономразвития |
Агент Правительства РФ |
5 |
Фонд развития Дальнего Востока и Арктики |
ВЭБ.ДВ |
Акционерное общество |
ВЭБ.РФ |
Акционер |
6 |
Фонд развития моногородов |
МОНОГОРОДА.РФ |
Некоммерческая организация |
ВЭБ.РФ |
Учредитель |
— Главная координирующая роль в этой реформе определена ВЭБ, почему?
— ВЭБ.РФ — один из крупнейших институтов развития, где наработан большой опыт в инвестиционной деятельности. ВЭБ управляет большими объемами средств, направляя их в стратегически важные проекты. И, конечно же, определенное значение в распределении координирующей роли сыграло то, что ВЭБ сам недавно успешно прошел подобную трансформацию. Были пересмотрены принципы работы и уровень управления, сокращена численность штата сотрудников, осуществлена реформа заработных плат.
— Управление институтами ВЭБ.РФ будет осуществлять путем реализации функций агента Правительства РФ. Почему выбран именно этот механизм? В чем его преимущество?
— Всего под управление ВЭБ.РФ было отдано 18 институтов. Конечно, передачу прав собственника государство могло бы оформить как внесение дополнительных имущественных взносов Российской Федерации в уставный капитал ВЭБ.РФ. Однако есть ряд нюансов. Все институты развития созданы в различных организационно-правовых формах, к тому же часть из них принадлежат государству напрямую, а часть — нет. Например, «Сколково» — некоммерческий фонд, созданный Российской академией наук, Российской венчурной компанией и прочими организациями. Опосредованно этот фонд, конечно же, принадлежит государству, но чисто юридически — нет.
К тому же прежде, чем передать все активы в уставный капитал, их следует оценить, чтобы и государство понимало, что и по какой цене передает, и ВЭБ.РФ мог поставить передаваемое на свой баланс. Вся эта процедура, конечно же, требовала времени, которого как раз и не было, поскольку дорожная карта реформы предусматривает жесткие сроки. Чтобы уложиться в них, было принято решение наделить ВЭБ.РФ функциями агента Правительства РФ. В марте 2021 года было принято соответствующее постановление Правительства РФ № 358.
Возможность осуществлять в отношении институтов развития правомочия собственника через выполнение функций агента Правительства РФ имеет ряд преимуществ по сравнению с уступкой РФ своих прав напрямую ВЭБ.РФ. Во-первых, не нужно проводить оценку рыночной стоимости акций, долей РФ в капитале институтов развития. Во-вторых, не требуется консолидация отчетности ВЭБ.РФ и института развития, нет влияния на их финансовые показатели. В-третьих, РФ полностью сохраняет все свои права в отношении институтов развития.
Хотелось бы подчеркнуть, что выполнение функций агента Правительства РФ не является чем-то новым для ВЭБ.РФ. Корпорация имеет давнюю историю, которая отражает экономическую историю России после 1917 года. Организация была создана в 1922 году и называлась «Российский коммерческий банк» (Роскомбанк). Далее она была реорганизована в Банк внешней торговли СССР, Внешэкономбанк СССР, Внешэкономбанк и, наконец, в государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ». При этом на протяжении всей своей истории корпорация оказывала услуги государству, а статус агента за ВЭБ.РФ был закреплен уже в январе 1992 года, когда специальным постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР Внешэкономбанк был определен агентом по обслуживанию внешнего долга и управлению активами бывшего СССР.
И сегодня ВЭБ.РФ продолжает быть агентом Правительства РФ по значительному кругу вопросов, включая обслуживание межгосударственных обязательств РФ, урегулирование задолженности перед РФ, предоставление и администрирование государственных гарантий РФ. При этом функции, выполняемые ВЭБ.РФ в качестве агента Правительства РФ, постоянно развиваются и увеличиваются. Например, в 2020 году, когда надо было быстро оказывать меры господдержки системообразующим организациям, наиболее пострадавшим в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, Правительство РФ в качестве агента привлекло именно ВЭБ.РФ. В июле текущего года корпорация определена агентом Правительства РФ по вопросам реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений.
ВЭБ.РФ принимает все решения, относящиеся к компетенции учредителя и акционера институтов развития, самостоятельно или с предварительным согласованием с Минэкономразвития России или Минпромторгом России
— Как теперь осуществляется управление институтами развития?
