Версия для печати 877 Материалы по теме
Оптимизация процесса санкционирования расходов

Санкционирование расходов получателей средств федерального бюджета является классическим полномочием органов Федерального казначейства, которое закреплено бюджетным законодательством РФ.

Светлана Григорьевна ЛАДОНЯ, начальник отдела расходов Управления Федерального казначейства по Амурской области

В соответствии с положениями статьи 219 Бюджетного кодекса исполнение федерального бюджета по расходам предусматривает:

  • принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;
  • подтверждение денежных обязательств;
  • санкционирование оплаты денежных обязательств;
  • подтверждение исполнения денежных обязательств.

Согласно определениям, приведенным в статье 6 БК РФ, бюджетные обязательства — это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, а денежные обязательства — это обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому или юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора или соглашения. Бюджетное обязательство является основанием возникновения денежного обязательства.

Процесс санкционирования

Сегодня процесс санкционирова­ния состоит из достаточно большого набора проверочных действий, осуществляемых сотрудниками органов Федерального казначейства в различных информационных системах:

  • единой информационной системе в сфере закупок;
  • подсистеме управления расходами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ПУР ГИИС ЭБ);
  • автоматизированной системе Федерального казначейства.

Еще совсем недавно требовалось неоднократное представление клиентом однотипной информации, что влекло многочисленные проверки, осуществляемые визуально.

Уже на этапе осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ, плана-графика закупок, извещения об осуществлении закупки, проекта контракта, сведений о контракте, информации об исполнении государственного контракта сотрудники отдела расходов, отдела обслуживания силовых ведомств и территориальных отделов Управления Федерального казначейства по Амурской области (далее — Управление) проводят глубокий анализ представленных документов. Анализ позволяет предупредить ситуацию отказа в проведении платежа из-за несоответствия:

  • применяемых кодов бюджетной классификации расходов предмету оплаты;
  • содержания операции исходя из документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства, назначению платежа;
  • указанных наименования, ИНН, КПП, банковских реквизитов получателя денежных средств (исполнителя, поставщика, подрядчика по контракту) фактическим.

Работа отделов организована по принципу единого окна, при котором сопровождение курируемых учреждений осуществляется от момента размещения плана-графика закупок в ЕИС до оплаты в рамках принятых обязательств. Клиент, в свою очередь, имеет возможность принять своевременные меры по устранению выявленных несоответствий.

Новый бизнес-процесс

Начиная с 2021 года санкционирование расходов осуществляется в соответствии с:

  • Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета[1];
  • Порядком учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства[2].

Доработки информационных систем повлекли изменение многих бизнес-процессов и позволили сосредоточить в ЕИС государственные контракты (далее — ГК), бюджетные и денежные обязательства, документы о приемке товаров, работ, услуг (далее — ТРУ) в электронном виде. Внедрение функционала по формированию сведений о денежных обязательствах в ЕИС предполагает автоматизацию этого процесса. Реализация различных автоматизированных контролей позволяет исключить ошибки на стороне заказчика при внесении информации в сведения о денежных обязательствах.

Бизнес-процесс начинается с момента размещения заказчиком в ЕИС сведений о контракте. Одновременно происходит формирование сведения о бюджетном обязательстве и его направление для постановки на учет в орган Федерального казначейства (рисунок 1).

43.jpg

После этого в личном кабинете заказчика ЕИС появляется возможность формирования следующего документа — это Сведения о денежном обязательстве. Следует отметить, что для денежных обязательств, подтверждающих факт поставки ТРУ, возникает дополнительное условие — наличие положительного решения органа контроля в отношении информации об исполнении ГК, который проверяет ее на соответствие требованиям постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1084 (далее — ПП № 1084) (рисунок 2). Корректное формирование сведений о денежных обязательствах обусловлено заполнением в системном документе «Сведение об исполнении контракта» в ЕИС информации об объекте закупки по документу о приемке с указанием наименования ТРУ.

44.jpg

Всесторонняя увязка информации, содержащейся в системных и унифицированных формах документов, позволит оптимизировать их визуальный контроль, делая его избыточным.

Из ЕИС сведения о денежных обязательствах поступают:

  • в подсистему управления расходами «Электронного бюджета» для постановки на учет;
  • в подсистему учета и отчетности «Электронного бюджета» для отражения в регистрах бухгалтерского учета в случае передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета органам Федерального казначейства.

Группы рисков

В настоящее время внедряется риск-ориентированный подход к санкционированию оплаты денежных обязательств. В подсистеме управления расходами автоматизируется процесс отнесения денежных обязательств к группам рискоемкости операций, которые напрямую зависят от группы рискоемкости бюджетного обязательства.