— До реформы крупными структурами, такими как «Роснано», Корпорация МСП, напрямую управляло Правительство РФ, в отношении других институтов полномочия собственника (государства) были закреплены за министерствами и ведомствами, в том числе Минэкономразвития России, Минпромторгом России и Росимуществом. Они формировали для институтов развития повестку дня.
Постановлением № 358 полномочия собственника имущества, учредителя, а также акционера по девяти институтам (Агентство по технологическому развитию, Корпорация МСП, «Роснано», Фонд содействия инновациям, Российский фонд развития информационных технологий, Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике, Росинфокоминвест, Особые экономические зоны) переданы Минэкономразвития России, а в отношении Фонда развития промышленности — Минпромторгу России. В свою очередь, этим документом предусмотрено, что ВЭБ.РФ осуществляет функции агента Правительства РФ по управлению институтами развития на основании договоров, заключенных с указанными министерствами.
В соответствии с постановлением и договорами ВЭБ.РФ принимает все решения, относящиеся к компетенции учредителя и акционера институтов развития, самостоятельно или с предварительным согласованием с Минэкономразвития России или Минпромторгом России. При этом в отношении «Роснано» и Корпорации МСП решения по наиболее существенным вопросам принимает Правительство РФ на основании предложений ВЭБ.РФ, согласованных с Минэкономразвития России.
Кроме того, для координации деятельности институтов развития сотрудники ВЭБ.РФ вошли в состав органов управления и контроля всех институтов развития (наблюдательные советы, советы директоров, ревизионные комиссии, ликвидационные комиссии и пр.). Таким образом, ВЭБ.РФ присутствует в институтах развития на всех уровнях управления. Такой подход обеспечивает возможность ВЭБ.РФ участвовать в определении стратегии и направлений их деятельности.
— Можно ли говорить о том, что институты развития утратили свою самостоятельность?
— Конечно, нет. Все институты развития остались самостоятельными структурами и сохранили ответственность за выполнение ключевых показателей эффективности. Да, ВЭБ.РФ участвует в формировании политики управления рисками и свободными денежными потоками институтов развития, но в своей операционной деятельности институты развития абсолютны автономны, и ВЭБ.РФ в ней не участвует. Мы будем координировать лишь стратегические глобальные вопросы. Чтобы все структуры действовали в одном направлении, не пересекались, не мешали друг другу, а дополняли.
— Из-за реформы объем оказания господдержки институтами не уменьшился?
— Несмотря на реформу, институты развития продолжают реализовывать программы оказания мер поддержки в полном объеме. Процедуры их получения в связи с преобразованием не изменились. Взаимодействие институтов с регионами и бизнесом не претерпит существенных изменений. Тем, кто заинтересован в получении меры поддержки государства, следует обращаться в установленном порядке в соответствующий институт развития. Конечно, институты будут трансформироваться, им будут добавляться какие-то новые функции, какие-то ликвидироваться, но в целом все процедуры, механизмы, остаются неизменными, как и то, что все действующие структуры остались абсолютно самостоятельными в принятии решений о предоставлении мер поддержки. ВЭБ, повторюсь, играет координирующую верхнеуровневую роль.
— Как государство контролирует непосредственно ВЭБ.РФ?
— ВЭБ.РФ находится под постоянным контролем Правительства РФ. Высший орган ВЭБ.РФ — наблюдательный совет — возглавляет заместитель Председателя Правительства РФ — руководитель аппарата Правительства РФ Дмитрий Юрьевич Григоренко. В совет также входят заместители Председателя Правительства РФ, министры финансового и экономического блоков. Все крупные сделки, все стратегические документы утверждают члены наблюдательного совета. Как получателя бюджетных средств ВЭБ.РФ контролирует Федеральное казначейство. Внутренний же контроль осуществляет Служба внутреннего контроля ВЭБ.РФ, подотчетная наблюдательному совету ВЭБ.РФ.
Что касается контроля в части институтов развития, то ВЭБ.РФ ежеквартально отчитывается в Правительство РФ и в министерства о выполнении функций агента Правительства РФ. Мы также отвечаем за достижение установленных постановлением № 358 показателей результативности.
Подготовила О. В. ИЗУТОВА