Справочник групп рискоемкости подсистемы управления расходами содержит три группы рискоемкости бюджетных обязательств:

1-я группа — группа особой важности, к которой относятся обязательства, возникающие на основании ГК, подлежащих расширенному казначейскому сопровождению.

2-я группа — группа высокой важности. Такую рискоемкость имеют обязательства по ГК на сумму от 10 миллионов рублей, в том числе по ГК, заключаемым в рамках государственного оборонного заказа, в целях реализации национальных проектов, оплаты строительно-монтажных работ по объектам капитального строительства, проведения мероприятий информатизации. Такая же рискоемкость у ГК на сумму от 100 миллионов рублей на закупку ТРУ, условиями которых не предусмотрено авансирование.

3-я группа — группа средней важности. Предусматривается для обязательств, аналогичных 2-й группе рискоемкости, по ГК, сумма которых не должна превышать 10 миллионов рублей. К данной группе также отнесены обязательства по ГК до 100 миллионов рублей на закупку ТРУ, условиями которых не предусмотрено авансирование, и ГК, предметом которых является аренда имущества, водоснабжение, водоотведение, обращение с твердыми коммунальными отходами, услуги связи.

К низкому уровню риска отнесены операции, обработку которых можно осуществлять посредством информационных систем, используемых Федеральным казначейством без визуального контроля. Это обязательства по оплате труда, страховым взносам, социальным выплатам, налогам.

Электронное актирование

Важнейшим инструментом, позволяющим исключить риски внесения ошибочных сведений заказчиками и, как следствие, оптимизировать процесс санкционирования расходов получателей средств федерального бюджета, является внедрение в широкую практику электронного универсального передаточного документа (электронное актирование). Перевод подписания акта выполненных работ в электронный вид обеспечивает ускорение процесса подписания документа о приемке ТРУ участниками закупки и сроков оплаты.

Электронное актирование интересно и с точки зрения расширенного казначейского сопровождения целевых средств, так как обеспечивает оперативность, прозрачность и достоверность данных об исполнении государственных контрактов

Электронный акт внедрен по форматам универсального передаточного документа Налоговой службы и расширен для целей государственного заказа с учетом специфики, реквизитного состава, требований о приемке ТРУ Федерального закона № 44‑ФЗ, различных отраслевых требований. В связи с этим включение в проекты контрактов самостоятельно разработанных форм документов о приемке не требуется. Электронное актирование позволяет автоматически сформировать проект сведений об исполнении ГК, заключенного в электронном виде, для размещения в реестре контрактов, что полностью исключает внесение заказчиками ошибочных данных и, как следствие, позволяет избежать совершения административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.31 КоАП РФ.

Помимо снижения рисков, связанных с возможными ошибками заказчиков, следует отметить оптимизацию работы сотрудников органов Федерального казначейства при проведении проверки, предусмотренной положениями ПП № 1084, на соответствие информации об исполнении ГК условиям ГК и электронного акта в части:

  • наименования объекта закупки;
  • информации о количестве поставленного товара, объеме выполненной работы, оказанной услуги;
  • единицы измерения;
  • наименования страны происхождения товара;
  • информации о производителе товара в отношении исполненного контракта.

Электронный документ о приемке ТРУ подтверждает достоверность данных об исполнении контракта.

В работе

В марте 2020 года по поручению Президента РФ от 4 декабря 2019 года № Пр-2472 Федеральное казначейство, в том числе и Управление, проводили большую разъяснительную работу с клиентами, объясняя необходимость применения документа о приемке ТРУ в электронной форме. Данный функционал в ЕИС был реализован с 1 января 2020 года и дал возможность его максимальной апробации, а также позволил заказчикам заблаговременно включить в проекты контрактов условия по формированию документа о приемке в электронной форме, подготовить дополнительные соглашения к ранее заключенным контрактам.

Пользуясь этой возможностью, заказчики инициировали внесение изменений в заключенные ГК, предусматривающие возможность формирования и подписания документов о приемке ТРУ в электронной форме наряду с документами, оформленными на бумажном носителе, и приступили к использованию в своей работе механизма электронного актирования. Пока клиенты Управления еще недостаточно широко используют электронное актирование. Однако те, которые применяют данный функционал, отмечают удобство его применения, экономию времени, корректность при создании цифрового документа, а также возможность автоматизированного формирования сведения о денежном обязательстве. Электронное актирование интересно и с точки зрения расширенного казначейского сопровождения целевых средств, так как обеспечивает оперативность, прозрачность и достоверность данных об исполнении государственных контрактов, сокращает бумажный документооборот.



[1] Утвержден приказом Минфина России от 30 октября 2020 года № 257н.

[2] Утвержден приказом Минфина России от 30 октября 2020 года № 258н.


Поделиться